Александр был вторым сыном князя переяславль-залесского, новгородского, впоследствии великого князя киевского и великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича, и его жены Феодосии, в грядущем монашестве Ефросинии, дочери рязанского князя Игоря Глебовича. И первым в истории Руси княжеским ребёнком, получившим это победное имя – Александр.

Крещён ребёнок был в честь святого мученика Александра Римского, воина, пострадавшего за свою непоколебимую веру во Христа в царствование римского императора Максимиана Геркула. Память святого совершается 26 мая (здесь и далее – по современному календарю) – близ дня рождения самого Александра Невского, установленной датой которого считается 30 мая 1221 года.

Небесный покровитель Александра Невского святой мученик Александр Римский, воин. Слева – фреска в церкви Благовещения (Грачаница, Косово, около 1318 г.), справа – русская православная икона

Среди прочих тезоименитых ему святых, коих насчитывается четырнадцать, Александр Невский особо чтил память Александра Перского, то есть Персидского. «Под Александром Перским, вероятно, надобно разуметь одного из 9 мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана в Пергии Памфилийской», – пишет церковный исследователь. Отмечается 1 августа.

Это было событие периода так называемого Великого гонения – жесточайшего преследования христиан, начавшегося при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшегося при его наследниках до 313 года. Александр Невский основал в почитание памяти этого святого в начале суровых испытаний для Руси средины XIII века и самый канун его знаменитой битвы со шведами на Неве 15 июля 1240 года Свято-Александровский монастырь, «для сирот, вдов, оставшихся после монголо-татарского погрома Суздаля в 1238 году „без крова и пищи, и искавших утешения в своем безысходном горе в религиозном чувстве“». Нищелюбив и милостив был князь «паче всякия меры, как и его отец», – отмечал летописец.

Сейчас, правда, насельники этой прошедшей через почти восемь веков мытарств обители больше связывают её с именем собственно Александра Невского. Но свято хранят память обо всех князьях, царях и императорах, проявлявших заботу об этой «Александровской – Большой Лавре» (как она называлась в древности), включая царицу Наталью Кирилловну и её сына царя Петра Алексеевича, построивших здесь в 1695 году на свои средства пятиглавую церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней.

Свято-Александровский монастырь г. Суздаля. Старинное фото

Особое прославление Александра Невского совершил Пётр I пятнадцатью годами позже, в 1710-м, самолично заложив монастырь, первоначально именовавшийся Невским, в том самом месте, где, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в первой из своих знаменитых битв. Через три года монастырь стал Александро-Невской лаврой, ещё через десять (в 1723 году) уже не царь, а император Пётр I повелел перенести сюда мощи князя Александра из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу империи. «Останки князя прибыли в Санкт-Петербург 30 августа 1724 года, в память о чём в календарь Русской церкви был введён новый праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра» (празднуется 12 сентября).

«Перенесение мощей благоверного князя Св. Александра Невского Петром Великим в Петербург». Слева: Пётр Великий; справа: Меншиков, Апраксин, Ягужинский. Журнал «Нива»,1870 г.

Императрица Елизавета Петровна, «дщерь Петрова», в 1750 году «из приобретённого при её благословенной державе серебра» в количестве 90 пудов (имеется в виду благородный металл, полученный из Колыванских рудников) повелела исполнить на Санкт-Петербургском монетном дворе гробницу, на передней стороне которой были помещены барельефы, изображающие «славные события из истории русского народа, связанные с полководческой деятельностью Александра Невского: победу над шведами на Неве в 1240 году, освобождение Пскова в 1240 году, победу над немецкими рыцарями на Чудском озере – Ледовое побоище 1242 года».

Трёхъярусная декоративная пирамида, обложенная листовым чеканным серебром, служит фоном гробнице. Две фигуры ангелов, расположенные по её углам, держат щиты с гравированными надписями, авторство которых принадлежит академику Михаилу Ломоносову. На левом кратко сформулирована суть деяний князя, «укротившего варварство на Востоке, низложившего зависть на Западе», что является прямым отсылом к его недюжинным качествам дипломата.

Гробница Александра Невского, выполненная по повелению императрицы Елизаветы Петровны. Государственный Эрмитаж.Современное фото

На боковых сторонах – барельефы, изображающие его прибытие в Городецкий Феодоровский монастырь и кончину, постигшую князя 42 лет от роду, при возвращении из его четвёртой поездки в Орду, когда он отмолил Русь от дани кровью (воинами) для участия в совершенно ненужного для неё совместного с монголами похода на Ближний Восток, но был напоследок отравлен в ставке хана Берке.

Дивной красоты гробница была чудом спасена от переплавления во время тотального ограбления церквей в 1922 году, с тех времён и поныне сохраняется в Эрмитаже. Мощи же святого были переданы в Казанский собор (на тот момент музей истории атеизма). Но 3 июня 1989 года произошло торжественное возвращение великой святыни Русской православной церкви. «Опечатанный ларец из кипарисового дерева, в котором хранились святые мощи, был вскрыт и драгоценные останки переложены в более вместительный ковчег. Перенесение мощей в Александро-Невскую лавру было совершено митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), впоследствии святейшим патриархом», – пишет Алексей Карпов в книге серии ЖЗЛ «Великий князь Александр Невский», – Так град Святого Петра вновь соединился со своим небесным заступником и покровителем».

Гробница Александра Невского и большевики

Монастырь в Городце (ныне Нижегородская область) – обитель, с которой связано обретение одноимённой чудотворной иконы Божией Матери. Ещё до прославившей его Невской битвы (годом ранее, в 1239-м) князь Александр сочетался браком с княжной Александрой, дочерью князя Полоцкого Брячислава Васильковича, которая впоследствии родила ему четырёх сыновей: Василия, Дмитрия, Андрея и Даниила, в зрелых летах княживших в Новгороде, Переяславле, Владимире, Костроме и Городеце, и дочь Евдокию, вышедшую замуж за князя Смоленского Константина Ростиславича. Самый же младший, Даниил Александрович, стал по приходу в зрелые лета первым удельным князем Московским и родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. И вошёл в историю как святой благоверный князь, как и его отец Александр Невский.

Святой благоверный князь Александр Невский и святая княгиня Александра. Старинная икона

Молодых Александра и Александру благословил великий князь Ярослав Всеволодович, осенив их Феодоровской иконой Божией Матери, найденной его старшим братом Юрием в ветхой часовне близ Городца. Имя своё эта икона, авторство которой приписывают евангелисту Луке (иконография её сходна с Владимирской иконой), получила по преданию, зафиксированному в «Повести о явлении чудотворной иконы Феодоровской»: очевидцы «видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату…». Этот святой по промыслу Божию являлся небесным покровителем Ярослава Всеволодовича.

Икона стала чтимой семейной реликвией в доме Александра Невского, споспешницей его дел и побед. После смерти князя в 1263 году (а его супруга, княгиня Александра постриглась после этого в монастырь под именем Вассы и впоследствии, после кончины, стала местночтимой святой) святыня перешла к его младшему брату Василию, который перенёс её в Кострому. С ней связывают вскоре, в том же 1263 году, совершившееся чудесное спасение Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.

Князь Александр Невский перед кончиной принимает монашеский постриг под именем Алексия в Городце. Художник Василий Верещагин

Главное же событие, связанное с этой святыней, произошло позже, в начале XVII века, когда чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, намоленной святым благоверным князем Александром и его женой святой Александрой, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Михаила (Романова) в костромском Ипатьевском монастыре, что стало зримым проявлением конца Смутного времени. И «бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской», свидетельствовал летописец. Этот день 27 марта стал днём празднования Феодоровской иконы, который отмечается и поныне. Второй же датой почитания является 29 августа — дата, относящаяся к вышеупомянутому 1239 году, в котором совершилось бракосочетание Александра Ярославича и Александры Брячиславны.

Феодоровская икона Божией Матери оттоле стала хранительницей Дома Романовых. В честь неё получили, переходя в православие, своё отчество немецкие принцессы – жёны императоров Павла I и Александра III (обе во святом крещении – Марии Фёдоровны), и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (Луиза Алиса Гессенская), сестра последней русской императрицы. А супруги императоров Николая I и Николая II, помимо отчества (Фёдоровна), взяли себе ещё и новое имя Александра. На протяжении этого времени (царствования Дома Романовых) Россия и превратилась в самую великую континентальную державу мира, занимавшую, по измерениям картографа И.А. Стрельбицкого, сделанным в 1874 году, одну шестую часть всей земной тверди.

Слева: Чудо от Феодоровской иконы Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы XVII века). Справа: Призвание на царство Михаила Романова. Художник Григорий Угрюмов. Фрагмент картины. Здесь слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит

Благодаря кому и чему эта пространная империя состоялась? Роль именно Александра Невского в этом деле неизмеримо высока. «Низложив зависть на Западе», он защитил самобытную русскую цивилизацию от той печальной участи, которая постигла множество северо-западных славянских племён, раздавленных Римом и его крестоносцами. От одного из такого, пруссов (полабских руссов, живших по реке Лабе, сейчас именуемой Эльба), осталось лишь слово «Пруссия», а их Липецк превратился в Лейпциг, Бранибор — в Бранденбург. Но это ещё ничего: иные племена и вовсе были втоптаны псами-рыцарями в историческое небытие.

Важнейшим условием сохранения Руси как государства стало и «укрощение» Александром Невским «варварства на Востоке». Святой князь понимал, что монгольское владычество – это, возможно, надолго, но отнюдь не навсегда. Нужно переждать беду, сохранив целостное ядро русской державы. Так в итоге и произошло: шесть лет спустя после смерти Александра Невского хан Золотой Орды Менгу-Тимур объявил о своей независимости от Монгольской империи, далее (через семь десятилетий) через ханский трон прошла целая череда самозванцев. Затем началась и вовсе чехарда, когда очередной претендент оставался у власти лишь несколько месяцев, свергаемый более сильным соперником…

Орде было уже не до Москвы, и это давало Руси возможность развиваться и крепнуть. И сбросить в конце концов иго монголов. Иван III Васильевич – уже четвёртый из Великих князей Московских, носивших титул «Господарь всея земли Русской», правомерно порвал ханские грамоты с требованием дани. А его внук, Иоанн IV Васильевич Грозный, первый русский царь, отдавая дань заслугам Александра Невского в деле сохранения Русского государства, прославил его в лике официальных общероссийских святых. Произошло это 26 февраля 1547 года при митрополите Макарии на церковном соборе в Москве.

Заглавная иллюстрация: «Князь Александр Невский». Художник Михаил Нестеров (фрагмент картины)

Тихомир ПАВЛОВ