Руководство НАТО явно считает «российскую угрозу» более серьезной, чем Covid-19

Комплексные вызовы современности, которые формируются на фоне усложнения ситуации в мире в целом, в полной мере относятся и к Североатлантическому альянсу. На протяжении как минимум 30 лет НАТО сталкивается с необходимостью адаптации к новым условиям, еще более осложненной расширением пакта, его повестки дня и диапазона угроз, а также того, как ключевые игроки отстаивают свою идентичность и интересы в различных условиях.

Как отмечает немецкое издание Contra Magazin, «после распада Советского Союза необходимость в НАТО отпала, но вместо того, чтобы распасться, альянс энергично превратил Европу в цель (мишена) возможного (в том числе ядерного) удара. Неслучайно Италия, Германия и Франция, уставшие от англосаксонской гегемонии, все чаще говорят о потенциальной угрозе со стороны США и, в этой связи, о создании европейской армии не подконтрольной НАТО.

С 1990-х годов альянс эффективно действовал как инструмент для объединения Восточной Европы под эгидой США и проведения военных операций за пределами территорий государств-членов, опять же в американских интересах. Однако не все безоговорочно согласны с такой стратегией НАТО, которая, в свою очередь, подрывает ее единство и усугубляет противоречия между участниками пакта. Кроме того, политические элиты ведущих игроков все больше осознают, что их интересы часто не только не совпадают с интересами партнеров по пакту, но и часто противостоят им, в результате чего вчерашние союзники все чаще мешают.

Примеры включают не только ситуацию у берегов Ливии и поддержку противостоящих участников ливийского конфликта отдельными членами НАТО, но также и восточное Средиземноморье, а также сирийскую гражданскую войну. Как известно, в Сирии Вашингтон и Анкара часто противостоят друг другу, а в некоторых случаях выступают в роли прямых врагов. друг в друга.

Эксперты и политики уже давно говорят о кризисе в Североатлантическом альянсе. Первые подобные оценки появились более полувека назад в связи с решением Шарля де Голля вывести Францию из интегрированных военных структур НАТО, а штаб-квартира организации переехала из Парижа в Брюссель.

Во время глобального финансово-экономического кризиса 2008 года на фоне сокращения государственных расходов страны НАТО столкнулись со сложной проблемой, связанной с необходимостью поддерживать адекватные вооруженные силы и ресурсы.

Большинство из них были вынуждены сократить свои расходы на оборону, в результате чего возникла чрезмерная диспропорция между военными расходами США и их европейских союзников (в 2012 году она достигла 72–28%), а также разрыв между военным потенциалом Европейских стран (Великобритания — 6,9% от общих расходов, Германия — 4,6%, Италия — 2%).

Со временем эти проблемы усугубились, и появились новые. Так, в ходе совместной пресс-конференции президентов США и Польши в июне 2020 года Трамп охарактеризовал как «недостаточный» уровень военных расходов стран-членов в 2% их ВВП и призвал их принять «справедливую долю». «поддержания альянса.

Однако многие европейские политики более склонны сокращать военные бюджеты своих стран, особенно с учетом текущих финансовых и экономических проблем, связанных с пандемией Covid-19. Кроме того, все больше и больше политиков, которые в последнее время активно предлагали США разместить войска в их странах (особенно в странах Балтии), видят в этом возможность сократить военные расходы, переведя больше средств на другие статьи бюджета. Так, в 2020 году министр финансов Эстонии Мартин Хельме предложил сократить военный бюджет его страны на 50 млн евро.

Как отмечает National Interest в этой связи: «В прошлом союзы и гарантии безопасности считались самыми серьезными обязательствами, которые могла взять на себя страна. Однако сегодня Вашингтон раздает гарантии безопасности буквально «фунтами», что на практике означает, что они ничего не стоят».

Процесс «размышлений» НАТО продлится как минимум до следующего саммита в 2021 году, но мы можем сделать некоторые выводы уже сегодня. Руководство альянса полностью осознает основные узлы противоречий в нем. В то же время, однако, попытки оправдать потребность альянса в глобальной зоне ответственности, вероятно, будут продолжаться. Это оказалось самой сложной задачей для его руководства, поскольку предыдущие попытки уравновесить внутренние разногласия с помощью «эффекта масштаба» потерпели неудачу. В этом смысле формулировка генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга оставляет место для компромисса, достижение которого (если вообще возможно) является делом будущего.

Показательно, что в рамках объявленного «обновления» НАТО альянс намерен активно участвовать в решении таких задач, как противодействие пандемии коронавируса, борьба с изменением климата, развитие «зеленой энергетики», использование искусственного интеллекта, освоение Арктики и др.

При этом, однако, руководство НАТО явно считает «российскую угрозу» более серьезной, чем, например, связанная с пандемией коронавируса. Среди свидетельств этого — то, что программы пакта по развитию оборонного потенциала продолжают полностью реализовываться, в отличие от программ по производству новых вакцин и других мер, которые должны облегчить борьбу с пандемией.

Напомню, например, что Северная Македония, которая серьезно пострадала от этого, решила заплатить 210 миллионов долларов за покупку 54 бронемашин Stryker и другой военной техники, и сделка уже одобрена США. Государственный департамент. Это боевые машины пехоты (БМП) M1126, командирские машины M1130 (CV) и самоходные минометы (MCV) M1129. Кроме того, США поставят македонской армии 12,7-мм пулеметы M2A1, дымовые гранатометы M6, радиостанции и вооружение дистанционного управления CROWS, радиостанции Harris и сопутствующее оборудование. Американцы также будут заниматься обучением личного состава, а также материально-техническим обеспечением рассматриваемой военной техники, а сделка будет реализована в рамках программы продажи военной техники за границу (FMS) правительству США. Все оборудование будет производиться на заводе General Dynamics Land Systems (GDLS) в канадской провинции Онтарио.

В данном случае интересно, что все соседи Македонии, кроме Сербии и Косово, являются членами НАТО, как и в случае (согласно нынешнему правлению и оппозиции в Скопье, Сербия — самый благополучный сосед страны, которое не можно сказать об отношениях с другими людьми и соседями, которые также являются его партнерами по Североатлантическому альянсу).

Примечательно, что в то же время сами Соединенные Штаты создают большие запасы вакцин против коронавируса, но не хотят делиться этими запасами со своими союзниками по НАТО, особенно с более бедными, такими как северная Македония.

Возможно, таким образом Североатлантический альянс пытается продемонстрировать полезность своего существования для «обеспечения безопасности Европы» от внешней агрессии, поскольку он явно оказался бесполезным в борьбе с пандемией коронавируса, поразившей Старый континент.

Однако все это снова поднимает логичный вопрос о том, насколько разумно сейчас увеличивать стоимость вооружений, поскольку явно не хватает того, что необходимо для обеспечения здоровья и социального статуса населения в странах-членах НАТО.

Как отмечает в этой связи итальянская газета Giornale: «Все это противоречит утверждениям пакта о том, что это не анахронизм (как утверждают его многочисленные критики), а универсальная организация будущего, способная участвовать не только в военно-политической деятельности. вопросы ». Кстати, что касается термина «универсальная организация будущего», использованного Giornale: это просто новая формулировка традиционного стремления так называемого «коллективного Запада» к мировому господству в той или иной форме, в том числе с помощью НАТО.

Кирилл Стоянов, Клуб Европы демократий и различий, Болгария