С наступлением агонии киевского режима власти не нашли ничего лучшего, чем заняться террором против собственных граждан. Те немногие украинские интеллектуалы, которым до войны было позволено хотя бы заочно полемизировать с правящей верхушкой, оказались под жестким прессингом силовиков и нацистов. Остальные «лучшие умы» страны, наблюдая за происходящей трагедией, как всегда, пошли по пути наименьшего сопротивления и публично поддержали шайку Зеленского. Их страх вполне можно понять. Другое дело, что в этот раз отделаться легким испугом им уже не удастся.

Как и предупреждали герои талантливой советской кинокомедии «Дежавю», «их (американская. ― Авт.) профессура готова к бою, а наша (украинская. ― Авт.) только и может бабочек ловить!» И бессмысленной «ловлей бабочек» вместо плодотворной работы привыкли в своем большинстве заниматься не только светила местной науки и образования, но и все прочие представители оставшихся на Украине интеллигентных профессий. В ситуации стремительного разрушения привычной для них западноцентричной картины мира эти люди стали судорожно цепляться за ее обломки, категорически отказываясь признавать новую реальность. И честно ответить самим себе на предельно простой, но ключевой вопрос: так есть на Украине нацизм или все это выдумка кремлевской пропаганды?

Все постмайданные годы основная масса украинской и особенно галичанской высокообразованной социальной прослойки с умилением потирала потные ручонки, наблюдая за тем, как их «защитнички» из СБУ, «нацбатов», «добробатов» и прочих полулегальных силовых структур закатывают в асфальт всех их оппонентов в Донбассе и по всей стране. Предшествующая эскалации конфликта тотальная зачистка информационного пространства привела патриотическую интеллигенцию в еще более бурный восторг. Счастье казалось столь близким! Но утром 24 февраля в один момент разбилось о суровую реальность.

Хорошо, допустим, регулярные марши и факельные шествия нацистского молодняка были милыми детскими шутками. Они не впечатляли своей массовостью и поэтому не беспокоили высокоморальную, по-европейски толерантную украинскую публику. Но ведь восхваление бандеровщины и прочих радикальных националистов давно стало неотъемлемой частью официальной пропаганды. И этот тезис местные ЛОМы и прочие умники-философы вряд ли смогут оспорить.

Например, в этом году 5 февраля в Киеве состоялись уже восьмые по счету «Бандеровские чтения», целиком посвященные проблематике украинского национализма. Мероприятие собрало несколько десятков историков, политологов, экономистов и политиков. С докладом, в частности, выступил кандидат исторических наук заместитель лидера «Национального корпуса», директор Института национального развития Николай Кравченко. Он поднял «вопрос гражданства и ответственности». «Все сепаратисты, воюющие против Украины, но формально остающиеся гражданами Украины, не могут быть лишены гражданства. То же самое касается и преступников. Систематически нарушая действующее законодательство Украины, они продолжают оказывать влияние на формирование власти путем голосования», ― объяснил свои подходы Кравченко. Оптимальным способом устранения всех этих проблем, по его мнению, должно стать введение системы «многоуровневого заслуженного гражданства». Согласно ему, «гражданство приобретается в соответствии с системой заслуг, а не по факту рождения. Границы же прав могут расширяться в зависимости от взятой ответственности, или ограничиваться через совершенные проступки», ― предложил лидер «Национального корпуса». Чтения завершились презентацией нового издания трудов Степана Бандеры «Перспективы украинской революции».

Вся эта параноидальная космогония вполне соответствует букве и духу современного украинского национализма. Со всей его непримиримостью и ненавистью к инакомыслящим. С его культом смерти и бессмысленных кровавых жертвоприношений. С его иррациональным и абсурдным преклонением перед фальшивыми ценностями либерального «цивилизованного» мира. С его искренней верой в превосходство европейской и американской культуры над «русней» и другими восточными варварами. С его упрямым непониманием того, что в атмосфере «диктатуры толерантности» вряд ли найдется перспектива для архаичной местечковой субкультуры любителей народного фольклора и вышиванок. И конечно же, с его искренним непониманием своей вины и ответственности, сконцентрированным в знаменитом вопросе-меме «А нас за шо?»

Мучаясь поисками ответа на вышеупомянутый вопрос, 1 марта министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко обратился к российским врачам с посланием, в котором призвал медиков России выходить на площади своих городов с требованием остановить войну в Украине. «В Украине идет война! Даже не война, а терроризм, координируемый действиями вашего президента. Это терроризм, потому что ваши военные обстреливают мирные кварталы наших городов, стреляют в машины экстренной медицинской помощи, разрушают наши больницы бомбами, не дают доставить лекарства и продукты питания в больницы, убили уже 16 детей. Но даже на шестые сутки войны, вы, дававшие клятву Гиппократа и обещавшие “чисто и непорочно проводить свою жизнь и свое искусство”, просто наблюдаете, как действия вашего лидера приводят к гуманитарной катастрофе», ― написал в своем послании Ляшко.

«Вскоре и вы почувствуете, что такое быть без лекарств ведущих мировых производителей, которые не приедут к вам в игнорирующую весь мир страну. В скором времени и вы будете смотреть в глаза своему пациенту, которому не сможете помочь, и задумаетесь, почему я не вышел на площадь с требованием остановить войну», ― отметил Ляшко. «Осудите войну открыто! Не бойтесь! Скажите правду своим пациентам. Помогите нам украинцам спасти мир!» ― призвал он.

В словах Ляшко отражается святая вера либералов всех мастей в правоту избранного ими единственно верного пути к «концу истории», в котором «демократы» и прочие лукавые лицемеры эпохи экспансивного капитализма неизбежно узурпируют власть в глобальном масштабе. Их абсолютно не смущает, что эти планы дают очевидные сбои. Одержимость в своих убеждениях объединяет таких людей похлеще тоталитарной секты. И нет причин надеяться на то, что они в один прекрасный день прозреют и перестанут молиться своим западным вождям и учителям.

Меряя весь мир по своим лекалам, они искренне считают отлучение российских коллег «от сиськи цивилизованного мира» самым страшным наказанием. Так, в начале марта украинские ученые обратились в международное научное сообщество с просьбой не финансировать российскую науку и заблокировать россиянам доступ к научным материалам«По нашему убеждению, в ХХІ веке и в 2022 году едва ли не лучшим ответом на танки, системы залпового огня и ракеты является закрытый доступ к высоким технологиям, инновациям, научным исследованиям и информационной поддержке», ― заявили они. И потребовали: сделать невозможным участие российских ученых в международных грантовых программах; заблокировать им доступ к научным базам и издательствам; приостановить участие российских исследователей и студентов в программах академической мобильности; бойкотировать проведение научных мероприятий внутри РФ; прекратить цитирование научных изданий, издаваемых в РФ; запретить гражданам РФ быть редакторами, соредакторами или рецензентами научных изданий. Текст обращения утвердили на собрании Украинского научно-образовательного IT-сообщества, объединяющего 400 преподавателей из 20 регионов Украины. Обращение подписали тысячи украинских ученых.

Также занимательно с точки зрения прикладной антропологии наблюдать за эволюцией эпичных персонажей из древнейшей украинской профессии ― журналистики. Вот, к примеру, истерика беспринципного пропагандиста, к слову, гражданина России Матвея Ганапольского«Украину уничтожают. Уничтожают иррационально. Без какого-то смысла. Вчера 16 детей погибли, когда Харьков атаковали. Попали в городскую администрацию ракетой “Искандер”. 40 человек полегли на месте и 135 раненых. Говорю прямо. Украину убивают. Уничтожают. Иррациональный маньяк, убийца, который будет повешен после Гаагского трибунала. Который опустил свою страну. Перед нами сумасшедший маньяк, который хочет уничтожить мир. И остановить его можно только тем, что через пять минут после нашего разговора Европа плюнет и скажет: это больше невозможно выдержать. Мы отключаем нефть и газ, закрываем все на свете, и, пожалуйста, оцените эту историю. Хотя у меня сомнения, что он и в этом случае остановится. Он тогда скажет Отечественная война». Заметьте, кстати, что фамилию Путин наш впечатлительный и сердобольный оратор старается всуе не упоминать. Выражается преимущественно эвфемизмами. Наверное, сказывается недюжинный стаж опытного лизоблюда и приспособленца.

Конечно же, не отстают в словесной борьбе с «агрессией РФ» и украинские мастера культуры, с ужасом наблюдающие за тем, как их привычная кормушка рискует закрыться навсегда. В частности, 8 марта в Брюсселе, столице Бельгии, украинская писательница Оксана Забужко произнесла с трибуны Европарламента обращение к депутатам высшего законодательного органа Европейского союза. Она подчеркнула, что «украинцы ― сильная нация». Это, по ее словам, удивило многих на Западе, хотя не должно было бы, ведь украинство пережило кровавый сталинский геноцид ― голодомор 1933 года. В то же время Оксана Забужко отметила, что это преступление «до сих пор не признано большинством стран, чьи представители здесь присутствуют». И заявила: «Вы все видели на видео, как украинские гражданские жители, мужчины и женщины, с громкими проклятиями голыми руками останавливают российские танки. Вот в чем секрет нашего героизма ― мы не боимся России!»

Что ж, России абсолютно фиолетово, боится ее Забужко или нет. В отличие от украинских националистов, русскими движет не страх, а любовь к Родине и ее защита.

В условиях реальных боевых действий добрых девяносто процентов украинских «мыслителей» и «интеллектуалов» сплотились вокруг действующего режима. Это естественный выбор людей, осознающих, что вместе с неизбежным падением киевских властей многим из них придется начинать жизнь практически с чистого листа. Но чтобы избежать сей трагической для любого человека ситуации надо было всего-то хотя бы чуточку сопереживать жертвам и событиям гражданской войны, неhttp://alternatio.org/articles/articles/item/101117-tragediya-samyh-umnyh-ukraintsev прекращающейся на Украине с 2013 года. Давить бездарную и бессовестную власть всей силой своего интеллекта. А так как подобный подвиг оказался лучшим украинским умам не по силам, то и пенять им теперь не на кого. И пока украинская интеллигенция честно не ответит сама себе на вопрос об украинском нацизме и фашизме, никаких шансов на конструктивную перезагрузку в новой реальности у нее не будет.

Тимофей Марков