Госсекретарь Энтони Блинкен заявил об отказе Штатов от тактики насаждения демократии военными интервенциями и свержениями режимов

Будет ставка на «мягкую силу», а также на решение собственных внутриполитических проблем, которые обострились — и их будто бы не собираются «заметать под ковёр».

Пока сложно сказать, что подтолкнуло к таким заявлениям: то ли пример Трампа, который (о чудо!) за своё президентство не начал ни одной войны, — оказалось, что и так можно. То ли потрясший Америку захват Капитолия, после которого стали проводить параллели с атакой 11 сентября. Как образцовые американские супермены будут разгонять тучи деспотии на дальних рубежах, когда в своей отчизне может произойти непорядок? Долгие годы приносили себя в жертву, усердно, не покладая рук трудились на демократию, поэтому и у себя возникли проблемы, если не раскол общества. Недоглядели.

Или речь идёт о репутационной, имиджевой проблеме, когда у людей по всему миру не укладывается в головах: США — известный «голубь мира», который несёт исключительно добро, но отчего-то это «добро» на чужой территории трансформируется в «гуманитарные бомбардировки», разгул хаоса, в беды и страдания миллионов. Так и вспоминаются советские карикатуры, в которых этот голубь больше на стервятника походил. Что удивительно, он и в реальности, если не слышать сладких речей, стервятником воспринимается — и повадками, и манерами, и последствиями налёта.

Вот и Блинкен отметил, что ставка на военную силу была продиктована благими намерениями, но это «принесло дурную славу продвижению демократии и привело к потере доверия американского народа». Слава — это одно, но и вопрос цены немаловажен. Трамп как раз не пошёл ни на кого войной именно по той причине, что считал деньги. Вопрос цены и увязан теперь с «доверием американского народа», для которого «победоносные» военные кампании с последующей пробуксовкой уже не предмет национальной гордости — мол, можем раздавить очередной плохой режим, а стали восприниматься безрассудными тратами в бесконечную пустоту. Тем более что на крайний случай силовое решение можно делегировать НАТО и спрятаться за ним. Этот блок в последнее время Штаты активно бодрят, реанимируют к жизни.

Да, и несовременно уже как-то (хоть и эффектно) утверждать демократические принципы на крыльях самолётов, взлетающих с авианосцев, ракетными залпами. Зачем ко всему этому прибегать всякий раз в эпоху всемогущего интернета? Вон недавно в Белоруссии пара Telegram-каналов с территории Польши кукловодили и разогревали страсти протестов, производили в головах людей такую кашу, что никакой чудо-бомбе не под силу. Затрат на грош, а эффект ощутимый, к тому же и репутация оплота демократии никак не страдает, внешне он ограничивается только моральной поддержкой со своих недостижимых олимпов.

Блинкен так и сказал, что теперь администрация Байдена будет «стимулировать демократическое поведение» и «подталкивать других к проведению ключевых реформ».

Примером, конечно же, своим заразительным примером. Если без шуток, что оттачиванием санкционного инструментария, выведенного из откровенного беззакония и произвола в демократический принцип. Чтобы брать в жёсткие тиски экономической блокады неугодных, не упуская и свою выгоду. Также через действие чужими руками, когда плохие режимы будут подталкиваться к реформам или свергаться рекрутами демократии из этих же стран. «Ливийскими повстанцами», сетью НКО, демократической оппозицией, да хоть теми же националистами, как это было на Украине, если их действия радуют и идут в контексте интересов Америки. Какое тут может быть чистоплюйство?.. Службу здесь как раз и сослужит интернет-пространство, информационные и цифровые технологии, через которые намерены расшатывать, а также сеять свободное и демократичное.

Блинкен вообще сказал об «обновлении демократии» (странно, что не использовал слово «перестройка»), потому как над ней «нависла угроза». Всё дело в том, что, по его словам, по всему миру «на подъёме авторитаризм и национализм», происходит «эрозия демократии».

Правда, госсекретарь отчего-то не провёл причинно-следственные связи и скромно не увязал этот «подъём» и «эрозию» с действиями самих Соединённых Штатов, которые, десятилетиями проводя политику грубой силы, попросту вызвали противодействие и отторжение в мире.

Отсюда и возникает движение сопротивления, которое идёт под флагом суверенитета, последовательно нивелируемого США в прежних условиях однополярного мира. Именно Штаты дезавуировали само понятие демократии, которым они привыкли прикрывать любой свой беспредел, а теперь говорят об «эрозии демократии» и у себя, памятуя о штурме Капитолия, а в уме, судя по всему, держа пример последних президентских выборов, где как раз «демократии» было хоть отбавляй. Или ловкости рук и технологий?

Всё это вовсе не значит, что Штаты отказываются от демократического космополитизма, то есть причёсывания всех под собственную гребёнку «стандартов демократии». Они незыблемы. Вот и Блинкен заявил, что именно укрепление американской демократии «является императивом внешней политики» администрации Байдена. В этих стандартах — столп и утверждение их истины и веры, которая заключается в американских интересах. Всё просто. Только мир — неподатливый, всё брыкается, и страны не хотят, чтобы из них сделали штамповку с клеймом дяди Сэма.

Да, мир изменился. Штатам об этом давно говорили —  теперь они удивляются и чуть ли не неблагодарными называют. Отсюда и смена тактики. Мир объявлен некомфортным и агрессивным для Штатов, поэтому и анонсирован уход в иные среды, в том числе цифровые, где проще управлять.

Опять же, прошедшие выборы в США с последующим временным подавлением «эрозии» внутри страны показали эффективность подобных методов.

Можно попросту зомбировать, инфицировать нужной информацией или квазиинформацией, суррогатной информацией, деморализовывать в однополярной цифровой среде, чёрное выдавать за белое и наоборот.

С другой стороны — вымарывать, цензурировать, банить, блокировать любую иную позицию, не вписывающуюся в нужные стандарты.

Подобные рычаги даже лучше, чем НАТО: не имеют границ и ограничений по применению. Перенос тактики в эту сферу в какой-то мере можно сравнить с программой СОИ, которую разрабатывала администрация Рейгана в 1980-е годы для развёртывания противостояния в космосе.

Нас тоже не забудут, не надейтесь. Даже на время. Строгими, но настырными менторами будут «стимулировать демократическое поведение», ведь есть цель и ориентир, тем более что однажды уже получилось. Сначала Советский Союз утонул в мутных водах «демократии», обернувшихся для него трясиной, затем захлёбывалась Россия и чуть не пошла трещинами. Ностальгируют о 1990-х, поэтому будут действовать через то же искушение перестройкой и новым мышлением. Мы для них были и будем серьёзной угрозой, потому как принимают нас за центр суверенного сопротивления, потому как не являемся глиной, из которой можно лепить что угодно и любую прихоть воплощать.

Надо сказать, что официальный представитель МИД России Мария Захарова поприветствовала заявленный Блинкеным отказ от военных и силовых методов диалога с неугодными, но напомнила о суверенном праве государств, об их независимости и территориальной целостности. Всё это следует уважать. Порекомендовала «перечитать Устав Объединённых Наций и руководствоваться им». Пока же Штаты всё ещё в какой-то своей реальности, в которой они исключительны, неповторимы и над всеми небожительствуют. Как только от этих иллюзий спускаешься на землю, возникает ощущение осаждённой крепости, которую со всех сторон обступили «варвары» авторитаризма и национализма.

Вообще-то, когда американский «голубь мира» и страж демократии начинает расправлять и причёсывать свои пёрышки, жутко становится. Хищное во всём этом. Ой, извините, демократическое.

Андрей РудалёвRT