ФОТО: HRAMOVNICK/ SHUTTERSTOCK.COM

Признание народных республик Донбасса и его освобождение будет включено в рабочую программу учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» для 9-х классов. Проект документа подготовил Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Но насколько важно реформирование школьного исторического образования и в каком состоянии оно пребывает сегодня? Давайте разбираться вместе.

Преподавание истории в наших школах – давняя болезненная тема. С бесконечными образовательными реформами мы почти дошли до ручки: когда выпускники школ не знают, когда была Великая Отечественная война и путают Александра Невского с Александром Суворовым. А хуже того – начинают тяготиться историей своего Отечества, представляя её отрывочно и искажённо. В последние годы государство, хоть и поздновато, но взялось за работу над ошибками в этой области – важнейшей для самого бытия России. Ведь именно сейчас, когда история творится на наших глазах, особенно важно знать её правдивую предысторию.

Не так давно услышал такой диалог на Красной площади. Внук-школьник спрашивает бабушку у мавзолея:

– Ба, кто такой Ленин?

Бабушка поначалу впадает в ступор сложного объяснения, но быстро находится:

– Вождь краснокожих, внучок!

Печальный парадокс: воюющие сегодня против нас вчерашние школьники из ВСУ и нацбатов, скорее всего, куда лучше знают пусть лживую и фантазийную, но крепко и без всяких вариаций вбитую им в башку историю Незалежной, чем их сверстники в России нашу общую с рекомыми «украинцами» русскую историю. И это опасно. Потому что даже самый искренний «Z– патриотизм» в духе «Россия, вперёд!» без знания, что есть Россия и что у неё «за плечами», не укоренён в душе. Хуже всего в этом отношении полуграмотность, снабжённая намеренными искажениями и умолчаниями и помноженная на скуку от предмета. А ведь во многом именно так долгое время обстояли у нас дела с преподаванием истории в школах.

Соросовская закваска

Когда в начале 1990-х советские учебники стали выбывать из употребления, наступила дикая вольница учебникописателей, которую вскоре начал активно направлять в нужное ему русло Джордж Сорос и его фонды. Масштабы промывки мозгов школьникам впечатляют: по соросовским грантам 1600 авторов и авторских коллективов участвовали в написании школьной учебной литературы. Вышло более 300 учебников и пособий, из которых 24 получили добро от Минобразования.

В числе соросовских учебников нельзя не вспомнить «Новейшую историю XX века» А. А. Кредера, где разгром войск Гитлера Красной армией трактовался как вредный для Европы, поскольку-де привёл к расширению «сталинской империи», а бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, напротив, оценивалась положительно, ибо не дала «советской заразе» проникнуть в Японию. На памяти профессионального сообщества и жуткий русофобский учебник И. Н. Ионова «Российская цивилизация и истоки её кризиса», и анекдотичная мифотворческая «История России до Петровских времён» Андрея Богданова, прозванная остряками «Битвой славян с динозаврами».

Никакие учебные пособия в те годы формально не навязывались – полный плюрализм, однако бойких и не слишком разборчивых учителей прикармливали оплачиваемыми семинарами и практикумами на Западе, грантами, быстрым продвижением в директора школ и даже выше. И выбирали они те учебники, что рекомендовали им «благотворители». И только года с 2013-го с этим начали бороться, когда Владимир Путин лично заявил, что учебники должны быть «построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». А в следующем, 2014 году, добавил ещё одну задачу: «Обеспечить включение в концепцию нового учебно-методического комплекса отечественной истории сведений о роли Крыма, в том числе города Севастополя, в судьбе Российской Империи, СССР и современной России».

Однако соросовская закваска давала себя знать и позже. Например, когда в учебнике «История России: начало XX – начало XXI века» Олега Волобуева, Сергея Карпачева и Петра Романова киевский Евромайдан и возвращение Крыма были поданы в двусмысленных тонах:

Революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики и на революционной волне выплеснула поплывший в другом направлении Крымский полуостров.

В другом учебнике – по истории Крыма для десятых классов под редакцией С. В. Юрченко, изданном после 2014 года, авторы «обидели» крымских татар, совет которых пожаловался главе Республики Крым Сергею Аксёнову: дескать, их народ представлен в основном как коллаборационисты и русофобы. В Татарстане местные националисты возмущаются описаниями в федеральных учебниках монголо-татарского ига и в местных учебных пособиях живописуют «захватническую» позицию России в присоединении Казанского и Астраханского ханств.

Действительно, всем угодить сложно, но в единой стране должны быть единые подходы к истории, иначе единство её под вопросом. Пришлось вмешиваться лично Владимиру Путину. Так, в 2014-м он назвал «безобразием» оценки истории Второй мировой войны, которые содержались в отдельных пособиях. А в ходе выступления с посланием Федеральному Собранию в 2021 году вынужден был вновь обратиться к этой теме, заявив, что «с удивлением» прочитал написанное в школьных учебниках по истории:

Как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно! Вс что угодно там написано – и о «втором фронте», только про Сталинградскую битву ничего не сказано – бывает и такое.

И это при том, что ещё в 2013-м Институт российской истории РАН по поручению президента разработал «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», содержащую, в частности, «Историко-культурный стандарт» – обязательный минимум знаний, трактовку «сложных» исторических событий и методологию изучения разных этапов истории России.

Тогда же была заменена классической «линейной» вредительская система «концентрического» преподавания истории, когда в средней школе в головы ещё не созревшим к полному пониманию школьникам впихивалась вся историческая летопись – русская и мировая с множеством дат и фактов. При усиленной подготовке старшеклассников к ЕГЭ и отсутствии (до сих пор!) предмета «история» в госэкзаменах изучение её становилось чем-то факультативным.

Поэтому и в головах уже как минимум двух поколений – историческая каша. Заваривали её долго крупные спецы в своём разрушительном деле. И расхлёбывать – тоже не быстро. Нужно не только скрупулёзно вычистить глубоко внедрённые прозападные либеральные идеологемы, но и развить свою историософию, методики, не повторяющие советские. Наконец, сделать предмет «история» и обязательным, и интересным для детей одновременно. Благо, теперь он будет преподаваться с первого класса.

Воссоздание русской истории

Работа по наведению порядка в преподавании истории и литературы ныне активно ведётся, преодолевая вопли либеральной общественности и скрытое противодействие пятой колонны в системе образования. Этому (с известными изъянами) способствуют принятые и редактируемые Федеральные образовательные стандарты (ФГОСы) и более усиленная госэкпертиза учебных пособий при общем сокращении количества «линеек» – то есть последовательности учебников одних и тех же авторов с начальных до выпускных классов. И введение недавно по предложению Путина преподавания истории, начиная с младших классов.

На днях министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил, что обсуждается дополнительный курс для старшеклассников «Россия – моя история». Пока, правда, непонятно, за счёт каких учебных часов это может быть реализовано. Пока же в программу по истории России 9 класса уже включено признание ДНР и ЛНР. А в мае был, наконец, подготовлен федеральный перечень школьных учебников, одобренных для использования по всей стране. Среди них – линейка учебников по истории России под редакцией помощника президента Владимира Мединского. Она написана хорошим языком, едва ли не впервые исторические события в отечестве сопоставляются с происходившими в это время в мире.

Кроме того, в июле 2021 года по поручению главы страны была создана межведомственная «Комиссия по историческому просвещению», которую возглавил Мединский и в которую входят, в том числе, представители силовых структур. Среди прочего она призвана «противодействовать фальсификации истории». Разумеется, в либеральном стане тут же раздался визг об оруэлловском «Министерстве правды», что лишь подтверждает верность сделанного шага.

Содержание или форма?

Однако при всём этом правильном векторе идеологические мини-диверсии в школьных учебниках порой проскакивают. На это с возмущением обратил недавно внимание в своем Telegram-канале председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. Сенатор задаётся вопросами, кто заказывает и спонсирует печать подобных учебников и как они проходят через «сито» Минпросвета:

Эти вопросы требуют серьёзного разбирательства, к которому давно пора привлекать Генеральную прокуратуру и Счётную палату.

Ранее зампредседателя комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева сообщила, что комитет обратится к председателю Российского исторического общества (РИО) Сергею Нарышкину с предложением провести экспертизу школьных учебников по истории на соответствие историко-культурному стандарту. Председатель правления РИО, исполнительный директор фонда «История Отечества» профессор Константин Могилевский в комментарии «Первому русскому» отметил, что ему кажется самым важным сейчас в «исправлении» истории в школе:

Больших критических проблем с содержанием пяти ныне одобренных министерством линеек учебников по истории, какие были, скажем, ещё лет десять назад, уже нет. Но трёх «линеек» будет вполне достаточно – они обеспечат и возможность выбора, и единство исторических трактовок. Главная проблема сейчас – обновление учебников в части современной истории, которая вершится сегодня на наших глазах. Страна будет испытывать сложности в понимании современности, если не знать, какие исторические процессы привели к нынешнему состоянию дел. Мы в РИО согласны с коллегами из Совета Федерации, что сейчас нужно думать вместе с педагогами, как улучшить не содержание, а форму подачи материала для школьников. Нужно убирать перегруженность мало увязанных друг с другом фактов, дат, вызывающих напряжение у учителя и скуку у ученика. У последнего должно сформироваться главное – эмоциональная сопричастность к истории России.

Профессор Могилевский также сообщил, что, по его мнению, которое пока ещё не разделяет Министерство просвещения, экзамен по истории на базовом уровне всё-таки нужно включить в перечень обязательных выпускных госэкзаменов.

Что с того?

Стоит признать: сегодня граждане России нуждаются в массовом историческом просвещении. Подобном советскому ликбезу, но, разумеется, идейно ином. История – наука, но в школе это ещё и воспитание. Поэтому требует, кроме достоверных знаний, правильных идеологем, против чего столь яростно и лукаво при этом выступает либеральная публика. Ведь отсутствие видимой идеологии, постулирование релятивизма в истории – и есть идеология либерализма, разоружающая нации перед воинствующим глобализмом. И борьба за правильные – русские – акценты по всей прошлой ткани бытия нашей Родины должны быть «вышиты крестиками»,  заметными любому педагогу, в любой школе и в любом регионе страны.

При этом перед нами стоит, возможно, и более сложная задача – сделать школьный предмет истории логичным и увлекательным: вывести его из бессмысленной зубрёжки множества дат и имён, связать исторические события разных эпох от Рюрика до СВО воедино смысловыми нитями. Чтобы молодые поколения, выходя из школьных стен, могли стать знающими патриотами. И просветить, по возможности, более старшие поколения, которым истории в своё время «недодали».

АНДРЕЙ САМОХИН