— 1530 г. Рождение Царя Иоанна IV

В 7 утра во время ужаснейшей бури и грозы Царица Елена родила первенца, будущего​ Царя Иоанна, Грозного для врагов России.​ ​Великий князь Московский и всея Руси с 1533​ г., первый русский царь с 1547​ г. Сын Великого​ князя​ Василия​ III и кн.​ Елены Глинской. ​ Ивану Грозному принадлежит главная заслуга в разгроме российского боярства, ориентированного на Запад.​ ​К середине XVI​ в. на Руси сформировалась своего рода «пятая колонна» представителей правящего класса, ориентировавшаяся на Запад, явно или неявно отвергающая духовные ценности Святой Руси и готовая пойти на предательский сговор с Римом и другими историческими противниками Руси. «Пятая колонна» формировалась преимущественно из князей и связанных с ними служилых людей, выходцев из западнорусских земель, оказавшихся в составе Великого княжества Литовского, с их землями, княжествами. Так, например, в последней четверти XV​ в. к Москве перешли «верховские» (т.​ е.​ владевшие землями по верховьям Оки и Десны) князья Воротынские, Белевские, Одоевские, Вяземские, княжество в Смоленской земле, княжества по рекам Десне и Сожу до самого Днепра. ​ «Западники» зачастую ставили свои личные интересы превыше русских государственных интересов, а когда встречали отпор со стороны Царя, бежали на Запад. Во 2-й половине царствования Ивана Грозного в его окружении зреет измена. Для защиты государства от изменников Иван Грозный создает так называемую опричнину («опричный удел») и опричный полк. Русь разбивается на две части​ – опричнину и земщину. Царь начинает «перебирать своих людишек», «искоренять крамолу». Князья и бояре, замешанные в крамоле, подвергаются казни, их земли отбираются в казну или раздаются опричным дворянам. Всего, по оценкам историков, были казнены 3-4​ тыс.​ человек. Опричнина серьезно подорвала позиции крупной земельной аристократии, ориентировавшейся на Запад, не позволила осуществиться многим преступным замыслам. Так, по данным польских летописцев, в 1568​ г. приближенные к Ивану Грозному изменники-бояре устроили заговор и задумали связать Царя и передать его польскому королю. Изменники были казнены. Решительные действия Ивана Грозного по искоренению крамолы имели важнейшие последствия после пресечения династии Рюриковичей и воцарения Бориса Годунова. Последствия Смутного времени были бы для России гораздо серьезнее, если бы Царь Иван​ IV не ослабил влияния «западников». Верхушка самых активных сторонников перехода в подданство к польскому королю была уничтожена Иваном Грозным, а оставшиеся «западники» не имели достаточно влияния, чтобы заставить русское общество отречься от Православия и идеалов Святой Руси и принять католичество. Поддержанные Римом и польскими королями антиправославные замыслы Лжедмитрия I не нашли поддержки влиятельных сил на Руси.

​Царь Иван Грозный стал одним из главных идеологов русского самодержавия.

— 1577 г. Войсковой праздник Терского казачьего войска

​ В 1577 г. астраханским воеводой Лукьяном Новосильцевым одно из первых гарнизонных укреплений Кавказа было перестроено в мощную крепость Терки, в которой несли службу царские ратники и вольные казаки. Они поддерживали народы, присягавшие на верность России, контролировали переход караванного пути через Терек и Сунжу, несли охранную, разведывательную службу, были проводниками для отрядов русских князей.​ ​В этом же году вольные гребенские казаки поступили на регулярную службу в гарнизон Терки, было установлено старшинство Терского Казачьего Войска, а уже на следующий год, после заявления о своем намерении охранять южные рубежи России, они получили от Ивана Грозного первую жалованную грамоту. Началась регулярная служба терских казаков России. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской Империи независимо от этнического происхождения и вероисповедания, на службу в войско охотно шли и местные горцы. Однако Терское войско оставалось исключительно христианские. 24 декабря 1890 г. для Терского Казачьего Войска установился день войскового праздника — 25 августа, день апостола Варфоломея, святого покровителя Войска.

— 1713 г. Указ царя Петра I

​«О пресечении грабительств в народных сборах, о платеже всех податей вместе на четыре срока и способах взыскания недоимок»​
​«​ …В сборах и в отпусках рекрутных, и в приеме беглых солдат и рекрут, в сборах провиантских, в сборах денежных с Государства, с дворов купецких людей и иных чинов и крестьянских, в сборах таможенных и кабацких и во всяких откупах, в сборах лошадиных и фуражных в сборах же и в найме подвод на всякое употребление и подо всякие припасы, также на Его Великаго Государя обиход и на учреждение ратей и на строение мундирное, всякия покупки, и Государевых всяких товаров продажи, и подряды чинить в Приказах и в Губерниях с великим радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и безпосульно, ища Государственной прибыли без тягости народной, и к покупке, и к продаже, и к подрядам призывать, объявляя всяких чинов людем не тайно; а самим Судьям и приказным и иным подчиненным их, кому какие припасы или запасы приемом и роздачею подлежат, на свои или на чужия имена, и людям их и крестьянам отнюдь не подряжаться и никаким образом не вымышлять; а доходы окладные полотенные с купечества, и с уездных с двороваго числа и иные неокладные, сложа все вкупе, сбирать на четыре срока, и объявить всенародно, чтоб на те вышеписанные сроки те все доходы из уездов привозили платить в города бездоимочно… А взятков и посулов в даче сроков, и инаго какого грабительства и раззорения и кормов… по подорожным отнюдь ничего самовольством брать не дерзали… А будет кто не​ страшась сего Великаго Государя указа, в чем ни есть, вышеписанным каким вымыслом или изо взятку или утайкою, кроме самыя простоты и недознанием учинит преступление и у таких злодеев имение их движимое и недвижимое отписывать на Великаго Государя, а их казнить смертию…»

— 1744 г. Императрица Елизавета Петровна въехала в Киев

Елизавета Петровна торжественно въехала в Киев через специально построенные на Эспланадной площади (территория между крепостным укреплением и городом) триумфальные ворота, как отмечали современники, «великолепной и отменной работы». Ворота эти были расписаны трудами учеников лаврской живописной школы. Они были украшены портретами высочайших гостей, витиеватыми орнаментами. Население города усыпало киевские горы, заполонило улицы. Два митрополита: Киевский – Рафаил (Заборовский) и Белгородский – Антоний, в окружении духовенства округа приветствовали «венценосную путешественницу с благополучным окончанием дальнего пути и прибытием к цели путешествия». Народ ликовал, звон колоколов киевских храмов сливался с радостными возгласами горожан. Царица была от души тронута такой радостной и восторженной встречей и, прослезившись, произнесла: «Возлюби меня, Боже, в Царствии Твоем Небесном так, как я люблю народ сей благодарный и незлобивый». Ступив через Святые врата на территорию Киево-Печерской обители, Императрица сразу же направилась в Великую Успенскую церковь и после краткой литии проследовала в архимандритские покои. ​Находясь в Киеве, «державная поклонница» неоднократно посещала Ближние и Дальние пещеры лавры, бывала в Софийском соборе, Михайловском и Флоровском монастырях, в других киевских храмах, скитах, святых урочищах.

— 1805 г. Совместные действия против Наполеона

Русская армия М. Кутузова выступила из Радзивиллова в Австрию для совместных действий против Наполеона. В Богенхаузене Наполеон заключил союз с Баварией.

— 1812 г. † Иван Козьмич Краснов

​Иван Козьмич Краснов — генерал-майор,​ герой войны с Наполеоном, атаман Бугского казачьего войска. Казак станицы Букановской области войска Донского. Участвовал в турецких войнах. В 1787 году, как ординарец Суворова, Краснов был послан в один из батальонов​ с приказанием​ — идти в атаку. В том батальоне не осталось в живых ни одного офицера. Тогда Краснов выступил во главе батальона и ринулся в бой. Участвовал в штурме Измаила, захватил​ три орудия и два​ боевых знамени противника, за что получил​ золотую медаль. В 1803 году получил чин генерал-майора и назначен атаманом Бугского казачьего войска. Однако вскоре был арестован и находился под следствием. Ему запретили​ впредь участвовать в военных действиях. Но, в 1812 году сам атаман Матвей Платов позвал опального атамана руководить казачьими полками на Западном фронте. В бою 24 августа, у Колоцкого монастыря Иван Козьмич был ранен​ ядром в ногу. В походных условиях ему ампутировали ногу, но из-за большой потери крови​ прославленный герой скончался. Похоронен в Донском монастыре в Москве.

— 1859 г. Покорение Восточного Кавказа

​Взят аул Гуниб генералом Александром Ивановичем Барятинским. Одновременно произошло пленение вождя кавказских горцев имама Шамиля. 25 августа 1859 года князь Барятинский с ликованием телеграфировал царю: «Гуниб взят, Шамиль в плену». Почетный пленник был отправлен со своей семьей в Санкт-Петербург, а затем в Калугу, где был встречен с величайшими почестями. Со сдачей Шамиля война на Северо-Восточном Кавказе считалась законченный. Причиной Кавказской войны (1817–1864 гг.) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе.​ ​После​ присоединения Грузии (1801 г.) и Азербайджана (1803–1813 гг.) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана и Чечни, где постоянно существовала угроза грабительских нападений горцев. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе генерал А.П. Ермолов начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии (Грозная и другие).

— 1906 г. Закон о военно-полевых судах

​25 августа в газетах появились одновременно два знаменательных документа: обширная программа намеченных правительством законодательных мер и закон о военно-полевых судах.​ ​«Революция борется не из-за реформ, проведение которых почитает своей обязанностью и правительство, а из-за разрушения самой государственности, крушения монархии и введения социалистического строя» — говорилось в правительственном сообщении. Эти слова, бесспорно, соответствовали истине. В перечень намеченных реформ входили: свобода вероисповеданий; неприкосновенность личности и гражданское равноправие; улучшение крестьянского землевладения; улучшение быта рабочих (государственное страхование); реформа местного самоуправления (мелкая земская единица); введение земства в Прибалтийском и в Западном крае; земское и городское самоуправление на Царстве Польском; реформа местного суда; реформа средней и высшей школы; введение подоходного налога; объединение полиции и жандармерии и издание нового закона об исключительном положении. Упоминалось также об ускорении подготовки церковного собора и о том, что будет рассмотрен вопрос, какие ограничения для евреев, «как вселяющие лишь раздражение и явно отжившие», могут быть немедленно отменены. Закон о военно-полевых судах, которому предшествовал длинный перечень террористических актов последнего времени,​ вводил, в качестве временной меры особые суды из офицеров, ведавшие только дела, где преступление было очевидным. Предание суду происходило в пределах суток после акта убийства или вооруженного грабежа; разбор дела мог длиться не более двух суток; и приговор приводился в исполнение в 24 часа; между преступлением и карой проходило, таким образом, не более 3—4 дней. Это была суровая мера, но едва ли по существу она может считаться более жестокой, чем западно-европейские или американские суды, где преступник ждет казни долгие месяцы, если не годы.

— 1912 г. Канун 100-летия знаменитой Бородинской битвы

​К нему приурочено начало юбилейных празднеств. У Спасо-Бородинского собора, возведённого женой погибшего генерала Тучкова, в ожидании прибытия Государя собралось многочисленное духовенство во главе с митрополитом Владимиром. У батареи Раевского выстроены воинские части, предки которых участвовали в Бородинском сражении.​ Возле​ могилы Багратиона ожидали начала торжеств высшие воинские чины — генералы, адмиралы, а также офицеры и представители разных ведомств. Утром 25-го августа Царский поезд прибыл в Бородино, где прибывшим был оказан пышный прием. Император Николай II прибыл на автомобиле, под колокольный звон собора, со всем семейством — наследником и дочерьми. После торжественной встречи он побывал в соборе Тучкова, а затем отправился на Бородинское поле, где высились памятники полкам и дивизиям. У батареи Раевского он сел на приготовленного для него коня, семейство заняло роскошные экипажи -​ и начался объезд войск. Окончив объезд войск, Император в сопровождении свиты подошёл к старикам. На торжества смогли прибыть пятеро из живых свидетелей Бородинской битвы. Они сидели у ограды. Государь беседовал с ними, подходил к каждому, спрашивал о прежней службе, о жизни. Великие князья стояли тут же, перед старыми ветеранами. Недалеко за полдень к Бородинскому полю прибыл объединённый крестный ход, растянувшийся на четыре километра. Он шёл из самого Смоленска с чудотворной иконой Божьей Матери, той самой, что была в 1812 году в действующей армии, на Бородинском поле ею благословляли войска перед сражением. ​Возле главного памятника у братской могилы развернулось огромное шествие с хоругвями​ и походной церковью Александра I. Был отслужен благодарственный молебен. К вечеру крестный ход направился к Спасо-Бородинскому монастырю, войска были препровождены на отведённые бивуаки.

— 1915 г. Успехи на Восточном фронте

​11 армия генерала Щербачева атаковала в Галиции две немецкие дивизии, из которых одна была гвардейской, и взяла в плен 1150 офицеров, 7 тысяч солдат, 30 орудий и много пулемётов.​ Это случилось тотчас, как войскам стало известно о принятии командования Государем.

— 1916 г. Русские войска форсировали Дунай

​Русские войска форсировали Дунай и вошли на территорию Болгарии.

— 1917 г. Восстание Л.Г. Корнилова

​Начало восстания генерала Корнилова. Лавр Георгиевич отдал приказ 3-му конному корпусу под руководством Крымова начать наступление с территории Белоруссии на Петроград, рассчитывая на поддержку ранее отбывших в город верных ему офицеров, сотрудничавших с Союзом офицеров, Военной Лигой и прочими организациями. При этом Корнилов рассчитывал и на поддержку Правительства, считая мелкие разногласия с премьер-министром Керенским несущественными в общей для них цели: осуществления в России диктаторской власти.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович