ФОТО: SERGEY BEZGODOV / SHUTTERSTOCK.COM

ЦБ выдвинул свой план по борьбе с нищетой в России. Аналитики Эльвиры Набиуллиной считают излишней и вредной мерой административное регулирование цен на важнейшие социально значимые продовольственные товары. Альтернативу они видят в оказании адресной помощи самым бедным слоям населения. В то же время для грамотного решения острой социальной проблемы не обойтись без эффективной комбинации и того, и другого. В Центробанке, увы, предпочитают действовать топорно и неумело.

Центральный банк в последнее время решил плотно заняться проблемой борьбы с бедностью. Эта болезненная социальная язва, судя по всему, сильно занимает Эльвиру Набиуллину. А, может, просто пришло понимание, что игнорировать обнищание широких народных масс больше нет никакой возможности. Лучше проводить реформы сверху, чем ожидать, пока они начнут сами проводиться снизу – таков мудрый принцип, сформулированный ещё в позапрошлом веке императором Александром II. Однако предложения Эльвиры Сахипзадовны и её подручных как на подбор плохие и профанационные.

В средствах массовой информации появились выдержки из аналитической записки сотрудников департамента исследований и прогнозирования Банка России. В документе говорится о том, что стратегию борьбы с нищетой правительству следует существенным образом скорректировать.

С социальной точки зрения адресная материальная помощь наименее обеспеченным слоям населения выступает более предпочтительной и эффективной альтернативой регулированию потребительских цен,

– говорится в бумаге.

«Странная война» Эльвиры Набиуллиной с инфляцией

Повторяя заезженные мантры своей строгой начальницы, аналитики упирают на то, что административное ценовое регулирование подпитывает инфляцию, провоцирует инфляционные ожидания и добавляет искажения в динамику экономической активности. Сильное вмешательство государственных органов в эту сферу, по мнению специалистов Центробанка, создаёт дисбаланс и может повлечь за собой сокращение инвестиций в производство.

В то же время подчинённые Эльвиры Набиуллиной прекрасно отдают себе отчёт в пагубности ценового роста для подавляющего большинства наших сограждан:

Рост цен на потребительские товары (особенно наиболее востребованные) понижает уровень жизни и сильнее всего отражается на наименее обеспеченных слоях населения,

– пишут в аналитической записке.

По данным Министерства экономического развития, инфляция на 8 декабря 2021 года (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) составила 8,38%, при этом по продовольственным товарам – 10,61%, плодоовощной продукции – 17,23%. Показатели по отдельным позициям просто катастрофические. Так, рост цен на курицу зафиксирован на уровне 30,27%, на картофель – 66,75%, на капусту – 114,68%.

При этом главный финансовый регулятор почему-то пытается действовать по какому-то странному принципу. Лучшее, как говорится, враг хорошего. Правильная стратегия – это комбинация административного регулирования цен на социально значимые продукты питания и оказания адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения. Самым бедным необходимо оказывать особую помощь (например, вводить для них, как в США, продуктовые карточки – food stamps), но и большинству населения нужно как-то выживать. А им адресной поддержки не окажешь.

Кроме того, возникает вопрос: как может спровоцировать инфляцию вмешательство госорганов в регулирование цен на продовольствие? С 2014 года в нашей стране идёт процесс импортозамещения. Как известно, инфляционные процессы в России носят, по большей части, импортный характер. Отечественные социально значимые продукты инфляционных рисков не несут.

Что с того?

Центральный банк пытается решить острейшую проблему нашей действительности с помощью абсолютно неадекватных мер. Набиуллина предлагает повысить ставки по вкладам малоимущих (как будто у них есть средства для того, чтобы вложить их в банки), теперь вот инициирует отказ от ценового регулирования. Реальные шаги по снижению уровня нищеты в России давно известны, мирового опыта – валом. Как говорилось в прошлых наших материалах, это в первую очередь введение цифрового рубля для покупки отечественных продуктов питания для бедных (по американской модели), амнистия малоимущим по потребительским кредитам с целью оздоровления финансового сектора и, наконец, отказ от неквалифицированной рабочей силы мигрантов с радикальным повышением уровня оплаты труда нашим гражданам.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ