ФОТО: СЕРГЕЙ ВЕДЯШКИН / АГН «МОСКВА»

Цифровизация всех процессов, как и пожелания современных потребителей, не могут не влиять на формы предоставления услуг. Однако многие эксперты в унисон заявляют о том, что удобства могут стать серьёзной реальной угрозой для человека. «Можем ухнуть и погибнуть», – такой образ выстроил в беседе с Царьградом Михаил Делягин.

С недавних пор ещё одной очень популярной темой стала идея создания метавселенных. Произошло это после того как Марк Цукерберг объявил о превращении Facebook в Meta, заявив о развитии нового формата цифрового взаимодействия между людьми.

Пугающая новая волна «метавселенной» – страшная сказка или реальность?

И сегодня уже невозможно отрицать, что метавселенные могут стать мировым трендом, но при этом пока нет ни одного примера, когда это удалось сделать в реальности, считает глава Сбера Герман Греф:

Метавселенная – это, наверное, тот тренд, который пока просматривается, но нет ни одной такой метавселенной, которая объявляется. В силу того, что пока технически никто ещё не сумел совершить этот переход. Я не верю в метавселенную имени Цукерберга. После его выступления я ещё раз посмотрел на все его продукты, надел этот самый Okulus [гарнитура виртуальной реальности – ред.] и провел в нём больше часа впервые в жизни, потому что меня раньше хватало максимум на 10 минут. И я понял, что, может быть, надо провести там месяц, и после этого ты привыкнешь, но это неудобно – это даже для взрослого человека очень серьёзное давление. <…> Мы не имели никогда дела с технологией, которая претендовала на замену роли человека. Мы пережили все индустриальные революции всё-таки достаточно легко и адаптировались к ним, скорости были другие, и не было ещё такой технологии подрывной, как искусственный интеллект.

Своим мнением о будущем метавселенных Герман Оскарович поделился в ходе дискуссии «На кончиках пальцев: опыт взаимодействия человека с технологиями», проходившей в начале декабря в рамках форума Finopolis. Принимавший участие в этой дискуссии глава ВТБ Андрей Костин признался, что виртуальная реальность для него малопривлекательна, хотя и может быть для кого-то «неплохим развлечением вместо бутылки, если захочется забыться». Кроме того, меры регулирования этой среды сильно отстают от развития технологии. Исключением является только Китай.

Совладелец Альфа-банка Пётр Авен, признав, что с искусственным интеллектом связаны многие задачи развития банка, всё-таки назвал движение в сторону метавселенных «некой фантастической историей», о которой говорить ещё рано.

Интересно выступление в рамках этой дискуссии главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной:

Метавселенные – новая волна, которая меня лично немного пугает, потому что страшно, когда из человека, который соткан из чувств, противоречий, настроений, мы превратимся в идеально обсчитанный цифровой аватар. Это пугает, но многие сегодня сказали, что развитие технологий не удалось остановить. Очень важно понять и подумать над тем, как в этом новом мире с цифровым доминированием, с доминированием платформ, метавселенных сохранить для человека свободу выбора и свободу чувств. <…> Возможно, мы сейчас находимся в ситуации, когда, как аборигены за бусы, готовы продать что-то несоизмеримо более ценное – свои данные, и с этими данными – право выбора. Не успеем мы чего-то пожелать, как среда вокруг нас предлагает – и точно ли это то, что нам нужно, и сможем ли мы в ситуации такого изобилия предложения сохранить здравые отношения?

Это действительно страшно – «век шествует путём своим железным»

Эту серьёзную тему в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с депутатом Госдумы, экономистом Михаилом Делягиным.

Юрий Пронько. Как вы думаете, всё то, о чём говорилось, это уже реальность, в которой мы живём?

Михаил Делягин: Если бы всё это сейчас слушали какие-то программисты, они не поняли бы ничего: программа, столь косноязычно написанная, работать не может.

У нас есть уже люди, которые живут в совершенно другой смысловой и знаковой системе. И именно они определяют будущее. Госпожа Набиуллина сказала: «если мы уже живём в этой системе». Никаких «если». Как писал Евгений Баратынский, «век шествует путём своим железным». Это действительно страшно. И я согласен со всеми опасениями, которые высказываются. Вот и госпожа Касперская (предприниматель в сфере информационных технологий Наталья Касперская – ред.) очень художественно говорит о том, почему не нужно оцифровываться – упаси вас Бог.

Но есть маленькая деталь. Когда мы пользуемся удобствами, установленными в туалетах, мы защищены от негативных последствий, мы туда не провалимся, нас туда не засосёт, там труба узенькая – специально, чтобы не провалились.

Когда мы пользуемся аналогичными удобствами, метавселенных, цифровых экосистем, там никто о ширине трубы не думает. Мы туда можем ухнуть и погибнуть, потому как что такое личные цифровые данные? Вот сейчас уже усиленная цифровая подпись, и уже есть судебные дела, когда у людей украли квартиру через эту усиленную электронную цифровую подпись. Люди лишаются реального имущества и ничего не могут доказать.

– Но это скорее их вина? Или условия для этого созданы государством, это бреши, которые государство не закрыло?

– Бреши, которые государство не закрыло. Потому что человек верит тому, что ему говорят. А ему говорят, что электронную цифровую подпись украсть нельзя. И люди в это искренне верят. А тогда кто же продал вашу квартиру от вашего же имени, если это не вы? Наверно, вы мошенник и должны сидеть, раз вы были вменяемы, но не помните, как продавали квартиру.

Или человек прошёл «по лицу» в метро, а ему тут же прилетел штраф, потому что он в метро находится без маски. А через некоторое время его и повязать уже смогут.

И когда возникает глюк в системе, я не говорю, что он осознанный, это отдельная тема, у американцев целый жанр литературы фантастической написан, где людей будут уничтожать через «цифру», фильмы сняты давным-давно. Вот у вас компьютер глючит, телефон глючит, то же самое бывает и здесь. Слишком сложная система, какой-то внутренний конфликт, чего-то недоделано, и всё – вас нет, и вы никому ничего не докажете.

Делягин

ЭКОНОМИСТ, ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ МИХАИЛ ДЕЛЯГИН. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

– И невозможно бороться, потому что мы находимся уже в этой, как вы говорите, канализации.

– Когда мы будем находиться внутри, можно как-то в лесах жить, как Агафья Лыкова, старообрядцы.

– То есть выкинуть смартфоны и убрать планшеты, компьютеры?

– Сейчас остаться без смартфона – это уже даже не без рук остаться, а без головы. Это невозможно, вы автоматически перестаёте быть конкурентоспособным и в большинстве случаев лишаетесь возможности зарабатывать себе на жизнь.

– Вы становитесь некоммуникативны, вы не имеете связей…

– Да, а в некоторых регионах России вы даже не можете кормиться с приусадебного участка, потому что вам запрещено скот иметь, разводить его в значительных масштабах.

– Уже и до этого дошло?

– Уже доходит до этого. Всё как в США. Коровы пукают очень много, и вообще, это конкуренция с агрохолдингами, с другой стороны. Потому что, когда у агрохолдингов падает рентабельность, то мгновенно возникает африканская чума свиней.

Способ ликвидации человечества найден. Но люди продолжают бороться

– Да и с ребятами, которые непонятно из чего делают якобы мясо. Это же тоже листингованные компании.

– И так далее, и так далее. Это способ ликвидации права человека даже на самого себя.

– Но это неизбежно, то есть всё?

– Я не считаю это неизбежным. Это доминирующий сегодня тренд, но человечество не хочет погибать. У него есть инстинкт самосохранения, поэтому люди борются и будут бороться. Мы это видим в истории с QR-кодами на транспорте, как коса находит на камень.

Вспомните, как у раннего Бориса Гребенщикова в песне «Аделаида»: «Ты слышишь стук сердца – это коса нашла на камень». Так что, если мы будем бороться, мы сможем это безумие канализировать в сторону, которая выгодна и полезна для человека. И тогда удобства будут удобствами, а не средством уничтожения.

В конце концов, ножом можно резать хлеб, а можно резать людей. Но это точно такой же этически нейтральный инструмент, просто нужно создать систему ограничения и систему регулирования.

– То есть, когда упрекают в этом Набиуллину, говоря, что она, по крайней мере в части финансовых услуг, не регулирует на необходимом уровне, это правильно?

– Она не создаёт недостаточные системы ограничения, она забегает вперёд, как климатические мошенники, которые учинили сейчас в Европе энергетический кризис. Ребята, альтернативная энергетика – это чудесно. Просто вы сначала подумайте, найдите технологические решения, а уже потом тиражируйте их. А не сначала тиражируйте в надежде, что лет через 30 «мы что-нибудь придумаем». То же самое и здесь – вы сначала постелите соломки, а потом уже прыгайте. А точнее – других сталкивайте.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА