В сложном, трудном и во многом трагичном 1937 году произошло событие совершенно противоположного свойства: была реабилитирована наша история. Цари, князья и бояре, дотоле поголовно считавшиеся исключительно представителями реакционных эксплуататорских классов, были для начала сепарированы: «плохие» отделены от «хороших», «прогрессивные» – от ретроградов.

Но даже этого оказалось достаточно, чтобы отечественная история уже заиграла всеми своими яркими красками, наполнилась выдающимися событиями, победными битвами и великими героями, вызывающими законную гордость в русских сердцах советских людей.

«Ледоколом», взломавшим лёд «замороженной» отечественной истории, стал роман «красного графа» А.Н. Толстого, работу над которым писатель начал ещё в 1929 году. Совместно с кинорежиссёром В.М. Петровым был создан сценарий фильма «Пётр Первый», первая серия которого вышла на экраны страны в 1937-м, а вторая – в 1938-м.

А вслед за «ледоколом» в пролом ледяного поля истории устремился, если идти путём такого сравнения, целый караван судов (исторических фильмов). Очень востребованных, ожидаемых и неизменно тепло встречаемых зрительской аудиторией.

Постер фильма «Александр Невский» 1938 года.

В ноябре того же 1938 года прошли закрытые премьерные показы новой такой киноленты – «Александр Невский» режиссёра Сергея Эйзенштейна. Параллельно на кинофабриках изготовлялись копии, и 1 декабря того же года кинокартина «вышла на большой экран».

Можно только удивляться, сколь безошибочным стал выбор героя: ведь на тогдашней исторической целине можно было остановиться на князе Игоре, герое «Слову о полку Игореве», Минине и Пожарском, освободивших Москву от польских интервентов в начале XVII века, Иване Сусанине и любых других выдающихся фигурах отечественной истории.

Сергей Михайлович предвосхитил, таким образом, результаты проекта телеканала «Россия» и телекомпании ВИД «Имя Россия», где князь Александр Невский (состоянием на 11 декабря 2008 года) занял первое место в дюжине самых знаковых фигур отечественной истории. Но правильность выбора была подтверждена много раньше – когда 29 июля 1942 года орден Александра Невского, единственный из императорских орденов, вернулся в наградную систему СССР; им 42 165 раз были отмечены героические подвиги командиров Красной армии в боях за Родину.

Иллюстрация 4. «Окно ТАСС № 542», посвящённое учреждению ордена Александра Невского (художник П. Соколов-Скаля, текст В. Лебедева- Кумача) и плакат с изображением князя – победителя тевтонских рыцарей. 1942 г.

Сергей Михайлович из глыбы сценария, написанного им в соавторстве с писателем Петром Павленко, многократно переработанного в соответствии с замечаниями профессоров истории А.В. Арциховского, Ю.В. Готье, А.А. Савича, академика М.Н. Тихомирова и других, выбросил добрую треть сцен, сократил несколько сюжетных линий, оставив лишь две основные, раскрываемые в двенадцати эпизодах, благодаря чему количество съёмочных дней сократилось со 198 запланированных до 115 в реале, и премьера кинокартины, намечавшаяся на 1939 год, состоялась уже в 1938-м.

Это крайне важный момент: фильм ведь повествует о немецкой экспансии XIII века на русские земли, а в августе 1939 года с Германией был заключён договор о ненападении. Картина была снята с проката. Но с какой силой вновь зазвучал этот фильм в 1941-м, после вероломного нападения фашистов на нашу страну! Более актуального на тот момент произведения киноискусства, чем «Александр Невский», невозможно было себе даже представить.

Из-за крайне сжатых сроков Ледовое побоище снимали летом. Фото со съемок фильма Александр Невский, 1938 г.

Его показывали в кинотеатрах и госпиталях, фронтовых воинских частях и дальних гарнизонах. Слова князя: «За обиду русской земли встану!», «Сами бить будем! Без меры бить будем!», «За Русь! За Русь!», «…Если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!» – находили самый живой отклик у зрителей, были созвучны их собственным мыслям и чувствам. Успеху кинокартины способствовали бесподобная работа неизменного оператора всех картин Эйзенштейна Эдуарда Тиссэ, неподражаемая игра исполнителя главной роли Николая Черкасова, вдохновенная музыка композитора Сергея Прокофьева.

Фильм этот представляет собой и образец православного кино. Несмотря на то, что князь на протяжении 111 экранных минут ни разу даже не перекрестился, картина пронизана отсылами к библейским: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, 26:52). Стилистику фильма определила, в частности, опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки, где христианская идея выражена явственно и сильно.

В обойму первых исторических довоенных фильмов следует добавить и художественный историко-биографический фильм «Суворов», снятый режиссёрами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером, премьера которого состоялась 23 января 1941 года и который тоже превратился тогда же, 29 июля 1942 года, в одноименный полководческий орден.

Сложно избавиться от мысли, что таким образом Сталиным создавалось новое мощное идеологическое оружие в предчувствии грядущей войны. Киностудии, как и оружейные  конструкторские бюро, продолжали изготавливать его и в ходе сражений Великой Отечественной: так, на «Мосфильме» в 1943 году был снят режиссёром       Владимиром Петровым по сценарию Владимира Соловьёва фильм «Кутузов». И тогда же был учреждён орден Кутузова (первое награждение – 28 января 1943 года, его получили 17 военачальников).

Если бы это не нарушало поэтический строй стиха, могли бы дописать: «и правнуки Александра Невского», чьё изображение мы видим крайним справа. Плакат периода Великой Отечественной войны

Не поддающееся никакому учёту, бесконечное количество раз показанные на стационарных и передвижных киноустановках они в 1960-х шагнули на экраны ставших массовыми телевизоров, в 1980-х выпускались на видеокассетах, в начале XXI века на DVD. «Александр Невский» Эйзенштейна, первый из них, в 2015 году был подвергнут реставрации с последующим выпуском версии в HD-качестве. Они постоянно с нами, в любом планшете или смартфоне, стоит лишь сделать запрос в интернет.

Первоначальным, рабочим названием фильма Эйзенштейна было «Господин Великий Новгород», изменённое в прокате на ныне привычное «Александр Невский». Фильм же именно с таким названием тоже появился: в 1985 году, 46 лет спустя, на киностудии «Мосфильм» (режиссёр – Алексей Салтыков, он же и автор сценария вместе с Юрием Лимановым).

Фильм «Господин Великий Новгород». В роли князя Александра Невского актёр Александр Франскевич-Лайе

Действие кинокартины возвращает нас во вторую половину 1941 года. Немцы захватывают Новгород. Их сверхзадачей является подчистую разрушить великий русский город, «всё уничтожить, стереть с памяти само упоминание» (слова немецкого генерала в исполнении Яниса Мелдериса). Ему противостоит позиция художника Реброва (актёр Дмитрий Балашов). Он парирует: «Прошлое невозможно уничтожить. Вы можете сжечь картины, взорвать камни. Но прошлое будет возникать вновь и вновь, и оно отомстит вам».

Фильм о прошлом и даже далёком: сцены борьбы подпольщиков с фашистами перемежаются с историческими ретроспекциями, показывающими борьбу с иноземными захватчиками Александра Невского (актёр Александр Франскевич-Лайе), зверства тех и других на временно оккупированной земле. Но отчасти и о будущем: глядя на сцены мимолётного торжества – факельного шествия гитлеровцев вокруг памятника тысячелетию России (и зная, чем закончилась гитлеровская авантюра), невольно вспоминаешь примерно такие же шабаши на Крещатике в наше время. А слова художника-патриота представляются обращёнными не только к нацистскому военачальнику, но и к руководителям Украинского института национальной памяти, которые занимаются тем же самым, что и тот фашистский генерал, хотя и несколько иными методами.

«Житие Александра Невского». В главной роли Анатолий Горгуль (кадры из фильма)

В 1991 году – на пике экспансии если не тевтонов, то «коллективного Запада» в прокате вновь появляется фильм о князе: «Житие Александра Невского» режиссёра Георгия Кузнецова (в главной роли Анатолий Горгуль).

Действие картины происходит в Городце, куда смертельно больной (скорее всего – отравленный), князь приезжает по дороге из Орды во Владимир. Показаны последние дни его земной жизни, в которых перед его мысленным взором проходят не только события его княжения, но и эпизоды будущего посмертного жития.

Антон Пампушный, исполнитель главной роли в фильме «Александр. Невская битва»

Действие кинокартины Сергея Эйзенштейна сконцентрировано на Ледовом побоище 1242 года – но ведь оно было не первым из великих деяний князя. Лакуну успешно заполнил фильм «Александр. Невская битва» режиссёра Игоря Калёнова, вышедший в российский прокат 1 мая 2008 года (в роли князя — Антон Пампушный). Здесь рассказывается о событиях 1239 – 1240 годов: начале его правления в Новгородской земле, женитьбе на дочери полоцкого князя Брячислава Александре, борьбе с мятежными боярами. В красочно и подробно показанной битве у впадения реки Ижоры в Неву князь разбивает шведов, благодаря чему и обретает на века своё историческое имя: Александр Невский.

Заглавная иллюстрация: Николай Черкасов в роли Александра Невского в одноименном фильме Сергея Эйзенштейна

Тихомир ПАВЛОВ