Присоединение в 1569 году малороссийских земель стало подлинным проклятием для Польши, изначально полагавшей, что полонизация края и его приобщение к католичеству не встретит особых сложностей. Еще в XIV веке поляки захватили у Великого княжества Литовского (ВКЛ) часть земель, населённых малороссами, и установили там свои законы. Местное население восприняло приход новых хозяев без симпатии, однако и без видимой ненависти. Это создало у поляков иллюзию, что и остальные малороссийские территории покорятся без серьёзных усилий.

Главная ошибка шляхты состояла в том, что она не до конца понимала, какой менталитет сложился у людей, живших непосредственно возле «Дикого поля». Постоянная опасность со стороны кочевников требовала от них стать воинами не только на время войн, но и в обычной жизни. Миролюбивый и покорный поселянин не имел никакого шанса выжить в обстановке постоянных военных конфликтов, поэтому он «эволюционировал» в мужественного и жестокого воина, всегда готового взяться за оружие. Разумеется, этот новый тип малоросса совершенно не был готов гнуть шею перед господином и считать себя крепостным рабом.

Любопытно, что изначально поляки вроде бы понимали, что имеют дело с другими малороссами. В первые годы польского господства основная часть населения, даже не относившаяся к воинскому сословию, жила относительно свободно. Шляхта при этом привлекала беглых крестьян на новые земли. Со временем, однако, поляки утратили осторожность и начали потихоньку наступать на права местных жителей. Ситуация особенно усложнилась после того, как в Бресте была подписана религиозная уния.

Ни польская шляхта, ни католические иерархи не обладали достаточным умом и тактом для того, чтобы грамотно обращаться с новыми подданными короны. Им даже не хватило благоразумия рассудить, как их действия могут отразиться на их собственных интересах. Вследствие этого жестокий конфликт становился неизбежным, а взаимная ненависть – очевидной. С пылом, достойным лучшего применения, поляки начали насаждать в Левобережной Малороссии абсолютно чуждые ей ценности.

Ответом на насилие стали кровавые восстания Косинского и Наливайко, с огромным трудом подавленные наёмными войсками. Впрочем, разгром восстаний стал только прологом для будущих выступлений.

«Сторожа запорожских вольностей», Сергей Васильковский

В отличие от многих других казачьих предводителей, о Павле Михновиче Павлюке, прозванном Бутом, мы практически ничего не знаем. Из какой семьи он происходил, был ли шляхтичем или простым казаком – можно только гадать.

Вероятнее всего, Павлюк не мог похвастаться «благородным происхождением», поэтому своего высокого положения атамана достиг воинскими подвигами. Очевидно, что ему пришлось участвовать в многочисленных войнах с крымскими татарами и Московским государством в период Смуты. Избежать этого он попросту не мог.

К 1637 году, когда началось новое антипольское восстание, Павлюк был уже зрелым человеком. Незадолго до этого он принял участие в очередном казачьем выступлении под руководством Сулимы, но по каким-то загадочным причинам избежал общей печальной участи. За некие заслуги великий канцлер Речи Посполитой Томаш Замойский добился его помилования и освобождения. Вмешательство столь влиятельного лица позволяет нам предполагать, что Павлюк ранее неоднократно приносил пользу «польскому делу».

Освобождая Павлюка, озлобленного казнью товарищей, канцлер совершил роковую ошибку. Неизвестно, обещал ли он что-то властям Речи Посполитой, однако по возвращению на Родину тут же приступил к организации нового восстания. Очевидно, что Замойскому пришлось неоднократно оправдываться перед шляхтой за свои действия.

Казацкое восстание 1637–1638 годов

В Малороссии обстановка настолько была накалена, что желающим выступить против Речи Посполитой не приходилось прилагать никаких усилий, чтобы поднять казаков на восстание. И это при том, что поляки крайне жестоко казнили всех, кто попадал к ним в плен. «Цивилизованные европейцы» сажали своих противников на кол и даже сдирали живьем с них кожу. При этому они продолжали считать себя культурным народом, который противостоит варварам.

Чтобы понять главную причину восстания 1637-го года, нужно разобраться в таком понятии как «Реестр». Оно определяло отношения между поляками и казаками всё время их взаимного сосуществования.

Дело в том, что польскому правительство постоянно требовались военные люди, которые бы могли сдерживать набеги степных кочевников. Наёмное войско, которое часто воевало на европейских фронтах, для этого не годилось. Оно было слишком тяжёлым на подъем, не знало степных особенностей и частенько бунтовало против своих хозяев. Казаков, перенявших от татар их манеру ведения войны, заменить было просто некому. Это и заставляло поляков, сжав зубы, терпеть существование казачества.

Те казаки, которые находились на постоянной военной службе, были записаны в специальные списки, которые назывались Реестром. Все остальные жители Малороссии переходили в крепостное состояние. По этой причине, зная ужасы польского крепостничества, не трудно понять, как местные жители «ломились» в Реестр.

В 1637-м году польский комиссар Адам Кисель и польный гетман Николай Потоцкий как раз производили сверку Реестра и удаляли из него всех, кто записался туда незаконно. Одновременно они поставили над казаками своего сторонника Савву Кононовича.

Узнав о недовольстве казаков, Павлюк и его сторонники захватили в Корсуни артиллерию и выслали универсалы с призывом подниматься на всеобщее восстание. В городе Переяславле им удалось захватить в плен пропольскую часть казачьей старшины и казнить её. После этого Малороссия вспыхнула, началось истребление шляхты и евреев.

Как и позднее Богдан Хмельницкий, Павлюк надеялся сначала максимально распространить восстание на сопредельную территорию, а потом попросить помощи у Московского государства. Сложно сказать, мог ли в тот момент русский царь прислать ему действенную помощь, ведь Русь была разорена Смутой, однако надежды на неё у казаков были.

Одновременно Павлюк издал манифест, которым фактически отменял крепостное право в Малороссии. Его действие вызвало огромные энтузиазм в среде крестьянства, к казакам потянулись боевые дружины.

Узким место казаков не только в этом восстании, но и в других выступлениях оставались слабая дисциплина и плохое качество вооружения. Воевать с полудикими степняками можно было простым оружием, однако против тяжеловооружённой европейской армии нужно было действовать совершенно иначе.

Реестровые казаки. Диорама

Решающая битва между казаками и польской армией состоялась при селе Кумейки. Польское войско возглавлял магнат Николай Потоцкий. Он окружил казачий стан, уставленный по всему периметру возами, и начал обстреливать его артиллерией.

Понимая, что действия поляков рано или поздно приведут к полному разгрому восставших, Павлюк приказал отдельным группам казаков прорываться сквозь польские ряды и уходить восвояси. Позже он и сам присоединился к беглецам. Возможно, казакам и удалось бы уйти от погони, однако их отряд легкомысленно остановился в местечке Боровица. Там польские силы настигли отступающих и обложили их по всем правилам осадной науки.

О том, что случилось потом, историкам до сих пор приходится гадать. То ли Павлюк сам неосторожно попал в плен к Потоцкому во время переговоров, а то ли его выдали соратники – Бог весть. Во всяком случае он был захвачен поляками и торжественно отправлен в Варшаву. Там предводителя казачьих войск жестоко казнили после пыток.

От других казачьих атаманов Павлюк отличался тем, что предложил восставшим наиболее радикальную программу. Он обещал полную отмену крепостного права всем, кто присоединится к его войску. Позже другие «гетманы» никогда не предлагали такого «крайнего «решения. Тот же Богдан Хмельницкий никогда решительно не выступал против крепостничества.

Остался ли Павлюк в памяти потомков? По большому счету, он не смог эффективно противостоять польскому войску и не оправдал надежд восставших. Вместе с тем он стал той очередной каплей, которая точит камень. Через десять лет вспыхнет восстание, которое навсегда поставит точку в польской истории Левобережной Малороссии…

Аркадий ВЕРТЯЗИН