ФОТО: VDB PHOTOS / SHUTTERSTOCK.COM

Сегодня 9-й Арбитражный апелляционный суд в Москве должен вынести окончательное решение по апелляции компании «Гугл» на решение суда о полной разблокировке канала «Царьград-ТВ» на площадке видеохостинга «Ютуб». Каким будет решение суда мы не знаем, но уверены в своей правоте и окончательной победе. Ведь «Гугл», принимая своё решение о блокировке, грубо нарушил не только своё пользовательское соглашение и права нашего канала, но и права миллионов наших сограждан, а не только миллиона подписчиков.

Напомним, 28 июля прошлого года компания «Гугл», которой принадлежит видеохостинг «Ютуб», внезапно, без всяких предупреждений в один момент заблокировала канал «Царьград-ТВ». И долгое время не отвечала на запросы из нашей компании о причинах произошедшего. Лишь спустя некоторое время, когда событие получило большой резонанс в России, в «Гугл» дали объяснение, что сделали это по той причине, что основатель канала Константин Малофеев находится под санкциями США. Объяснение, честно говоря, маловразумительное, поскольку речь здесь идёт не только о применении американского законодательства на территории суверенного иностранного государства (в данном случае – России), но и о том, что санкции в отношении Константина Валерьевича были приняты ещё в 2014 году, а для их применения (ещё раз – без всяких предупреждений) «Гугл» созрел лишь спустя 6 лет, в 2020-м.

Суд уполномочил восстановить. Или платить

Предприняв неоднократные попытки решить дело миром и убедившись в их бесполезности, Царьград подал иск в суд против компании «Гугл». Ещё пару лет назад такое было бы невозможно себе представить, во всяком случае, в России. Но благодаря принятым в прошлом же году поправкам в Конституцию, в частности, той, которая утвердила примат российского законодательства над иностранным и международным, суд счёл возможным принять дело к рассмотрению. «Гугл» всячески пытался затормозить процесс, но в апреле нынешнего года арбитраж принял решение в пользу истца. То есть нашего канала и наших подписчиков. По решению суда ответчик должен был не просто восстановить исходный статус-кво, что означало возвращение всех наших подписчиков на момент отключения, но и восстановление всего архива и видеобиблиотеки канала, а, что в рыночных условиях также немаловажно, ещё и «компенсацию убытков за год потерянной монетизации видеоконтента».

Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что «Гугл» вовсе не горит желанием исполнять решение суда, арбитраж применил к ответчику редкую в нашей судебной практике меру – астрент, судебную неустойку, которая растёт в геометрической прогрессии. 100 тысяч рублей штрафа за каждый день неисполнения судебного решения в течение первой недели и удвоение размера неустойки в каждую последующую неделю. Специалисты самой компании-ответчика подсчитали, что уже через полгода после вступления решения в силу «Гугл» будет должен выплатить астрономическую сумму в 94 триллиона рублей. Конечно, в том случае, если не выполнит судебное решение.

Казалось бы, всё ясно, и дальнейшее поведение компании «Гугл» не должно было допускать каких-то двойных толкований. Но вот только не такова эта компания. В последний день, когда это было возможно, компания «Гугл», вернее, представлявшие её интересы юристы, буквально «на флажке» подали апелляцию. И практически одновременно сделали «Царьграду» предложение о заключении мирового соглашения. Как выяснилось позже, последнее было лишь хитрым ходом, чтобы затянуть процесс.

 «Гуглу» выписывают многомиллионные штрафы во многих государствах: от Австралии и Бразилии до Евросоюза. Но корпорация не сдаётся без боя. Её юристы борются до конца. Хотя потом «Гуглу» всё равно приходится платить, потому что он неправ везде и во всём. Общий концепт «Гугла» заключается в том, что он плюёт на национальные государства. Он ведёт себя так везде, не только в России. Он везде не замечает суверенитета государства. Он считает, что мы все живём в «Гугле» или в «Фейсбуке». Словно «Гугл» и «Фейсбук» равны государствам,

– заметил по этому поводу Константин Малофеев. –

Так происходит ровно до тех пор, пока государство не принуждает их себя заметить. И я рад, что Россия становится на цифровом пространстве суверенной. Как это сделал Китай в своё время. Как это сейчас происходит в Евросоюзе, где на IT-гигантов накладывают многомиллионные штрафы.

Астрент применяется не только в России. Во Франции, которая и была родоначальницей этой нормы судебного принуждения, на «Гугл» буквально несколько недель назад наложили аналогичный штраф на сумму в 500 миллионов евро. И за каждый день неисполнения похожего судебного решения компания должна выкладывать 900 тысяч евро. А в Великобритании, как подчеркнул управляющий партнёр компании «ART DE LEX» Дмитрий Магоня, представлявший в суде интересы «Первого русского», помимо такого финансового принуждения применяется и другая форма – лишение свободы до исполнения решения суда. Так что Россия здесь никакого велосипеда не изобрела, пошла по принятому во всём «цивилизованном» мире пути, и упрекнуть российский суд здесь просто не в чем. Разве что в гуманности.

Отвлекающий манёвр

Как уже говорилось выше, представители «Гугл» вышли с предложением заключить мировое соглашение ко обоюдному удовлетворению. Но, как оказалось, это было лишь хитрым манёвром. Поскольку ни одного реального предложения от них так и не прозвучало, а «вместо конструктивного подхода, ожидаемого от инициаторов переговоров, нам выдвигали различного рода предварительные условия, на которые мы должны были согласиться, с тем чтобы получить от представителей «Гугла» какую-либо позицию».

Помимо всех прочих аргументов представители «Гугла» не гарантировали, что компания восстановит аккаунт «Царьград-ТВ» на видеохостинге «Ютуба», и сводили свою позицию к тому, что, мол, в США «есть OFAC, и если он скажет, что «Гугл» делает что-то не так, то «Гугл будет делать так, как предпишет OFAC».

Что же это за такой замечательный OFAC, который управляет крупнейшим в мире IT-гигантом?

При Министерстве финансов США есть Управление по контролю за иностранными активами (OFAC). Оно занимается введением санкций по всему миру. У них уже 72 страны находятся под разными ограничениями. В OFAC сидит куча чиновников и всем этим «развлекается», – расшифровывает загадочную аббревиатуру хорошо знакомый с вопросом Константин Малофеев. – Почему они это делают? Когда США стали экономическим гегемоном, они стали использовать экономику как оружие. Чтобы продвигать свои интересы, свою точку зрения, подавлять другой образ мышления. Так вот, это управление при Минфине США может разрешить «Гуглу» не соблюдать санкции в связи с решением российского суда.

Вероятно, что и в истории с «Царьград-ТВ» корпорация «Гугл» будет не принимать своё решение, а ждать, какое им спустят из Минфина США.

Если ему такое разрешение не дадут, это будет означать, что законодательство США заставляет американскую компанию «Гугл» нарушить наши законы. Тогда «Гуглу» придётся выбрать. Он на стороне тех, кто считает Россию колонией? Если да, тогда он нам враждебен, и нечего ему тут делать, – считает Малофеев. – А если «Гугл» просто коммерческая компания, тогда как-нибудь найдёт способы исполнить законы России.

Но совершенно очевидно, что переговоры о мировом соглашении в таком случае – не больше, чем отвлекающий манёвр. А значит, эти переговоры не имеют никакого смысла. Тем более что в понедельник, 16 августа в них нет уже совершенно никакой нужды. А потому руководством телеканала «Царьград-ТВ» было принято решение отказаться от каких-либо переговоров по поводу мирового решения судебного спора, о чём компании «Гугл» и было направлено соответствующее письмо 13 августа.

Что с того?

Закономерный вопрос. Здесь есть три варианта развития событий. Первый, если «Гугл» в течение недели исполняет решение суда. Тогда ни у кого не остаётся никаких вопросов. Безусловно, потребуется какое-то время для восстановления видеоархива канала и определения объёма ущерба и компенсации убытков, но это вопросы уже технического характера.

 Если «Ютуб» в данный момент является самым большим видеоресурсом, то почему ему не работать в России? Пожалуйста, пусть работает. Но! Уважая наши законы, а не диктуя нам, как жить. Ведь изначально это же просто коммерческое предложение. Свобода слова у нас гарантирована Конституцией. Уверяю вас, как человек, находящийся под огромным количеством западных санкций, – в России гораздо свободнее, чем на Западе. Там много чего запрещено, что скрывается за словом «толерантность». Попробуйте выступить против той самой «толерантности» – что с вами будет? Поэтому в России они должны соблюдать наши законы. Обеспечивать нам ту свободу слова, которую мы сами для себя заложили в Конституцию. Если «Ютуб» будет так делать, пусть работает и развивается у нас и дальше,

– считает учредитель «Первого русского».

Малофеев

ОСНОВАТЕЛЬ КАНАЛА «ЦАРЬГРАД-ТВ» КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ «ЦАРЬГРАД»

Вариант два – «Гугл» нарывается на астрент. Конечно, дело явно не дойдёт до тех самых 94 триллионов, вряд ли даже до миллиардов. И, как заявил Малофеев: «Ни копейки от штрафа, который заплатит «Гугл», если не исполнит решения суда, не пойдёт мне в качестве дивидендов. У нас нет никакого меркантильного намерения. Мы боремся за суверенитет России в цифровом пространстве. Если штраф будет выплачен в нашу пользу, мы потратим все эти деньги на создание видеохостинга, альтернативного «Ютубу». Чтобы не надо было больше пользоваться вражеской платформой». Напомним, что в последние месяцы разговоры о необходимости собственной, альтернативной «Ютубу» площадки, звучат всё чаще. И каждый раз практически все эксперты уверены, что на это требуется не только время, но и деньги, причём очень большие деньги. Так что средства от астрента тут явно не будут лишними.

Но, кстати, сама по себе выплата астрента не освобождает ответчика от исполнения судебного решения. И рано или поздно его придётся исполнять.

И, наконец, третий вариант, который заключается в том, что «Гугл» не выполнит судебное решение и не станет выплачивать астрент. Что тогда?

Сейчас у этих интернет-корпораций момент истины. Они либо сами осознают, что надо уважать суверенные государства, которые существуют тысячи лет и являются естественной формой объединения людей против хаоса. Либо их заставят это осознать. Это сделают суверенные государства. И Россия в их числе, – уверен Малофеев. – Но если это всё превращается в политический и идеологический диктат, такое должно быть запрещено. Потому что это уже инструмент вражеского влияния. И деятельность, направленная против национальной безопасности России.

Решать предстоит Арбитражному апелляционному суду. А выбирать, быть ему в России или нет, уже самому «Гуглу».

– Ах, да? – спросите вы. – А что, если апелляция «Гугла» будет удовлетворена? Что тогда?

Конечно, никаких вариантов исключать нельзя. Но можем твёрдо заверить, что в этом случае «Царьград» не остановится и не успокоится до тех пор, пока порушенные права граждан России и нашей компании не будут восстановлены. Равно как и справедливость.

АЛЕКСАНДР ГРИШИН