На Украине вот-вот начнется воплощение нового масштабного проекта в рамках программы «Большое строительство», стартовавшей в 2020-м году. Она была широко разрекламирована властями как триумф дорожного строительства. Хотя СМИ назвали её картельным сговором, где между шестью участниками было поделено почти 70% всех заказов Государственного агентства автомобильных дорог («Укравтодор») с увеличением стоимости работ в два раза – путем примитивных накруток цен на ремонтные и строительные материалы. Впрочем, как выяснилось, этот дерибан был был всего лишь разминкой перед тем, как «зеленые слуги» замахнулись на прокладку новой многокилометровой трассы.

На лето нынешнего года, к празднованию 30-летия провозглашения независимости Украины, намечено начало работ по строительству второй Киевской объездной дороги (КОД). Подготовка ведётся давно, поскольку пропускная способность старой автодороги не справляется с количеством автомобилей.

В марте «Укравтодор» объявил, что запланировал открытие первой очереди Киевской объездной на летние месяцы.

«Проект строительства Киевской объездной дороги является частью БКАД (Большой киевской автодороги – Г.П.), предусматривающий сооружение так называемого «полукольца» общей протяжённостью около 150 км. Он поможет вывести транзитные потоки движения транспортных средств за пределы Киева…», – подчёркивалось тогда.

Ориентировочная стоимость проекта – 85 млрд грн. (около $3,1 млрд). Гигантская сумма для Украины. Законодательство требует, чтобы куда менее дорогие госзакупки были конкурсными и прозрачными. Они подразделяются на «допороговые» (до 200 тыс. грн или в пересчёте на американские доллары немногим меньше $7 тыс.) и «послепороговые», превышающие эту сумму. В «послепороговых» тендерах должно быть не менее двух участников. Победителем объявляется тот, чьё предложение гарантирует самое высокое качество и самую низкую цену.

Впрочем, данные ограничения никогда не мешали чиновникам договариваться со своими «партнёрами». Те обеспечивают необходимое количество заявок от аффилированных фирм, а затем производят с ними взаиморасчёты за помощь в создании видимости конкуренции.

Хорошей схемой для любителей прикарманить государственные средства без головной боли и лишних затрат также является договор на одного исполнителя.

И вот теперь аналогичная схема будет применена и при выделении колоссальных средств на строительство новой объездной.

Верховная Рада приняла, а президент утвердил законопроект №5309, коим из-под тендерных процедур выводятся компании, участвующие в реализации инвестиционных проектов «государственно-частного партнёрства», в частности, концессионных. Иными словами, если некие иностранные «Рога и копыта», вошедшие в доверие к власти, захотят нажиться на Украине, им нужно всего лишь объявить о намерении инвестировать в госпроекты. И тогда им светит возможность не соревноваться в конкурентных торгах, а оформить процедуру «на единого исполнителя».

Как выяснилось, закон был сгенерирован под всего лишь одну компанию. Это американская корпорация Bechtel Overseas Corporation (BOC). 28  мая они  с Укравтодором подписали «меморандум о взаимопонимании для сотрудничества» в реализации проекта КОД. В связи с чем

В связи с чем корпорацию  тут же поздравило  посольство США.

Однако такое освобождение от конкурса выглядит запредельным нахальством камарильи Зеленского. Никакой уникальности в деятельности BOC нет. Да, это известная американская корпорация, работающая по всему миру. Кроме строительства, в сферу её деятельности входят операции на нефтегазовом и металлургическом рынках,  в ядерных проектах. Но почему именно ей отдается безоговорочный приоритет в масштабном строительстве в Киеве? Почему отечественные компании  лишаются возможности получить такой заказ?

Как пишет издание «Украинские новости», американская компания вряд ли могла конкурировать на тендере, объявив низкую цену. Этого и не требовалось. Теперь, согласно закону, во главу угла ставится не выгодное ценовое предложение, а обеспечение финансирования.

Что же касается партнёра американцев, «Укравтодора» – эта структура ежегодно «осваивает» бюджетные средства, ремонтируя одни и те же дороги, а они всё равно остаются раздолбанными. В своё время  «Укравтодор» пытались разоблачать журналисты, в частности, авторы программы «Народная прокуратура». В программе утверждалось, что лишь половина из выделяемых денег, а это миллиарды, идёт на устройство дорог. Остальные расхищаются.

Теперь, при смычке «Укравтодора» с американской компанией, вряд ли Антикоррупционное бюро, управляемое с того же берега, посмеет сунуть нос в их дела. Взаимная выгода очевидна.

Впрочем, это не удивительно, поскольку Зеленский и его окружение давно потеряли берега.

Гарик ПЕЧАТНЫЙ