ФОТО: OLEKSII CHUMACHENKO/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Верхушка раскольничьей ПЦУ разрешила своим приходам отмечать Рождество по григорианскому календарю. Следом за ними обещают подтянуться и местные грекокатолики, чей итальянский экзархат сделал это год назад. В целом, если логика событий сохранится, желание «щоб не як у москальского попа» может привести Украину и к латинице, и к женщинам-священникам.

Папа и патриарх под жовто-блакитным прапором

Нововведение живущей под сенью фанарского томоса ПЦУ, согласно которому её приходы могут сами решать, праздновать ли Рождество 25 декабря либо же, как и раньше, 7 января, на самом деле не такое уж и новое. Эту тему глава псевдоцерковной структуры Епифаний Думенко поднимал ещё как минимум год назад.

«Будем прогнозировать, что в течение десяти лет (состоится переход на близкий григорианскому новоюлианский календарь), – заявил тогда он «Радио Свобода»*. – А дальше будем смотреть. Это трудно так предвидеть… Мы призваны проводить прежде всего просветительскую работу. Мы празднуем 25-го, просто по разным календарям. Да, эту ошибку надо будет исправить».

То есть, судя по риторике, пан Думенко давно созрел для такого шага – полного перевода своей церковной структуры на западный календарь, осталось, как принято говорить в отношении подобных мутноватых делишек, лишь подготовить почву.

О желании совершить календарный переход одновременно с епифаньевцами заявили и украинские грекокатолики, чей экзархат в Италии его давно уже совершил.

«Мы со своей стороны – УГКЦ, хотим это делать вместе с нашими братьями православными, – заявил в эфире «Живого телебачення» «патриарх» УГКЦ Святослав Шевчук. – Украина имеет свой особый контекст, в частности экуменический, традиционный, есть определённые исторические моменты, которые всё же где-то там подсознательно сидят в наших сердцах, и это требует не единоличного, а всенародного межцерковного, экуменического обсуждения и движения».

От смены календаря до смены алфавита – один шаг

На самом деле все эти телодвижения с календарём чётко укладываются в одну стратегию, смысл которой чётко и кратко формулируется одной фразой: «Drang nach Osten». Причем на разных языках, в разных вариациях, но суть её не меняется. Реализовывалась она военным путём – через море крови и насилия, что не всегда приносило желаемый результат: бронированные орды иногда грабили и жгли Константинополь, а иногда вязли в снегах под Сталинградом.

Реализовывалась она и через попытки сменить культурный, цивилизационный код тех, против кого и был объявлен вечный «крестовый» поход. И здесь выходило лучше: например, сербы Далмации становились «хорватами», причём впоследствии намного более отпетыми нацистами-усташами, чем хорватские жители Загреба. А русские Галиции массово погибали от экзекуций и казней в австрийских концлагерях Талергоф и Терезин, в то время как их родная земля превращалась в русофобский бандеровский гадюшник.

У Запада менялись лидеры: папы, императоры, короли, магистры, фюреры, президенты «прогрессивных стран демократического мира», главы транснациональных корпораций, но сама стратегия оставалась прежней. И сегодняшние движения на Украине по поводу церковного календаря – это то, что началось много столетий ранее, в XIV веке, с Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польским королевством.

Тогда в обмен на защиту от Русского царства ляхами литовский великий князь Ягайло обязался перейти из Православия в католичество и перекрестить всю литовскую знать. Затем была Люблинская уния, по итогам которой Литовское княжество, по сути, было поглощено Польшей, а Православие и русский язык были объявлены вне закона: «хлопские» храмы закрывались или отдавались на откуп, в школах начали преподавать исключительно на польском, а через сотню лет сейм и вовсе официально отменил русский язык.

Наконец, случилась и Брестская уния, когда митрополит Киевский и ряд епископов, уступив давлению, подчинились римскому папе, сохранив восточный обряд службы на церковнославянском языке, но перейдя под юрисдикцию Рима. Что спровоцировало гонения, сегрегацию тех, кто это сделать отказался, а впоследствии и гражданскую войну, в которой при помощи Москвы многие русские земли воссоединились в рамках Русского царства, а Польша как государство на какое-то время перестала существовать.

И теперь скажете, что нынче ситуация не повторяется? Да всё предельно узнаваемо! И по сути, после нынешнего полушага ПЦУ должен последовать полный переход этой наспех сделанной из того, что было, деноминации на новоюлианский, читай григорианский календарь. А затем пойдут оживлённые дискуссии о переводе державной самостийной мовы на латиницу. Если к тому времени «свидомому зверю» не удастся обломать рога, всё так и будет!

Поскольку так было, например, в Румынии, чья прозападная элита, не оценив, что Москва освободила их валашские земли от ига турок, но крайне озлобившись по поводу того, что им не отдали ещё и Молдавию, предала свою многолетнюю традицию и отказалась от кириллицы в пользу латиницы. А следом за ними, на волне националистической истерии, охватившей окраины распадавшегося СССР, подобным образом поступили и молдаване. Хотя крайне почитаемый последними как собиратель державы и святой Штефан чел Маре писал именно кириллицей. Вспомнил бы ещё кто, что местная православная епархия долгое время носила название Русо-Валашской.

В общем, меняют календарь, меняют алфавит, «модернизируют» англицизмами и прочими иностранными заимствованиями язык и переходят к колониальному существованию. А там и до регулярных «радужных» парадов недалеко…

Политическая конъюнктура и точность на века

Конечно, многие могут возразить: ну что такого, кириллица – это буквы, не более. Нет, не просто буквы, а цивилизационный код, если хотите, о чём можно говорить долго и много, что мы и делали ранее.

И григорианский календарь – это тоже не какая-то там отжившая ветхость, а, кстати, более точное исчисление дней и лет – вопреки навязываемому нам мнению.

Так, согласно григорианскому календарю, продолжительность года соизмеряема только с продолжительностью тропического года, от одного весеннего равноденствия до другого. При этом измеряемый не по солнцу, а по звёздам сидерический год предельно точен, но не совсем удобен для исчисления, а простой и удобный юлианский календарь (три года обычных, четвёртый – високосный) вполовину ближе к нему, чем григорианский. Не случайно же, когда папа римский Григорий XIII ввёл в 1582 году григорианский календарь и запретил юлианский, через год учёный-астроном Скалигер придумал юлианские дни чисто ради удобства. Противником григорианского календаря как неточного был и Николай Коперник.

В свою очередь перевёдшие Россию на григорианский календарь большевики сделали это вовсе не из любви к точности, а опять-таки из-за политики: им хотелось ослабить влияние Церкви в России, а также показать, что они со всем «прогрессивным человечеством», которое обязательно через непродолжительный период времени вольётся во Всемирную республику Советов.

Спустя десятилетия возвращение к пусть более точному календарю, но «отстающему» от общемирового (после перехода России на григорианское летоисчисление так же поступила и Югославия. Сегодня единственное государство, использующее юлианский календарь, – Эфиопия), к которому все привыкли, смысла никакого не имеет. Для светского общества.

Но сохранение его для Церкви имеет сакральный, высший смысл, поскольку меняются политические формации и даже государства, а Церковь остаётся – на века, на тысячелетия, до конца земных дней. В конце концов, по этому календарю жили в земные дни Спасителя и во времена создания Церкви апостолами.

_____________________________________________________________________

* Внесено Минюстом России в реестр СМИ-иноагентов.

АЛЕКСЕЙ ТОПОРОВ