Источник: yakutsk.ru

Военный конфликт как лакмусовая бумажка

Сколько бы ни готовились к войне, все равно все идет не по плану. Эту прописную истину уже не раз доказывали военные конфликты в новейшей истории. Кто умеет быстро и эффективно адаптироваться под постоянно меняющиеся условия, тот и выйдет победителем из противостояния. Любое вооруженное столкновение неизбежно показывает истинную силу оружия и правильность построения армии. Либо обнажает слабости и просчеты военно-политического руководства. О том, какие недостатки в российских вооруженных силах вскрыла спецоперация, следует рассказать отдельно. Стоит только отметить, что недоработки ни в коем случае не являются стратегическими. Пока же проанализируем сильные и слабые стороны националистических формирований Украины. Начнем, как водится, с достоинств.

Современный противник союзной армии на востоке Украины эффективно умеет только обороняться. Главный вопрос в этой истории – это российские удары лишили возможности националистов к наступлению или они изначально были не способны на масштабные атаки? Но в любом случае на Украине союзные войска встретила армия далеко не образца 2014 года.

Есть такое выражение, что за прошедшие восемь лет ВСУ смогли создать комбинацию из «сильнейшего в мире русского солдата, фанатичного фашистского офицера и сдобрить американским генералитетом». Добавив немалую долю международного терроризма. Обратите внимание на главный компонент этот коктейля – фашистского офицера. Именно это звено является наиболее сильным и опасным для союзных войск. Денацификация должна в первую очередь вымести эту нечисть из вооруженных сил Украины. В то же время сейчас это наиболее оберегаемый актив националистов – на передовой офицеров почти нет, под удар ставятся либо простые солдаты, либо фольксштурм.

Источник: ukraina.ru

Ничего удивительного в том, что ВСУ за последние пять месяцев превратились в армию обороны, нет. С 2014 года большую часть времени на Донбассе шли позиционные бои, преимущественно на открытой местности. Получить опыт наступательных действий было просто негде. Но это не означает, что до 24 февраля националисты не способны были нанести мощные удары по ЛДНР.

Отвечая на вопрос, заданный выше, вспомним по американский генералитет. Именно под «чутким» руководством положенцев из Пентагона националисты могли организовать наступление на Донбасс. Для этого на Украине было все – танковая армия, артиллерия, авиация и мотивированная пехота. Народной милиции не хватило бы ни людского ресурса, ни технических возможностей отразить агрессию. Российская армия после 24 февраля перевела ВСУ в разряд оборонительных. И сейчас это рассматривается в качестве единственной сильной стороны националистов. Все остальное не больше чем ситуативное тактическое преимущество. Примерно так же вермахт в конце 1944 – начале 1945 года был способен только на эпизодические наступления.

Вероятнее всего, последними для ВСУ были весенние атаки в Харьковской области, когда союзным войскам пришлось отступать на несколько километров. Неоднократно анонсированное наступление в Херсонской и Запорожской областях все время откладывается. Почему? Все просто – потери от контратак у ВСУ будут настолько масштабны, что позволят союзным силам на плечах отступающих прорвать фронт на многие километры. Поэтому лучше оставить status quo, справедливо решили в украинском Генштабе.

Сильной стороной, безусловно, являются навыки украинских артиллеристов. Они восемь лет тренировались террористическими ударами по мирным жителям Донбасса, учились уходить от ответного огня и наносить наиболее чувствительные потери противнику. На Украине гораздо раньше, чем в России, обучились использовать дроны в качестве разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня.

Боевую работу нельзя сравнивать ни с одними учениями – только когда вблизи рвутся снаряды и свистят пули, закаляются профессиональные навыки бойца. Через пресловутое «АТО» украинцы прогнали на ротационной основе всю свою армию, но именно артиллеристы оказались наиболее боеспособными. Не танкисты, которых, похоже, перебили еще в 2014 году, а именно «боги войны». Удивительный парадокс, но чем более боеспособен род войск в украинской армии, тем больше он причастен к военным преступлениям. И артиллеристы ВСУ, безусловно, должны первыми отправиться под трибунал ЛДНР.

В силу обстоятельств на стороне украинской армии хорошее знание местности. Это позволяет свободнее себя чувствовать в обороне, маневрировать и наносить чувствительные удары союзным силам. К слову, к тактическим преимуществам относится и наличие мощной «карманной артиллерии», используемой против бронетехники и живой силы. Это стало одним из факторов, изменивших тактику российской армии на востоке Украины.

Слабые стороны и пороки националистов

Хорошо чувствовать себя в обороне можно по-разному. Националисты Украины при грамотном командовании хороши на открытой местности и в заранее подготовленных укрепрайонах. Наподобие авдеевского, который сейчас штурмуют армия России и Народная милиция. В городских условиях обороняющимся из ВСУ и Нацгвардии приходится гораздо сложнее.

Показателен пример Мариуполя. Из подземелий «Азовстали» выходили сытые и вполне боеспособные бойцы, которые просто отказались держать оборону. Как только испарился «живой щит» из числа гражданских, желание сопротивляться прошло само собой. Достаточно просто посмотреть на запасы продовольствия, чтобы понять – последний защитник должен был выйти только с первым снегом. Не стали биться до последнего в Северодонецке с Лисичанском и спокойно вышли через специально подготовленное «бутылочное горлышко». Оппоненты по ту сторону фронта говорят о высоком моральном духе защитников, но многократное бегство из городов говорит об обратном – в националистах все меньше желания воевать до победы. Или хотя бы задерживать противника как можно дольше.

О том, что соорудить грамотную контратаку ВСУ в современном состоянии не могут, упоминалось выше. Можно добавить только, что наступление – это всегда сложная координация и концентрация сил, на которые командиры-фашисты не способны. Пока только маневренная оборона или организованная эвакуация в глубокий тыл противника.

К слабостям националистов относится тотальная зависимость от всего подряд. ВСУ жизненно необходимы разведданные НАТО, оружие, медикаменты, деньги и снаряжение. И все импортного происхождения. В этом, конечно, нет вины украинских солдат, но для дальнейшего сопротивления это просто фатальный недостаток.

Настоящим пороком ВСУ стало превращение немалой части формирований в кучу вооруженного сброда. В стране пришлось проводить несколько волн мобилизации, выдать оружие всем желающим, выпустить уголовников из тюрем, лишь бы сдержать натиск союзных войск. И это всё при численном превосходстве над армией России и ЛДНР.

Бандиты, дорвавшиеся до оружия (к которым относятся и наемники), способны только на три вещи. Первая – это террористические акции против собственного населения, маскируемые под полицейские операции. Второе – работа на первой линии фронта в качестве пресловутого «пушечного мяса». На эту роль активно привлекаются и зачастую ни в чем не повинные мобилизованные. Это, кстати, позволяет сохранять жизни того самого фашистского офицерства. Третье – военные преступления в отношении военнослужащих союзных сил. Последнее навсегда останется пятном в украинской военной истории.

Еще одну слабую сторону националистов косвенно подтвердил Зеленский, когда уволил своего давнего друга Баканова с должности шефа СБУ. И заодно главу прокуратуры Венедиктову. Неизвестно, насколько предательство руководства спецслужб повлияло на успехи российской спецоперации (и было ли это предательство вообще), но сейчас деятельность силовых структур выглядит не лучшим образом. Сначала невразумительная и ужасная инсценировка в Буче, потом провал с организацией партизанского движения на освобожденных территориях. Если Русский мир действительно такой ужасный, как кричит пропаганда, то где же народно-освободительное движение на юго-востоке Украины? Отдельные террористические акты против новой администрации не в счет, они случаются все реже и не несут значимого эффекта.

Говорить о том, что скоро слабые стороны армии националистов перевесят сильные и фронт посыпается, преждевременно. Сейчас идеальное время года для военных действий, которое во многом нивелирует минусы ВСУ. Как только спецоперация перейдет в осенне-зимний период, совокупность пороков неизбежно перейдет критическую черту, и тогда мы увидим совсем другого противника.

Автор:
Евгений Федоров