ФОТО: DAVID TANECEK / GLOBALLOOKPRESS

Специалисты ВШЭ, опираясь на данные Росстата, подсчитали число неэффективных, убыточных предприятий в нашей стране. Всего их оказалось около 10–15 %, причём многие по факту являются закрытыми и существуют лишь на бумаге как юридические лица. Особую тревогу вызывает судьба градообразующих предприятий, без которых десяткам моногородов России грозит острейший социально-экономический кризис, имеющий все шансы перерасти в политический.

Экономические аналитики из Высшей школы экономики провели масштабное исследование убыточных предприятий России. Специалисты в своих выводах базировались на регулярно проводимых Росстатом опросах четырёх тысяч директоров крупных и средних заводов из восьмидесяти двух регионов нашей страны. Результаты анализа говорят о том, что доля убыточных компаний в отечественной индустрии равна 10–15 %.

Кто входит в это число? Предприятия, терпящие хронические убытки и еле держащиеся на плаву, находящиеся на грани банкротства, производящие неконкурентоспособную промышленную продукцию, которая практически не имеет спроса на внутреннем и мировом рынках. В Министерстве промышленности и торговли уже прокомментировали данные, полученные экономистами ВШЭ. С цифрами в Минпромторге согласились, но заявили, что не стоит преувеличивать размеры беды: многие из неэффективных компаний давно закрыты, но их целесообразнее с финансовой точки зрения поддерживать в статусе юрлица, нежели полностью ликвидировать.

Кроме того, сохранение целого ряда убыточных предприятий имеет большую социальную значимость. Их ликвидация будет означать повальную безработицу, за которой последуют социально-политическая нестабильность, рост преступности, алкоголизма и прочих антиобщественных явлений. На данный момент в России насчитывается 320 моногородов – крупных населённых пунктов, где большая часть населения так или иначе связана с градообразующим предприятием. Крупнейший моногород (и, можно сказать, классический, образцовый) – Тольятти, где расположен «АвтоВАЗ». Всего в населённых пунктах такого типа живёт около девяти процентов населения России.

По данным Фонда развития моногородов, кризисными являются 97 градообразующих предприятий (почти одна треть), в том числе и Волжский автомобильный завод, крупнейшее автомобильное предприятие в Европе. В отдельных субъектах моногородов, имеющих статус кризисных, к сожалению, целая россыпь. К примеру, пять насчитывается в Забайкальском крае, шесть в Карелии, семь – в Челябинской области, девять – в Кемеровской.

Эксперты ВШЭ, основываясь на официальных данных статистики, утверждают, что в обрабатывающей промышленности убыточными являются четверть предприятий. Около 15 % находятся на пороге банкротства. Что касается области строительства и торговли, в убытке здесь от 17 % до 18 %. В добывающих отраслях – почти 39 %.

Что с того?

Несмотря на то что ситуация не выглядит патовой, правительству стоит обратить особое внимание на градообразующие предприятия, находящиеся в кризисной стадии. Сейчас в условиях восстановления после пандемии нелегко приходится всему национальному хозяйству, но моногородам – хуже всего. Либералы из Высшей школы экономики предлагают провести перепрофилирование заводов и полностью сменить руководящее звено как продемонстрировавшее свою полную неэффективность. С этим предложением можно согласиться лишь отчасти. Во-первых, плохие показатели во многом связаны не с плохим менеджментом, а с банальным недостатком финансирования. Во-вторых, перепрофилирование не всегда жизненно необходимо. Предприятия, занимающиеся, к примеру, производством мебели или деревообработкой, нуждаются в техническом переоснащении и повышении квалификации кадров.

Однако для этого экономике России нужны деньги, чтобы реализовывать крупные инвестиционные проекты. Деньги есть, они аккумулированы в Фонде национального благосостояния, но из-за продолжающегося либерально-монетаристского курса главы Минфина Антона Силуанова и председателя Центрального банка Эльвиры Набиуллиной направить их на дело пока не представляется возможным.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ