ФОТО: ANDREY KUZMIN / SHUTTERSTOCK.COM

Почему первыми ёлку в Российской Империи начали наряжать иностранцы? Почему мандарины привозили только зимой? Как идея с костюмом Мороза Ивановича и песня про ёлочку стали обязательной частью программы? И почему Сталин сначала запретил, а потом вернул хороводы вокруг ёлки? Об этом читайте в материале Царьграда.

В царские времена наступление Рождества и Нового года пышно праздновали по всей Российской Империи. В конце XIX и начале XX веков традиции столицы почти не отличались от традиций городов губернских и уездных. А некоторые дошли и до наших дней. О том, как наши предки отмечали главные зимние праздники, рассказала историк, завотделом использования и публикации документов госархива Свердловской области Ольга Бухаркина.

Мандарины могли привезти только зимой

– Что было на столах в Рождество?

– Мы можем судить об этом по ресторанным меню. Названия у блюд в основном французские. К примеру, в меню одного из екатеринбургских ресторанов на 31 декабря есть «глясс». Мы знаем кофе гляссе – кофе с мороженым. А глясс – это замороженное фруктовое пюре.

Обязательным атрибутом праздничного стола были апельсины и мандарины. В те времена не было самолётов, поэтому цитрусовые, созревающие к ноябрю и началу декабря, появлялись в магазинах всех городов Российской Империи как раз в Новогодье.

На столах людей побогаче были и оранжерейные ананасы и земляника. Тогда такие фрукты считались экзотикой. И, конечно, Новый год в городах встречали с бокалом шампанского.

ФОТО: NADEZDA SEREDA / SHUTTERSTOCK.COM

Дед Мороз и «В лесу родилась ёлочка»

– Из сценария детского праздника начала ХХ века пришла к нам песенка про ёлочку. Стихи сочинила 25-летняя Раиса Кудашева. А мелодию в 1905 году написал Леонид Бекман, агроном, большой любитель музыки. Он сыграл песню на рояле, а вот как записать ноты, не знал. Помогла ему супруга, пианистка Бекман-Щедрина. Песенка оказалась так хороша, что мы встречаем с нею Новый год больше ста лет. Кстати, Раиса Кудашева узнала, что её стишок стал песенкой, только в 1921 году: она ехала в поезде и услышала, как эту песенку поёт девочка.

– Ну а Дед Мороз – это древняя традиция?

 ФОТО: НИКЕРИЧЕВ АНДРЕЙ / АГЕНТСТВО «МОСКВА»

– Нет, он впервые появился на ёлке в те же времена. Дело было так: на маскарад в столице пришёл гость в костюме Мороза Ивановича из одноимённой сказки Одоевского о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице. Дедушка раздавал гостям сюрпризы и сладости. И так этот герой был хорош, что о нём написали в газетах. С тех пор Дед Мороз и начал приходить на новогодние праздники к подданным Российской Империи.

И, конечно, главным символом, главным украшением дома в Рождество была нарядная ёлка. Эта традиция пришла к нам от немцев.

Наряжать дома ёлку стали иностранцы

Ель в качестве новогоднего дерева с древнейших времён украшают народы Европы. Изначально ёлки украшали яблоками, которые символизировали счастье и достаток. Собственно, и первые ёлочные украшения – шары – были своего рода аналогами яблок, только цветными и сверкающими.

В России ёлки в качестве символа Рождества появились только в начале XIX века, при Александре I. Их украшали немцы, живущие в Петербурге, потому что такая традиция была на их родине. Вскоре украшенные лесные красавицы появились и в домах столичной знати. Впервые о ёлке в прессе написали в канун 1840 года. Тогда петербургская газета «Северная пчела» рассказала о том, что в продаже появились украшенные гирляндами и фонариками деревца.

– За ёлками специально ходили в лес?

– До конца XIX века ёлки продавались в Санкт-Петербурге только при кондитерских лавках. Так покупателям предлагали убить двух зайцев – в одном месте купить и сладости для праздника, и ёлку. Стоили они дорого, а украшены были самыми разными стеклянными игрушками, напоминающими современные украшения.

Первый ёлочный базар в Санкт-Петербурге открылся в конце XIX века. Украшали ёлки чем могли. Рабочие обходились простыми и скромными игрушками, а дворяне могли себе позволить украсить ёлку даже драгоценностями и изготовленными по заказу игрушками.

ФОТО: САНДУРСКАЯ СОФЬЯ / АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Балы: одним – игрушки, другим – одежда

– Наряду с балами для элиты праздничные мероприятия устраивались в гимназиях и учебных заведениях. В больших городах проходили официальные встречи в присутствии городского головы и представителей высшего общества: приёмы, городские вечера, маскарады, танцы.

– К детям было особое внимание?

Конечно, они были главными героями Рождества. Специально устраивались ёлки для бедных детей. Подарки обязательно получали все, в основном в коробках были сладости. Для детей побогаче – шоколад и игрушки. Для бедных – пряники и конфеты подешевле и что-то нужное, например шапка или носочки.

ФОТО: DANILOVA JANNA / SHUTTERSTOCK.COM

В рождественские праздники обязательно устраивалось много благотворительных мероприятий. И сегодня эта традиция возродилась. В городе были попечители, которые узнавали, что именно нужно бедным детям, и обязательно дарили их семьям что-то практичное – отрез ткани, что-то из одежды и обуви. В наши дни эту традицию продолжила новогодняя акция «Ёлка желаний», когда крупные чиновники и меценаты дарят желаемые подарки детям из простых семей.

– Как развлекались на балах?

Праздники для детей были похожи на современные: хороводы вокруг ёлки, игры. На школьных и гимназических утренниках дети сами готовили праздничные номера. Иногда такие мероприятия превращались в настоящие концерты.

ФОТО: EVGAVRILOV / SHUTTERSTOCK.COM

Как и почему запретили ёлку

– Наряжать ёлочку запретили в 1924 году большевики. В начале правления Сталина её отнесли к религиозным атрибутам. В детских журналах авторы стишков убеждали: «Мы с тобой враги попам, Рождества не надо нам». До 1935 года новогодние праздники считались вредным предрассудком и были запрещены. Более того, 31 декабря дружинники выполняли такую «общественную нагрузку»: ходили по домам и проверяли, не отмечает ли кто-нибудь растленный буржуазный и вражеский праздник.

– Однако запрет этот вскоре сняли. Почему?

– 28 декабря 1935 года во всесоюзной газете «Правда» с подачи властей появилась публикация, автор которой предложил устроить для детей ёлки: провести праздники в детских клубах, в кинотеатрах, в школах и дворцах пионеров. В материале речь шла о том, что до революции дети рабочих и крестьян с завистью заглядывали в окна к буржуям, которые устраивали ёлки для своих детей. Теперь же праздник нужно устроить и для детей пролетариев. О том, что на ёлки в царские времена приглашали и детей рабочих, автор умолчал.

Судя по тому, что началось на следующий день, можно понять, как люди ждали реабилитации Нового года. Уже 30 декабря на московских улицах появились продавцы с ёлками, а в магазинах игрушек выстроились огромные очереди. Люди скупали всё, что хоть немного напоминало ёлочные украшения, всё, что можно повесить на ёлку. В те времена родилась и традиция делать ёлочные игрушки своими руками, клеить цепи из фантиков или цветной бумаги, заворачивать в фольгу орехи, вешать на новогоднее деревце мандарины и конфеты.

Ёлка вернулась. Но уже как символ Нового года, а не запрещённого религиозного Рождества. Поэтому праздничное деревце начали называть уже не Рождественским, а новогодним. Рождественской ёлка снова стала в России в 90-х годах ХХ века, а официально Рождество праздновать начали с 2003 года, когда 7 января стало государственным праздником.

АЛЛА БАРАНОВА