В Армении продолжается противостояние. Никол Пашинян отказывается уходить, военные и гражданские протестующие отказываются его терпеть. Сложилась ситуация, похожая на двоевластие. На самом деле это безвластие. Изменений к лучшему не будет, пока к власти не придут пророссийские силы.

Как это остроумно обозначил Телеграм-канал «Россия в глобальной политике», в Армении ныне

политический кризис удивительного рода. Военный переворот без военных, непримиримое идейно-политическое столкновение в Фейсбуке, антрепризные выступления на площадях талантливого актёра-самоучки в должности премьер-министра: «Где твой кинжал, вот грудь моя!»

Там одновременно политики призывают армию восстать, а военные призывают премьера уйти, сами оставаясь в казармах; там по одним улицам ходят сторонники и противники нынешнего премьера Николы Пашиняна и рычат страшные лозунги друг другу в лицо, в то же время старательно избегая реальных столкновений; там полиция клянётся в верности режиму под угрозой рассказать о том, что её руководители отказались воевать в Арцахе, а сам режим занимается художественной самодеятельностью на потребу своим кураторам из-за океана.

В общем, драма в провинциальном театре в спектакле по сценарию местного учителя родного языка и литературы.

Но всё может измениться в любой момент. И кризис безвластия закончится неожиданной акцией любой из сторон – и уже реально драматическими изменениями на политической и государственной сцене.

Ребята, давайте жить дружно. Если получится…

Как напомнил в разговоре с Царьградом известный армянский политолог и журналист Ашот Гарегинян,

по ещё одной несуразности, коими традиционно «славятся» Пашинян и его команда, в Армении до сих пор сохраняется военное положение, введённое 27 сентября прошлого года – после вооружённой агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха. Хотя сама война, по сути, закончилась после трёхстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении, подписанного в ночь на 10 ноября. Значит, это кому-то очень выгодно?

На то, кому и почему выгодно, намекнул в своём свежем выступлении в одной из соцсетей омбудсмен Арман Татоян. После традиционных призывов «ни при каких обстоятельствах не допускать развития событий экстремистского характера» и прочих обязательных для защитника прав мантр про «исключительно демократическим путём», он прямо выразил беспокойство о том, что «уже несколько дней не удаётся организовать обсуждения в парламенте, инициированные оппозиционными фракциями».

Характерно, что заявление это прозвучало фактически в поддержку попыток оппозиционных парламентских фракций «Процветающая Армения» и «Просвещённая Армения» созвать внеочередное заседание Национального Собрания с целью отменить военное положение. А его они хотят отменить, чтобы затем добиться импичмента Пашиняна. Однако пропашиняновская фракция «Мой шаг» не обеспечивает необходимого кворума, да и спикер парламента Арарат Мирзоян предпочитает позицию блистательного отсутствия.

В подобном же неустойчивом состоянии замерло противостояние между премьером и начальником Генштаба армянских вооружённых сил Оником Гаспаряном. Первый уволил второго после громко прозвучавшего заявления второго – и ещё 40 высших офицеров – с требованием отставки Пашиняна и правительства за их «неумение принимать адекватные решения в данной кризисной и критической для армянского народа ситуации». В результате премьер ни в какую отставку не ушёл, но и начальника Генштаба не уволил тоже. Зато и армия с места не тронулась, что, с одной стороны, показывает страх и нежелание принимающих решение лиц доводить дело до военного переворота, а с другой – превращает в фарс даже такие теоретически ключевые оппозиции, как противостояние армии и власти.

Гаспарян

ИДЁТ ПРОТИВОСТОЯНИЕ МЕЖДУ ПРЕМЬЕРОМ И НАЧАЛЬНИКОМ ГЕНШТАБА АРМЯНСКИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ ОНИКОМ ГАСПАРЯНОМ. НА ФОТО – ОНИК ГАСПАРЯН. ФОТО: MIL.AM/RU (ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МО РА)

На этом фоне разыгранное на улице представление с «расстрелом» Пашиняна и его жены по аналогии с расстрелом четы Чаушеску в 1989 году приближает политическую ситуацию в Армении и вовсе к бурлеску.

Впрочем, все признаки классического «майдана» в Ереване тоже имеются – палатки, костры, активисты с патриотическими песнями на устах. Так что никакого варианта развития событий исключить нельзя.

Заметно активизировался президент страны Армен Саркисян. Этот человек на почти номинальной должности пока не хочет подписывать приказ Пашиняна об увольнении начальника Генштаба Гаспаряна, хотя положенные на это по закону три дня заканчиваются. Он проводит встречи и с провластными партиями и фракциями, и с оппозиционными, включая непарламентскую оппозицию.

Правда, он ничего не обещает, заранее подчеркнув, что, в соответствии с конституцией парламентской республики, находится вне политики. Тем не менее наблюдатели не исключают, что в какой-то момент президент может «выстрелить» – в качестве безусловно легитимной государственной фигуры. А вот каким будет этот «выстрел», пока остаётся только гадать…

Будущее в тумане. Будущее национализма

Так или иначе, но покамест лидеры оппозиции – в лице единого кандидата на пост временного премьера Вазгена Манукяна, главы партии «Отечество» Артура Ванецяна, Ваграма Багдасаряна из Республиканской партии Армении (РПА) и Арцвика Минасяна из движения «Дашнакцутюн» – потребовали, чтобы президент Саркисян не подписывал приказ об увольнении Оника Гаспаряна. Тот их выслушал, после чего поехал в Генеральный штаб, где встретился с мятежным генерал-лейтенантом Гаспаряном. Об итогах разговора ничего сообщено не было.

Таким образом, президент страны оказывается точкой сбора для оппозиционных Пашиняну сил. От его решений, следовательно, зависит многое – но вот от кого зависят его решения?

На этот вопрос однозначного ответа пока не получается. Дело в том, что политическую ткань Армении буквально надвое рвут внешние силы. Причём рвут так, что вроде бы формально в этом процессе и не участвуют.

Речь, понятно, идёт о России и Западе. И та и другая сторона старательно воздерживаются от обязывающих политических заявлений по поводу армянского кризиса. Москва пока «ходит на цыпочках».

Владимир Путин высказался в пользу сохранения порядка и спокойствия в Армении, урегулирования ситуации в рамках закона. Глава Российского государства призвал все стороны к сдержанности.

Однако объективную реальность никуда не денешь: Армения реально находится в кольце врагов – Азербайджан и Турция по умолчанию, а Грузия по причине вражды с Россией.

Само государственное существование Армении гарантируется только союзом с Россией.

Однако союз получается странным, поскольку режим Пашиняна России явно враждебен, он обслуживает враждебные нам интересы на Кавказе и, возможно, будет играть роль форпоста для Вашингтона в случае вооружённого обострения его отношений с Ираном.

Проблема сегодня в том, что в армянском политикуме недостаточно откровенно пророссийских сил. Пророссийские настроения в обществе есть – но какие политические силы соответствуют этим настроениям?

У части местных политиков считается не стыдным зависеть и даже громко хвастаться этой зависимостью от США и Франции, где крупные армянские диаспоры якобы обеспечивают симпатию и помощь этих стран Армении. (В чём заключалась помощь этих диаспор во время войны в Карабахе?) А признавать зависимость от России, которая объективно обеспечивает Армении жизнь и существование и в которой армянская диаспора больше американской и французской, – как будто бы стыдно.

Именно эта проблема лежит в основании нынешнего армянского политического кризиса, который будет разрешён в интересах большинства армянского народа и Армении только в том случае, если победу одержат пророссийские силы.