Вашингтон не оставляет попыток «сбить» цену на нефть. В качестве ответа на анонсированное Россией сокращение добычи администрация Байдена объявила об очередной распаковке своего стратегического резерва. А он за прошлый год и так уже неплохо «похудел», достигнув 40-летних минимумов

Источник: novostipmr.com

Сейчас планируется продать только 26 млн баррелей. То есть если сравнивать это с объёмами покидающей рынок русской нефти (0,5 млн баррелей в сутки), то можно выразить сомнение в том, что подобная мера окажет какое-либо влияние на понижение цены.

При этом они вообще-то хотели запасы не разбазаривать, а пополнять. И делать это по цене не более 70 долларов за баррель. Успехи в этом деле были достигнуты «феноменальные». То есть никакие. Буквально сегодня пришли новые данные. Так вот, с начала объявления программы по восполнению резервы не наполнились ни единым баррелем.

Всё это в очередной раз демонстрирует, что у США не осталось иного рычага давления на нефтяные котировки помимо распаковки стратегического резерва.

Ведь что они могли сделать раньше. Напечатать нужное количество долларов, закупив на них нефть на мировом рынке. Да, на короткой дистанции цены бы выросли. Однако, имея возможность предложить более высокую цену за счёт дополнительной эмиссии, США лишили бы другие регионы энергоресурсов. Что привело бы к замедлению их экономик и, как следствие, падению спроса на нефть. Это вернуло бы котировки к нормальным значениям. Ну а за решение американских проблем заплатил бы остальной мир.

Теперь же вместо зелёных бумажек приходится вываливать на рынок реальный товар. Так как возможности включить печатный станок для скупки нефти (и любых других биржевых товаров) больше нет. По причине того, что дальнейшее продолжение эмиссии продолжит разгонять инфляцию. Запас прочности в этом инструменте исчерпан.

Вообще, если проследить цепочку событий за прошедший год, то, как минимум в вопросе нефти, ожидания США очень сильно разошлись с реальностью. Сначала были безрезультатные вояжи Байдена к тем, кто потенциально мог бы заместить выпадающие объемы русской нефти. Однако никакого ожидаемого раскола внутри ОПЕК+ не случилось. Потому что каждый из членов альянса прекрасно понимает, что следующий сеанс карательной медицины может быть применен к нему.

Более того, ОПЕК+ не просто не увеличил добычу, а пошёл на рекордное сокращение квот на 2 млн баррелей в сутки. Причём в реальности оно оказалось ещё больше. Согласно недавней статистике, в январе 2023 года страны ОПЕК+ добывали 38,18 млн б/с нефти, в то время как по условиям соглашения могли извлекать 40,1 млн б/с. То есть отставание от плана составило 1,93 млн б/с.

Тем временем для нефти из России открылся огромный индийский рынок, куда мы смогли перенаправить существенную долю своих объёмов. Россия стала третьим поставщиком (после Саудовской Аравии и Ирака), поставив 242 млн баррелей. Годом ранее это значение было почти в 10 раз меньше — 26,6 млн баррелей. Да, выросли расходы на логистику (то, что у нас принято называть «скидками»), так как произошло увеличение среднего расстояния по морю до конечного покупателя. Более длинные маршруты означают больше времени в море и требуют большего количества судов для поддержания потока.

Разумеется, это всё издержки. Но основная цель — существенный ущерб для нефтяной отрасли России, достигнута не была. То, что происходит сейчас — не сколько следствие западных рестрикций, сколько медленная работа нашего Минфина по определению нормального уровня налогообложения для нефтянки.

Ну а американский стратегический резерв явно не резиновый. И даже этот инструмент когда-нибудь закончится. И тогда останется только одно средство для борьбы с высокими ценами и дефицитом предложения нефти — ещё большее замедление западных экономик, что приведёт к сокращению спроса.

Константин Двинский