— 1271 г. † Княгиня Мария Михайловна

Княгиня ростовская, летописец, составившая свод Ростовской летописи. Родилась в Чернигове. Дочь князя Черниговского Михаила Всеволодовича и кн. Феофании. Старшая сестра Марии, Феодулия, впоследствии стала одной из самых известных в Православной Церкви святой Евфросинией Суздальской. В 1227 г. 14-летнюю Марию своей женой выбрал рано осиротевший 17-летний Ростовский кн. Василько Константинович, объехавший до этого в поисках невесты всю Русь. Венчание состоялось в Чернигове 10 январе 1227 г. В феврале молодожены прибыли в Ростов Великий. В 1231 г. у княжеской четы родился сын Борис, в 1236 г. — сын Глеб. 4 марта 1238 г. в битве с татаро-монголами на р. Сити Василько Константинович погиб. Став вдовой и опекуншей 7-летнего сына Бориса, князя Ростовского, Мария Михайловна основала монастырь Спаса на Песках близ оз. Неро, который народ называл «Княгинин монастырь». Здесь, с 1238 г., по ее указанию и при ее непосредственном участии было продолжено русское летописание, прекратившееся в других городах, — составлен свод Ростовской летописи. В летописи подробно описывается поход на Калку, в котором участвовал будущий муж Марии, и выражается радость, что кн. Василько остался невредим, т. к. не дошел до реки. Летопись доносит до нас полную достоинства предсмертную речь Василька: «О, глухое царство скверное, никакоже мене не отведете от христианскыя веры…». Подробно описаны похороны Василька в Ростове и всенародная скорбь о «закатившейся светоносной звезде». Особо отмечено на страницах летописи посещение Ростова Вел. кн. Александром Ярославичем Невским. Двоюродный брат Василька Александр Невский встречался с кн. Марией Михайловной и поддерживал ее в трудах.​ ​В 1246 г. княгиню Марию Михайловну постигло новое несчастье. В Орде мученически погиб ее отец, князь Черниговский Михаил Всеволодович, вместе с боярином Феодором, на глазах сопровождавшего его внука Бориса. Вернувшись в Ростов, Борис поведал матери о мученической смерти деда. Вскоре при участии Марии Михайловны было составлено краткое «Сказание» о Михаиле Черниговском и боярине его Феодоре, которое потрясло всю Русь. ​ ​ ​ Благодаря писательской работе кн. Марии имена ее отца и мужа стали символами патриотизма, мужества, бесстрашия русских князей и воинов. Они вселяли веру в грядущее освобождение от захватчиков родной земли.

— 1648 г. Завершена Дежневская экспедиция

​Вхождением в устье р. Анадырь завершилась экспедиция землепроходца Семена Ивановича Дежнева, открывшая пролив между Азией и Америкой.

— 1683 г. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

​Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в его сочинении «Руно орошенное» (1683 г.). История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом Её Сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.​ Поцеловав язвы Богомладенца, грешник пришел в чувства- и видение исчезло. Димитрий Ростовский пишет, что после этого он исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название появившейся на основе этой истории иконе Богоматери.

— 1695 г. Благословение патриарха

Собираясь в первый Азовский поход, царь Петр I изволил пировать с патриархом Адрианом в Столовой палате с 5 до 8 часов ночи (дневные и ночные часы исчислялись тогда с рассвета и до заката солнца). Провожая Государя из-за стола, патриарх благословил его образом Богородицы Владимирской. По взятии Азова в 1696 г. царь Петр пировал с патриархом с последнего часа дня до последней четверти второго часа ночи и получил благословение образом Всемилостивого Спаса.

— 1709 г. Указ царя Петра I

​ Царь Петр I издал указ: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство…»

— 1868 г. † Иван Михайлович Снегирев

​Этнограф, фольклорист и археолог. Родился 23.04.1793 г. в Москве. Окончил Московский университет; при нем же состоял профессором по кафедре римской словесности и древностей. Изучал русское народное творчество, русскую старину.​ ​ ​ ​ Впервые в России Снегирев собрал, прокомментировал и опубликовал огромный материал по русским пословицам и поговоркам, с большой полнотой и знанием дела описал народные праздники и обряды, привлек к изучению лубочные картинки.

— 1905 г. «Декабрьское вооруженное восстание» в Москве

​Так называемая «первая русская революция», начатая во время русско-японской войны с провокации 9 января 1905 г. революционными партиями, вызвала обширные волнения и забастовки в стране. По советским данным, в октябре–декабре 1905 г. бастовало 1277 тысяч рабочих; в ноябре было 796 крестьянских выступлений. Основные силы революционеров были брошены на восстание в Москве. После подавления московского восстания революция пошла на спад.

 

— 1906 г. † Алексей Павлович Игнатьев

Граф (с 1877 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии. Окончил Пажеский корпус и Академию Генерального штаба. В 1885—89 гг. являлся иркутским, в 1889—96 гг. — киевским генерал-губернатором. В 1896 г. был назначен членом Государственного Совета, в 1905 г. — председателем особых совещаний об охране государственного порядка и по вопросам вероисповедания. Выступал против созыва Государственной думы, был сторонником усиления полицейских репрессий против революционеров. Убит террористом.— 1915 г. Сарыкамышская операция

​Проходила с 9 декабря по 4 января. В районе Сарыкамыша (ныне Турция) Русская Кавказская армия окружила и полностью разбила наступавшую на российское Закавказье 3-ю турецкую армию генерала Энвер-паши. Турки потеряли до 90 тыс. человек и свыше 600 орудий. Кавказская российская армия потеряла 20тыс. человек убитыми, ранеными и больными.

 

— 1929 г. Хабаровский протокол

​Хабаровский протокол, подписанный СССР и Китаем, завершил советско-китайский конфликт 1929 г. Согласно протоколу, восстанавливался статус-кво на Китайско-Дальневосточной ж. д. (КВЖД), совместно управляемой СССР и Китаем. Предусматривалось освобождение всех советских граждан, арестованных в Маньчжурии, и всех китайских граждан, арестованных в СССР в связи с конфликтом. Китайская сторона обязывалась разоружить белогвардейские отряды на своей территории и выслать из Маньчжурии их руководителей. Восстанавливались советские консульства в Маньчжурии и китайские — на Советском Дальнем Востоке. Возобновлялась деятельность советских хозяйственных организаций, существовавших до конфликта в Маньчжурии, и китайских коммерческих предприятий в СССР.

— 1930 г. † Алексей Александрович Ширинский-Шихматов

​Князь, государственный и общественный деятель, гофмейстер, сенатор, член Государственного Совета.​ ​Родился 6.11.1862 г., в Вильне в семье попечителя учебного округа (впоследствии его отец был товарищем министранародного просвещения).​ В 1884 г. окончил курс в элитном Императорском Училище правоведения.​ Осенью 1902 г. Высочайшим повелением на кн. Ширинского-Шихматова было возложено верховное руководство подготовкой торжеств, связанных с прославлением прп. Серафима Саровского. Эти торжества вызвали небывалый подъем религиозного чувства в русском народе. Своими административными и организационными способностями, проявленными в этом деле, кн. Ширинский-Шихматов обратил на себя внимание Государя Императора, и в 1903 г. он стал Тверским губернатором.​ ​По возвращении в Петербург князь был принят Государем, пожалован гофмейстером Двора и назначен сенатором. Вскоре в апреле 1905 г. он стал товарищем обер-прокурора Святейшего Синода при уже больном К.П. Победоносцеве.​ На князя легла основная защита в Комитете Министров церковных и национальных интересов от посягательств председателя этого комитета С.Ю. Витте.​ ​В апреле 1906 г. после отставки кабинета Витте князь был назначен обер-прокурором Святейшего Синода в правительстве И.Л. Горемыкина. ​Князь Ширинский-Шихматов принял близкое участие в культурно-патриотической деятельности Русского собрания (РС). 28 января 1909 г. совместно с председателем Совета РС кн. М.Л. Шаховским разработал проект объединения деятельности РС и Общества ревнителей исторического просвещения как единомышленных обществ. Именно на основании его личного доклада Государь из собственных сумм пожертвовал 25 марта 1909 г. 100 тыс. руб., на которые был построен Дом Русского Собрания. ​ ​После гибели вел. кн. Сергея Александровича, который был председателем Императорского Православного Палестинского общества, эту должность заняла его вдова вел. кн. Елизавета Федоровна, а вице-председателем стал кн. Ширинский-Шихматов. После злодейского убийства в 1918 г. прпмч. Елизаветы Федоровны он был избран, уже за границей, председателем Палестинского общества, оставаясь им до самой своей кончины. Именно кн. Ширинский-Шихматов обратил в свое время внимание на предложение кн. Н.Д. Жевахова построить в г. Бари Православное подворье и Странноприимный дом для паломников, по его настоянию кн. Жевахов стал председателем Строительной комиссии Барградского подворья.​ ​25 февраля 1917 г. в самый разгар беспорядков в Петрограде он пытался спасти положение, предлагая правительству от имени правой группы Государственного Совета ввести в столице осадное положение. К его советам не прислушались.​ ​ ​ После большевистского переворота переехал в Москву, где вел тайную монархическую работу и пытался организовать спасение Царской Семьи. В этом ему активно помогали в Москве о. Иоанн Восторгов, в Петрограде А.Ф. Трепов и Н.Е. Марков. Как известно, заговор потерпел крах. Князь был вынужден покинуть Россию. Скончался кн. Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре.

 

— 1937 г. † Павел Никанорович Левашев

​ ​ О. Павел родился 17.12.1866 г. ​С 4 октября 1902 г. священник церкви Великомученика и Победоносца Георгия при Генеральном и Главном штабе. Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью, с 1906 г. издавал по благословению о. Иоанна Кронштадтского народно-просветительские листки для народа и войск под названием «Правда и знание». С 1903 г. о. Левашев состоял членом Русского Собрания, активно участвовал в деятельности организации, был назначен первым законоучителем гимназии РС.​ ​Был участником IV Всероссийского съезда Объединенного русского народа в Москве 26 апреля—1 мая 1907 г., выступал на I Всероссийском съезде представителей правой русской печати, который проходил 29 апреля 1907 г. в рамках IV Съезда. По окончании Съезда под псевдонимом «Г. П.» выпустил брошюру «Под впечатлением Московского съезда «Объединенного Русского Народа»», в которой проводил мысль, что Черная сотня является наследницей идей славянофилов: «Известно, что наши знаменитые славянофилы — братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Достоевский — как бы в каком-то молитвенном экстазе нередко предсказывали, что близко время, когда наша Святая Русь скажет миру свое великое слово, и мир пойдет за ней или погибнет».​ ​Осужден тройкой УНКВД по Московской области 20 декабря 1937 г, приговорен к расстрелу. Принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где и похоронен.

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович