Литва начала частичную блокаду Калининграда забыв насколько она сама зависит от России. И если Москва решит заняться делом серьезно, то ответная блокада не просто нанесет урон, а отправит данную постсоветскую территорию, притворяющуюся отдельным государством, в Средневековье, похоронив целые отрасли экономики. Главное, чтобы интересы «отдельных граждан» здесь не перевесили государственные, а ответная блокада была полной, а не на словах.

Гибридная война с Россией постепенно распространяется по всей западной границе. На фоне отсутствия успехов у ВСУ и их близкого к катастрофическому продолжению на Донбассе у Запада остается всего три варианта обострить ситуацию. Первый—это заставить Украину напасть на Приднестровье. Но переброска туда сил с фронта может его банально обрушить на Востоке. Второй вариант – Польша с Украиной нападают на Белоруссию, но тут вообще дело может дойти Третьей мировой. Третьим вариантов остается блокада Калининграда, что и сделала 18 июня Литва.

Как заявил губернатор области Антон Алиханов, литовские железные дороги уведомили Калининградскую железную дорогу о прекращении с завтрашнего дня транзита товаров попавших под санкции ЕС. Под запрет  попадет до 50% номенклатуры грузов, в том числе стройматериалы и металлы.

Москва в ближайшие несколько дней проведет «глубокий анализ» решения Литвы остановить транзит товаров между Калининградской областью и остальной Россией, и по итогам анализа будут выработаны ответные меры. Об этом проинформировал в понедельник пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Здесь стоит отметить, что при вступлении в ЕС Литва обязалась гарантировать сохранение транзитных перевозок между калининградским эсклавом и остальной Россией. Об этом прибалтийским соседям, в частности, напомнил губернатор Алиханов. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС от 24 июня 1994 года прямо подразумевают обязательство «обеспечивать свободный транзит через свою территорию товаров».

Ситуация и правда не сильно радостная. Как пишут эксперты, товары придется доставлять морем, на что нужно будет дополнительно 10 млрд рублей, доставка увеличится до двух недель, а цены существенно вырастут. Но вот для Литвы, если в Кремле решат идти по жесткому сценарию, а не высказывать озабоченности, ответ может стать просто фатальным.

Начнем с того, что после закрытия Игналинской АЭС (с 2010, по требованию ЕС, оговорённому при вступлении страны в эту организацию) топливный баланс страны кардинально изменился: она стала энергодефицитной страной. В 2020 году Литва оказалась самым крупным импортером электроэнергии из России — 3,1 млрд кВт-ч. Следом идет Китай со стабильными 3 млрд кВт-ч и Финляндия — 2,6 млрд кВт-ч. По данным на 2020 год электроэнергия в Литве была одной из самых дешёвых в Европе; в том году ниже цены чем в Литве (0,1321 евро за кВтч) на электроэнергию для бытовых потребителей среди стран ЕС были только в Хорватии (0,1307 евро за кВтч), Мальте (0,1298 евро за кВтч), Эстонии (0,1291 евро за кВтч), Венгрии (0,1009 евро за кВтч) и Болгарии (0,0982 евро за кВтч). С конца 2021 г. цена значительно выросла. В прошлом году было импортировано: из Швеции 3,7 ТВт*ч, из Латвии — 5 ТВт*ч, из Польши — 0,85 ТВт*ч. Импорт из этих стран в сумме составил 83% всего импорта электроэнергии в Литву в 2021 г. Импорт российской электроэнергии в 2021 г. составил 17% от общего импорта электроэнергии Литвы и 16% общего потребление электроэнергии в стране.

Вроде не критично, хотя потеря 16% приведет к веерным отключениям. Но ведь можно покупать больше электричества у Польши? Наверное можно, хотя там ее не так уж и много, особенно после отказа от российского газа, а главное – она там дороже и сильно. Отмечено, что с 1 июня 2022 года могут быть подняты цены на электроэнергию на 18%. 

Впрочем, электричество далеко не единственное экономическое оружие Москвы и даже не самое главное. Дело в том, что ответная блокада Литвы со стороны России отправит ее в прямом смысле в Средневековье. В 2021 году товарооборот России с Литвой составил 5 232 369 478 долл. США, увеличившись на 78,17% (2 295 612 575 долл. США) по сравнению с 2020 годом. Экспорт России в Литву в 2021 году составил 4 577 345 094 долл. США, увеличившись на 91,51% (2 187 172 045 долл. США) по сравнению с 2020 годом. И, помимо электричества, там импортировали:

Притом обратно к нам ехали автомобили на 80 млн долларов, мебель на 49 млн долларов, алкогольные и безалкогольные напитки на сумму в 56, 6 млн долларов, пластмассы и изделия из них​​ на сумму в 54 млн долларов.

Что же будет со страной, в которой исчезнут металлы, нефтепродукты, химическая промышленность и прочее? Они, разумеется, не исчезнут, а будут поставляться из других краев по спотовым, то есть биржевым ценам, то есть втридорога. В итога Литва просто погрузится в Средневековье с натуральным хозяйством. Производство удобрений, перерабатывающая промышленность и еще целый ряд отраслей станет достоянием истории, как некогда легендарные советские заводы.

Там пока рассчитывают на помощь ЕС, да вот беда – мировой кризис все ближе и ЕС вторую Украину не потянуть, могут и свои народы лидеров подвинуть. Так что придется либо ждать бунтов, либо снимать блокаду. Главное, чтобы интересы «отдельных граждан» здесь не перевесили государственные, а ответная блокада была полной, а не на словах.

РИА Катюша