ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ / АГН «МОСКВА», BRO STUDIO / SHUTTERSTOCK.COM

В ночь на 23 февраля США ввели санкции против ряда крупнейших финансовых корпораций России. Иронично, но таким образом они наказали даже не крупный бизнес, а в первую очередь простых людей. Так, в числе прочих, под удар попала корпорация развития ВЭБ.РФ, «преступление» которой заключается в том, что она строит школы, обновляет общественный транспорт и развивает города.

Американцы, против обыкновения, достаточно чётко аргументировали своё решение. Они указали, что ВЭБ.РФ играет более чем значимую роль, поскольку «финансирует развитие национальной экономики России, в том числе масштабные проекты по развитию внутренней инфраструктуры и других отраслей, имеющих решающее значение для получения доходов в России». И далее самое красивое: «Санкции США против ВЭБа направлены прежде всего против экономики России».

То есть госкорпорация наказана за то, что развивает Россию, а именно за то, что способствует «получению доходов в России». Спасибо за откровенность, уважаемые американские партнёры. А то вы много раз сообщали миру, что ваши санкции направлены исключительно против «плохих» предприятий и людей, а никак не против народа России.

Но кто же тогда эти «получатели доходов», по кому наносят удар авторы санкционных списков? Чем вообще занимается ВЭБ.РФ?

Госкорпорация поддержкивает проекты государственной важности, за которые без её поддержки не возьмутся коммерческие банки (срок возврата слишком велик, а то и вообще не идёт речь о прибыли). На бизнес-языке это называется «длинные деньги». Они нужны, в первую очередь, как верно заметили американцы, для строительства инфраструктуры, в том числе социальной.

Соответственно, авторы санкций рассчитывают, что в России будут строить меньше заводов, меньше современных школ, откажутся от замены старых автобусов на современные электробусы. Если это не санкции против людей, то как тогда они вообще могут выглядеть?

Доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Эмиль Мартиросян подтверждает:

Невозможно говорить, что санкции не сказываются на простых людях. Попавшие в сложное положение банки повышают кредитные ставки, раскручивается инфляция, растут розничные цены – население беднеет. Санкции против корпорации развития усложняют возможность получить «длинные деньги» для инфраструктурных проектов, и в каких-то случаях придётся искать новые, более сложные и дорогие инструменты их финансирования.

Такой инструментарий можно развивать и за счёт внутренних источников, отмечает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец:

Санкции против ВЭБ.РФ нацелены на то, чтобы отрезать наши институты развития от длинных денег. Но решения в стране имеются. Для того чтобы нивелировать негативный эффект, Центробанк может предоставить этим институтам, которые, помимо прочего, реализуют национальные проекты, точно такие же длинные деньги…

Что же будет дальше?

А ничего особенного – работа в России и для её граждан. В ВЭБ.РФ уже сообщили, что корпорация «продолжит повышать свою финансовую устойчивость и операционную эффективность, надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, а также использовать все доступные средства для защиты своих прав и законных интересов».

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ