ФОТО: AHMED GOMAA / GLOBALLOOKPRESS

Международный валютный фонд выделил России финансовую поддержку в размере 17,5 миллиарда долларов. Однако МВФ предоставляет не «живые деньги», а так называемые специальные права заимствования. Глобалисты ожидают от крупных экономик, что они поделятся своей долей с бедными странами в условиях пандемии. Однако у России есть свои национальные интересы, и эта сумма может быть потрачена куда эффективнее – например, отложена в международные резервы.

Вчера вступило в силу поистине историческое постановление Международного валютного фонда о выделении самого крупного в истории организации антикризисного денежного вливания в мировую экономику. Всего национальные хозяйства планеты поддержат на сумму 650 миллиардов долларов. Такие меры уже назвали «вакцинацией» мира от социально-экономического кризиса. 3,8% от общей суммы получили страны – участницы Содружества Независимых Государств и Грузия, всего страны с развивающейся экономикой получили 275 миллиардов долларов, или 42,3% от всей помощи. Главная цель поддержки – повысить ликвидность международных резервов. Для некоторых стран выделение средств станет более чем существенным пополнением ЗВР. Так, резервы Молдавии вырастут на 6,9%, Украины – на 9,6%, Белоруссии – на 12,3%, а Таджикистана – на 18,6%.

Стоит сразу оговориться, что Международный валютный фонд не выделяет странам «живые деньги». Он проводит эмиссию так называемых Special Drawing Rights – специальных прав заимствования, чей курс определяется с помощью курса валют крупных экономик – США, Евросоюза, КНР, Японии, Великобритании. SDR можно обменивать, дарить, одалживать, закладывать в качестве залога. Есть также несколько возможностей их монетизировать: обменять в рамках двустороннего соглашения SDR на «живые деньги», получить кредит МВФ (правда, для этого придётся принять на себя ряд обязательств перед этой структурой, что чревато последствиями) или, наоборот, использовать специальные права заимствования для погашения задолженности перед мировой финансовой организацией.

Дополнительная эмиссия спецправ заимствования была произведена с учётом нескольких факторов. Ключевым является доля государства в капитале МВФ. Наибольшая доля сегодня у Соединённых Штатов Америки (17,4%), у нашей страны она существенно меньше – 2,71%. Однако учитываются и другие показатели: объёмы международных резервов, платёжный баланс, размер внутреннего валового продукта.

Нетрудно догадаться, что меры МВФ направлены на поддержание системы американского глобального доминирования, а именно – на сохранение Ямайской валютной системы (фактически реорганизованная Бреттон-Вудская, установившая превалирование доллара). В развивающихся странах проживает большая часть населения мира, а долю они получили меньшую. На счета США перечислили 113 миллиардов долларов, или 1/6 от общего целого, что является явно несправедливым распределением.

Россия получила в рамках программы помощи 17,5 миллиарда долларов. Эксперты в беседе с РБК выдвинули три возможных сценария использования полученных средств.

Первый – пополнение Центральным банком ЗВР России, насчитывающих в данный момент более 594 миллиардов долларов.

Второй – выполнение «интернационального долга» и оказание помощи бедным странам в борьбе против пандемии путём распределения SDR в их пользу (этого, к слову, ожидают от крупных экономик в самом МВФ).

Третий – поддержка находящейся под санкциями Белоруссии (которая, в отличие от Венесуэлы, Мьянмы и Афганистана, помощь МВФ получит, несмотря на многочисленные протесты беглой оппозиции).

Что с того?

Самым логичным, на первый взгляд, представляется первый сценарий. Никакого «интернационального долга» перед странами третьего мира Россия не имеет. Советский Союз в своё время выполнил его и даже перевыполнил: помог освободиться от колониальной зависимости, заложить фундамент государственности, завалил кредитами, большинство из которых впоследствии пришлось списать (хотя многие актуальны до сих пор). Пора и честь знать.

То же самое касается режима Лукашенко. По оценкам того же МВФ, только за 2005-2016 годы Россия поддержала белорусскую экономику на 106 миллиардов (!) долларов. И в ответ получила целенаправленно вскормленный властями национализм, «многовекторность», скандал с «вагнеровцами» и последующие крики о помощи против политических сил, созданных самим официальным Минском. В отношениях с РБ нужно принять жёсткую линию – любая поддержка должна конвертироваться в ответные шаги Лукашенко по углублению союзной интеграции.

Тем не менее, скорее всего, ему всё-таки окажут помощь. Вопрос лишь в объёмах. Недавно президент Белоруссии запросил кредит в 1 миллиард долларов у Евразийского Банка Развития, то есть, по сути, у нас. РБ в рамках помощи МВФ выделят 923 миллиона долларов (в виде специальных прав заимствования). Можно предположить, что Россия сможет помочь Минску монетизировать их в рамках двусторонней договорённости.

По большому счёту меры МВФ не повлияют существенным образом на развитие нашей экономики. У нас и так есть крупные резервы, которые можно направить на поддержку реального сектора. Единственный плюс – выделение SDR несколько подмывает аргументацию системных либералов по поводу того, что нам нужна «подушка безопасности», а потому тратить средства на инвестиции якобы неразумно. Пополнение международных резервов позволит успокоить либеральных монетаристов во власти и вынудить их выделить хотя бы часть средств для увеличения инвестиционных расходов. Рост ВВП нашей страны пока что демонстрирует меньшие показатели по сравнению с общемировыми. Его необходимо подстегнуть и создать дополнительные источники роста для поддержания позитивной тенденции на более продолжительный срок.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ