Обычно говорят, что природа на детях отдыхает. Вместе с тем в дореволюционной русской истории «культурные династии» встречаются достаточно часто. Соловьевы, Бенуа, Брюлловы, Маковские – список можно продолжать бесконечно. Академик Дмитрий Лихачёв в своей автобиографии вспоминает, что именно воспитание в особой интеллектуальной среде сформировало его как цельную личность.

Отец нашего героя, Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского, был скорее архивистом и издателем, чем автором больших научных монографий. Труда, подобного «Истории Малороссии», он так и не создал. Впрочем, не приходится сомневаться, что именно его влияние на образование сына позволило тому добиться блестящих успехов на историческом поприще.

Портрет Н. Н. Бантыш-Каменского работы Н. И. Аргунова ( 1813)
Портрет Н. Н. Бантыш-Каменского работы Н. И. Аргунова ( 1813)

Семья Бантыш-Каменских, как и многие дворяне Российской империи, имела иностранное происхождение. В свое время она выехала из Молдавского княжества в христианскую Россию, спасаясь от турецкого ига. Семья была тесно связана с родом Кантемиров, который дал России несколько блестящих деятелей, но потом быстро угас. А вот Бантыш-Каменские выжили и впервые особенно ярко проявили себя во второй половине XVIII века.

По бабушке Дмитрий Николаевич был малороссом, что, возможно, определило его интерес не только к истории Малороссии, но к богатой культурной традиции края. В те времена многие малороссы переезжали в Москву и Санкт-Петербург в надежде на самореализацию. Они легко растворялись в среде великороссов и занимали высокие должности не только в культурной, но и в политической сфере.

Российская империя была достаточно интересным феноменом с точки зрения приобщения иностранцев к русской цивилизации. Многие уже в первом поколении становились истинными патриотами России. При этом они сохраняли некоторые традиции своих предков, удивительным образом вплетая их в свою творческую деятельность. Особенно ярко себя проявили в этом немцы, давшие России десятки славных имен.

Но вернемся к нашему герою. Он родился в ноябре 1788 года, на закате правления Екатерины Великой. Знатность и особое положение отца во многом предопределили его судьбу, хотя по своей натуре и интеллектуальным увлечениям Дмитрий Николаевич не был представителем так называемой праздной «золотой молодёжи». Получив блестящее домашнее образование, он стал полиглотом, владея пятью иностранными языками. Кроме того, Бантыш-Каменский уже с детства проявлял интерес к творчеству.

Дмитрий Бантыш-Каменский в молодости
Дмитрий Бантыш-Каменский в молодости

Любопытно, что карьерная деятельность молодого человека началась в очень юном возрасте. Свою первую службу юнкером в Московском архиве Иностранной коллегии он начал в 12 лет. Очевидно, что отец хотел с детства приобщить сына к ведомству, где ему предстояло работать. Судя по дальнейшим успехам бессарабского дворянина, назначение оказалось не противно его воле. Став чуть старше, Дмитрий начал посещать лекции в Московском университете.

Свою первую монографию он написал в 1806 году. Называлась она «Россиянин при гробе патриарха Гермогена». За свою работу он был поощрён императором Александром I золотой табакеркой.

«Дней Александровых прекрасное начало» было очень благоприятным временем для развития просвещённой части русского дворянства. Уже при Екатерине государство обратило пристальное внимание на образование, в том числе женское. Историк Дубровин в своей монографии «История Пугачёвского бунта» крайне нелицеприятно отзывается о нравах и общем культурном уровне дворян, а уже через несколько десятков лет ситуация меняется коренным образом. Появляется просто невероятное количество просвещённых людей, а преподавание наук в Царскосельском лицее с того времени является образцом для подражания.

Дмитрию Николаевичу ещё предстояло проявить себя в самых различных сферах деятельности и стать первым признанным историком Малороссии.

Герб рода Бантыш-Каменских
Герб рода Бантыш-Каменских

В 1810 году Дмитрий отправляется в командировку на Балканы,  а также посещает родные по крови места – Бессарабию и Малороссию. Результатом его поездки стали записки «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию».

В книге Бантыш-Каменский уделил внимание не только этнографии, но и политической истории краёв, через которые ему довелось проезжать. Это делает его путевые записки важным историческим документом. Стоит напомнить, что в те годы шла очередная русско-турецкая война, которая в итоге привела к освобождению его малой родины – Бессарабии – от турецкого ига.

Любопытна еще одна деталь из жизни нашего героя. В 1812 году он вместе с отцом участвовал в спасении архива Министерства иностранных дел из Москвы. Архив был перевезён в Нижний Новгород, а в 1813 году возвращён на место. Архив Бантыш-Каменские спасли, а вот свой богатый московский дом нет. Он сгорел во время недолгого пребывания французов в Москве. Возможно, переживания и стали причиной преждевременной смерти Николая Николаевича в 1814 году.

Сразу после смерти отца Дмитрий Николаевич поменял род деятельности. Он переехал в столицу и поступил в коллегию иностранных дел. Впрочем, дипломатическая карьера не задалась. Уже в 1816 году Бантыш-Каменский уехал в Малороссию, где служил правителем канцелярии при князе Репнине.

Спустя время, в 1825 году Бантыш-Каменский стал тобольским губернатором, особое внимание он уделял улучшению быта местных жителей и ссыльных. Сибирь в те годы была глухим местом, где творилось много произвола. В 1836 году судьба перенесла Дмитрия Николаевича в Вильно, где он также показал себя самым лучшим образом.

К сожалению, жизнь нашего героя оборвалась достаточно рано. В 1850 он умер от воспаления лёгких в Санкт-Петербурге. Как известно, пневмонию в те годы лечить еще не умели…

Сочинение Бантыш-Каменского «История Малой России»
Сочинение Бантыш-Каменского «История Малой России»

Главным делом жизни Дмитрия Николаевича стало его историческое исследование «История Малой России от водворения Славян в сей стране до уничтожения Гетманства».

Будучи начальником канцелярии Репнина, Бантыш-Каменский много и упорно работал в малороссийских архивах. Его должность позволяла ему делать любые изыскания. В своём сочинении он не только описал историю края, но и подробно остановился на этнографических особенностях каждого региона. Работала подвигалась тем успешнее, что князь Репнин, его непосредственный начальник, был заказчиком данной работы.

На начало XIX столетия в Российской империи ещё не было комплексного исследования, освещающего историю Малороссии. Существовали общерусские исследования Кармазина, Щербатова, Ломоносова и Татищева, однако местные особенности не были в них детализированы. Труд Бантыш-Каменского существенно менял ситуацию.

Труд Бантыш-Каменского, конечно, не лишён ошибок и домыслов, однако это был первый серьёзнейший шаг в исследовании края. В дальнейшем иные историки Малороссии внесли свой вклад в историческую науку, уточняя сведения, исправляя ошибки, расширяя познания: дорогу им проложил Дмитрий Николаевич.

В русской истории Д. Бантыш-Каменский стал первым признанным историком Малороссии. Его перу принадлежат и иные исследования. В частности, он написал «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» — важную монографию по русской военной истории.

Начало XIX века в России блистало многочисленными талантами. Именно в это время страна стала империей в подлинном смысле этого слова. Вклад таких людей, как Бантыш-Каменские, в её становление сложно переоценить.

Аркадий ВЕРТЯЗИН