ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBAL LOOK PRESS

Странные вещи творятся в Москве на Мясницкой улице, где расположено зловещее здание Росстата! Число жителей России растёт, а статистики сообщают нам про миграционный отток и естественную убыль. Царьград разбирается, как это вообще возможно.

Росстат опубликовал миграционную статистику за первую половину 2022 года. Как было понятно и без этого, отток людей существенно вырос: в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Основные направления – Украина, Таджикистан, Армения, Киргизия. За границу выехали 419 тысяч человек – почти на 100 тысяч больше, чем въехали. Но при этом парадоксальным образом число людей, проживающих в России, сильно выросло. Вы скажете, что это парадокс? Нет, господа, это Росстат. Но давайте разберёмся.

Почему уезжают из России русские

В статистику не включены поездки со скорым возвратом – чаще всего это туризм, но в 2022 году резко увеличилось число добровольцев, стремящихся принять участие в боевых действиях. Они обычно заключают краткосрочные контракты.

Что касается причин отъезда надолго или навсегда, то совпали два серьёзных фактора – ослабление коронавирусных ограничений и политические изменения, связанные с началом спецоперации и ответных санкций Запада.

Уехавших на долгий срок граждан России можно разделить на несколько весьма разношёрстных групп, при этом ничто не мешает одному человеку принадлежать сразу к нескольким эмигрантским множествам.

  1. Отъезд подростков и мужчин от возможных призыва и мобилизации.
  2. Отъезд по идеологическим причинам из «страны-агрессора», в том числе для участия в вооружённом конфликте на стороне Украины.
  3. Бегство от возможного преследования в связи с ужесточением законодательства, например в части дискредитации Вооружённых сил.
  4. Переезд вместе с компанией, покидающей Россию (например, переводящей производство или офис в Среднюю Азию).
  5. Переезд из-за невозможности далее вести бизнес или работать по специальности (санкции).
  6. Плановый отъезд, ранее отложенный из-за коронавирусных ограничений.
  7. Люди, чей отъезд в принципе не связан с коронавирусом или спецоперацией – обычная миграция, чаще всего в русле «утечки мозгов».

Как видим, из семи основных причин три связаны с действиями русских властей, две – с западными санкциями, ещё две не имеют отношения к политической повестке.

Почему уезжают из России иностранцы

Чтобы наша великолепная семёрка стала козырной десяткой, добавим три типа оттока менее ценных активов, а именно граждан иных стран. В статистику они, насколько можно понять, не попали.

  1. Существует проблема (ну для кого как) отъезда мигрантов из Закавказья и Средней Азии на родину или в иные страны. Несмотря на все усилия вице-премьера по русскозамещению Марата Хуснуллина, запустить «гастарчартеры» так пока и не удалось. Тем не менее объёмы строительства растут (за первую половину года +38,1% по сравнению с первой половиной 2021-го), рабочие места есть, поэтому отток вызван более административными (в том числе и усилиями Царьграда), нежели экономическими причинами. В то же время нельзя отрицать, что страны Средней Азии сейчас развиваются существенно быстрее, чем Россия, число приличных рабочих мест там растёт. Хотя и не так быстро, как население.
  2. Также резко сократилось число тех, кого мы называем не грубо мигрантами, а ласково экспатами, хотя различаются они лишь уровнем дохода – это менеджеры и специалисты из стран более цивилизованных, нежели подбрюшье России. В подавляющем большинстве речь идёт о гражданах государств, включённых в список недружественных.
  3. Ну и, наконец, уехала часть граждан Украины – тех, кто решил в это время быть на родине.

В общем, с либеральной точки зрения картина самая обычная – вслед за Герценом и Тургеневым из «тюрьмы народов» бегут лучшие умы и самые совестливые люди.

Что ж, история рассудит. Но сейчас нас интересует куда более актуальный вопрос: а где в статистике три миллиона человек, въехавших в Россию на неопределённый срок из зоны боевых действий (напоминаем, статистика только за первое полугодие, сейчас уже, вероятно, на миллион больше)?

Всё очень просто: они записаны как временно пребывающие – на тех же правах, что и туристы, хотя такого туризма никому не пожелаешь. Временное убежище (то есть официальное право на проживание) в России с начала года получили лишь 64,5 тыс. человек, а со статусами беженца или вынужденного переселенца вообще беда – семь человек суммарно. Но это не так важно – очень многие (семизначное число) приехавшие с территорий Украины и признанных не ею, но Россией республик, несомненно, останутся здесь – и, возможно, это станет началом большого демографического поворота.

Потому что поворот этот необходим. Миграционный отток – ничто по сравнению с «естественными», как пишет Росстат, а на деле совершенно противоестественными потерями. Превышение смертности над рождаемостью не такое страшное, как в 2020–21 годах, но всё равно – 383,8 тыс. человек за полгода. Брянск видите? А представьте, что его не стало. Не от американской бомбардировки с украинской территории, а «естественно». Никто не виноват.

Что с того?

Что будет дальше? Совсем недавно, в июле 2022 года, Высшая школа траты бюджетных денег на бессмысленные «исследования» подготовила долгосрочный прогноз численности населения России. В прогноз вошло 30 различных сценариев, крайние из них – спад до 67,4 млн человек (более чем в два раза) и рост до 215 млн человек (в полтора раза). Судя по уровню экспертизы, там просто посадили 30 студентов и велели каждому написать свой демографический прогноз. Чтобы потом вытащить на свет Божий один из тридцати и сказать: «Видите, мы всё знали заранее!»

Заранее знаем мы – и без всяких бюджетных денег на смешные «исследования». Вы знаете, что из нацпроекта «Демография» тихой сапой убрали показатель рождаемости? Это прямой ответ на вопрос, какая судьба уготована России. Через упомянутые выше мигрантские чартеры чиновники хотят организовать миграционный прирост населения и выдать его за успехи в деле народосбережения. Ситуация с Донбассом, откуда в Россию едут русские люди, конечно, расстроила их планы, но проблемы с рождаемостью чиновники всё равно намерены скрывать от высшего руководства.

Национальный проект «Демография» требует придирчивого аудита (но ради Бога, не силами Счётной палаты!) и полной смены кураторов – иначе вымирание народа через «естественные причины» продолжится, и это намного страшнее отъезда людей, не согласных с политикой страны.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ