ФОТО: VINOKUROV KIRILL / SHUTTERSTOCK.COM

Маленькие дети очень любят разбирать различные механизмы, чтобы посмотреть, как они устроены. Чаще всего прибор после этого перестаёт быть ремонтопригодным. Пожилой режиссёр Сокуров предложил попробовать разобрать Россию. Но ужасно даже не это предложение, а то, что русские не возразили смелому экспериментатору. На защиту целостности России вышли только чеченцы.

Председатель парламента Чечни Магомед Даудов сообщил, что по призыву главы республики Рамзана Кадырова парламент обратился к генеральному прокурору и главе Следственного комитета России с просьбой взять под личный контроль проверку скандальных высказываний режиссёра Александра Сокурова. Даудов полагает, что слова режиссёра были ксенофобными, оскорбительными для народов России и провокационными.

Подорвиха государственной целостности

70-летний режиссёр, уроженец иркутского села Подорвиха, напомним, использовал недавнее заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте по полной программе. Возможность прямого диалога с Владимиром Путиным, безусловно, ценна, и приятно, когда люди используют её не для решения личных проблем, а ради спасения судеб России. Другой вопрос, что судьбы эти завкафедрой Кабардино-Балкарского госуниверситета понимает весьма своеобразно.

Часть его эмоциональных высказываний, безусловно, имела смысл, вплоть до того что все страны экс-СССР – национальные государства, и только у нас есть «президент федерации», а не «президент России»: это замечание Царьград может только приветствовать. О неуважении молодых кавказцев к русским Сокуров тоже говорил справедливые слова. Но дальше начались выводы из сказанного:

Давайте посмотрим, что происходит с российским государством, с нашей конструкцией государства. Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве, пожелаем им удачи, пожелаем удачи всем падишахам, я не знаю, всем, кто хотел бы начинать жить своей жизнью.

Сильное заявление, особенно для человека, который в 2000 году подписал письмо в поддержку! Владимир Путин, надо отдать ему должное, вообще не затруднился с ответом и горячо, по пунктам, разбил ключевые утверждения и тем более предложения оппонента. А его пресс-секретарь Дмитрий Песков поспешил успокоить паникёров, заявив, что за несогласие с президентом в России ещё никого не сажали и не планируют.

Бремя русского человека

Сажать пожилого человека действительно не стоит. Хотя бы потому, что ст. 20.3.2 КоАП «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» предусматривает только наложение штрафа (а вот повторное нарушение в течение года может привести к более сложным последствиям).

Но огненное выступление Сокурова прямо противоречит не только букве закона, но и интересам страны. Страны, которая исторически обречена быть империей и собирать, а отнюдь не разбрасывать вокруг себя земли. В истории человеческой империй подобного масштаба – на подсчёт хватит пальцев одной руки: Рим, Орда, испанская и британская колониальные системы плюс в какой-то степени современная американская неоколониальная. И да, именно поэтому мы помогаем Белоруссии, Армении, Сирии и целому ряду других государств, включая не признанные нами же. Киплинг называл это «бременем белого человека», мы назовём крестом человека православного и цивилизованного.

Сокурову, интеллигенту и либералу европейского типа, подобные ценности чужды в принципе. Это его личное дело, его право, закреплённое в Конституции. Но не ему разрушать то, что создавал не он. Кстати, что бы сказал о словах сына его отец, проливавший на войне кровь за советскую, как ни крути, империю, а потом служивший в разных её уголках от Польши до Туркмении?

Сажать Сокурова нельзя. Но нельзя и молчать. Тем более что президент прямо спросил, откуда Сокурову знать, чего хотят в регионах России – и получил предложение: «Давайте проверим».

Согласитесь, логично было бы услышать от региональных элит чёткий и недвусмысленный ответ, хотят ли они начинать «жить своей жизнью», с Путиным они или с Сокуровым.

Но где там!

Федерация безмолвных

Де-факто Россия – действительно федерация, но де-факто из её 85 субъектов подавляющее большинство являются скорее объектами. Вся работа региональных властей направлена на исполнение приказаний Кремля и решение сугубо местных проблем; значительной частью вверенных им Конституцией полномочий они вообще не пользуются, словно это не право законное, а чемоданчик ядерный.

Вот и получается, что простые люди куда чаще демонстрируют признаки регионального самосознания, чем избранные ими депутаты: вспомним Хабаровск и Шиес. И только когда дошло до QR-кодов с перспективами принудительной вакцинации, депутаты полутора десятков (из 85!) регионов изобразили подобие собственного мнения.

И, кажется, снова впали в спячку.

О своём категорическом несогласии с мнением лауреата офицерского креста французского ордена Искусств и Литературы заявила лишь одна республика. Та самая, принудительное (по ситуации девяностых) сохранение которой в составе России так одобрял 49-летний Сокуров.

Ни один русский регион не собрал заседание парламента, чтобы ответить прозвучавшим на всю Россию словам о необходимости распада России. Мы не слышим голоса общественных организаций – отчасти, конечно, и потому, что русскую их часть задушили 282-й статьёй УК.

Но в целом слова Сокурова оказались лакмусом, который, как известно, в нейтральной среде сохраняет свой фиолетовый цвет. Большинству субъектов федерации судьба этой федерации, кажется, совершенно фиолетова. Только в Чечне режиссёр натолкнулся на «красную» реакцию, всколыхнув опасную кислоту.

Вместе – сильнее

Здесь надо задать ещё один вопрос. Какой судьбы желает Сокуров «отделяемым» от России регионам? Им правда будет лучше без России или России без них? Кому из осколков СССР стало лучше жить от расставания?

Положим даже, коварная Россия встала на пути несомненного процветания Молдавии, Украины и Грузии, не сумевших договориться с собственными меньшинствами.

Положим, Армении и Азербайджану мешали процветать некие внешние враги – хотя они всего лишь с упоением полной независимости грызли и ещё десятки лет будут грызть друг другу глотки. Но прибалтийским республикам и азиатским ханствам-то кто жить мешает? А у всех в разных формах одно и то же: блеск элиты (в Азии поярче), бедность населения (в Азии поглубже), отсутствие перспектив (везде полное), отток в более богатые страны, будь то Польша или Россия. Да, в России эти проблемы тоже есть – но как раз потому, что мы тоже осколок империи, мы тоже проиграли от её развала. Но мы уберегли хотя бы то малое, что нам оставалось после беловежского сговора – очерченную большевиками условно русскую территорию Союза с её сотней национальностей, автономных и не очень.

Чем больше нас будет, тем мы – и центр, и окраины – будут богаче и сильнее. Потеряем ещё территории – ослабеют и центр, и новые независимые государства.

Что с того?

Ругать трусливых, забитых чиновников слишком просто. Но действительно ли они так трусливы и забиты? Существует ли точный ответ на вопрос, почему молчат элиты – от равнодушия, осторожности или же с дальним расчётом, чтобы не припомнили им выступление за единство страны в случае, если мечты режиссёра сбудутся? Чтобы без проблем остаться у руля в своих улусах и вотчинах?

Думается, и этот вопрос имеет смысл расследовать силами Следственного комитета и проконтролировать усилиями прокуратуры.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ «ПЕРВОГО РУССКОГО»