Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS, в котором Россия принимала участие с 1995 г., не будет проводиться в 2023 г., так как российская сторона отказалась от участия в нем, сообщает директор ассоциации – организатора исследования IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) Дирк Хастедт. В ассоциации не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в центр проведения международных исследований от России (ФИОКО). В Рособрнадзоре подтвердили, что участие России в международных исследованиях качества образования от ОЭСР и IEA (то есть TIMSS и PISA – прим. ред.) приостановлено “в связи с многосторонними санкциями в отношении РФ”. При этом в ведомстве сообщили, что вместе с Минпросветом «провели работу по импортозамещению» и реализовали возможность оценки подготовки учащихся «по модели PISA» с 2022 г. без участия ОЭСР. Вроде и хочется порадоваться, но пока не похоже, что таким образом наши образовательные стандарты вернутся к собственным традициям. Ведь западные глобальные стандарты намерены сохранить, дав им «русское издание».

Надо заметить, что форсайт-проект Education-2030 привезла в Россию (и отдельно – в Высшую школу экономики), вместе с тестами PISA, именно ОЭСР. Эта структура, куда Россию не собираются принимать, как страну с «не развитой экономикой», давно диктует единые глобальные стандарты «трансформации» образования, и министр просвещения Кравцов ранее подобострастно отчитывался в их выполнении.

«В течение трех последних лет российские специалисты досконально изучили этот инструмент измерения и могут обеспечить возможность продолжать мониторинг системы образования с помощью полностью аналогичного инструмента», – сообщили в Рособрнадзоре.

Тут самое время напомнить публичную критику в адрес министра Кравцова от спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Критика от января 2021 г., но ее актуальность не теряется:

«Я не совсем удовлетворена вашим докладом и ответами на вопросы. Не получилось системного понимания, что такое национальный проект «Образование», какие цели перед ним стоят и как они будут достигнуты. <…> Меня очень насторожила ваша увлечённость международными исследованиями качества образования в России. По-моему, это не тот путь, которым должен идти министр просвещения. Мы всегда гордились отечественной системой образования, которая была лучшей в мире и, думаю, таковой остаётся», — заявила Кравцову Матвиенко.

Вроде как новости позитивные, из серии борьбы за суверенитет страны. Но при таком раскладе совершенно непонятно, зачем было отказываться от прямого «партнерства», если сами оценки образования у нас продолжатся по скопированным у них критериям. По сути, это будут те же адаптированные версии TIMSS и PISA, только уже под нашей, «суверенной» вывеской.

Российские власти в момент подведения итогов TIMSS-2019 активно приветствовали результаты, полученные школьниками. Министр Сергей Кравцов отметил лидерские позиции российского школьного образования и заявил, что в российской школе сохраняется фундаментальная подготовка, позволяющая «сформировать навыки XXI века – soft skills».

В «образовании будущего» эти самые межпредметные навыки ставятся в приоритет над фундаментальными предметными знаниями. Поэтому неудивительно, что Кравцов использует установки глобальных «партнеров», активно применяет их иностранизмы и внедряет их методички в России, гордясь этим (и сам Кравцов, допускаем, не более, чем простой исполнитель в этой истории).

«В ответе на запрос СМИ в Рособрнадзоре добавили, что финансирование, ранее предусмотренное на международные исследования, было направлено на поддержку национального формата оценки качества образования».

Что ж, поживем – увидим, насколько новый формат оценки качества действительно будет национальным. Пока, зная устремления нашего кабмина к «взаимодействию со всем цивилизованным сообществом», в это верится с большим трудом.

РИА Катюша