Лет десять назад тема чипирования, да ещё и с целью влияния на поведение человека, казалась чем-то из области фантастики. Над любым, кто пытался говорить об этом всерьёз, всегда иронизировали: мол, сказки всё это, так в жизни не бывает. Но прошло не так уж много времени, и сказки стали реальностью. Технологии чипирования пришли в нашу жизнь – начали с питомцев. О будущем в «светлом чипированном мире» в студии «Первого русского» ведущая Анна Шафран беседует с экспертами.

Нейрокомпьютерный интерфейс становится реальностью. В августе 2020 года американский предприниматель Илон Маск представил чипированную свинью Гертруду. На что именно влияет чип, миллиардер уточнять не стал, заострив внимание на том, что «извлечь его очень просто», даже сравнил «аксессуар» с фитнес-браслетом.

А несколько дней назад мы увидели обезьянку – одну из многих приматов, над которыми принадлежащая Маску компания «Нейролинк» ставит эксперименты. Презентацию предприниматель сопроводил словами:

У нас есть обезьянка с беспроводным имплантом в черепе с крошечными проводками, и она может играть в видеоигры с помощью своего разума. Имплант незаметный, и это вполне счастливая обезьянка.

Миллиарды «счастливых обезьянок», играющих в видеоигры… Такое будущее Маск и его единомышленники видят для человечества, предположила Анна Шафран.

Но не только Маска волнует это «чипированное будущее». Буквально пару дней назад профессор Сколтеха Михаил Лебедев в интервью, данном «РИА Новости», поведал о том, что через 5-10 лет чипы будут конкурировать с таблетками. Собственно, мы уже привыкли, что внедрение любых новых технологий происходит под предлогом заботы о благополучии людей и общества, напомнила Анна Шафран.

Новое – хорошо забытое старое?

Между тем разработкой интерфейса «мозг-компьютер» на протяжении многих лет занимаются американские военные – такие организации, как DARPA, например. Вживление чипа или другого электронного инструмента, стыковка с мозгом и удалённое управление – таким экспериментам уже десятки лет, так что не надо думать, будто Маск или наши сколковские гении придумали что-то новое. Всё это уже было.

«СЧАСТЛИВЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ», ИГРАЮЩИЕ В ВИДЕОИГРЫ… ТАКОВА МЕЧТА МАСКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? ФОТО: BRITTA PEDERSEN DPA/GLOBALLOOKPRESS.

Давно ведутся подобные разработки и у нас в стране. Вот, к примеру, российские разработчики создали биотехнический киберинтерфейс для интеграции собаке детектора с компьютерной системой безопасности. Использование собак для поиска и обнаружения взрывчатых или наркотических веществ – уже привычная практика во многих странах мира. Но и четвероногие сотрудники, улавливающие запахи в 1000 раз лучше человека, тоже могут ошибаться. Цифровая же технология позволяет не зависеть от ошибок животного. Разработка программы велась пять лет по заказу ПАО «Аэрофлот».

Эту разработку и её перспективы Анна Шафран решила обсудить в студии «Первого русского» с радиобиологом, научным руководителем кибернетического интерфейса icStrelka Олегом Григорьевым.

Учёный отметил, что его проект – это целостная биотехническая система: собака, сопряжённая с компьютером, который обрабатывает данные, полученные от животного, и анализирует их. В эту схему также входят два человека: один работает с собакой, направляет её, а второй – это оператор биотехнической системы, контролирующий работу животного, – получает данные и удалённо анализирует, что собака делает в этот момент.

Работа над проектом началась в 2012 году. И поначалу мало кто верил в возможность подобной разработки. Тем не менее задумка в жизнь воплотилась и проект довели до опытного образца. С научной точки зрения можно считать его очень успешным.

То есть, уточнила Анна Шафран, всё это уже не байки, это работающая технология. Олег Григорьев в студии показал один из образцов той самой системы, которая крепится на собаке. По его словам, есть два принципиально разных подхода к решению подобной задачи – инвазивный и неинвазивный.

Инвазивный – это как у Маска, когда вскрывается черепная коробка, электроды устанавливаются внутрь головного мозга. Неинвазивный – это когда потенциал снимается с поверхности головы. С этим способом многие люди сталкивались, когда им снимали энцефалограмму головного мозга. При разработке кибернетического интерфейса icStrelka решили пойти вторым путём и получили связь живого объекта с компьютером. Первые три года работа велась над нестандартной программы обработки и анализа данных.

Полузабытый Дельгадо и его эксперименты

Пионером в области стимуляции мозга, который сейчас несколько забыт, был учёный Хосе Мануэль Дельгадо. По словам Григорьева, испанского нейробиолога можно назвать  прообразом Маска. Но и он не был самым первым исследователем, который стал заниматься этой темой, однако именно Дельгадо провёл первые впечатляющие эксперименты.

То, что сегодня делает Маск, – это буквальное повторение работ испанца: он вживлял электроды в разные области коры головного мозга, делал системы прямой и обратной связи – воздействие на мозг и получение обратного сигнала. Дельгадо заставлял подопытных животных, тех же обезьянок, радоваться, огорчаться, смеяться, ходить в разные стороны, вызывать у них агрессию и так далее. Всё это осуществлялось при помощи радиосвязи с любого расстояния.

Работа велась в госпитале ветеранов войны США, и главной её идеей было внедрение разработки с целью лечения и компенсаций различных состояний пациентов. Григорьев отметил, что все эти разработки были чрезвычайно интересны, очень распиарены, но на этом пиаре всё и закончилось.

А ХОТЯТ ЛИ САМИ ОБЕЗЬЯНКИ ИГРАТЬ В ВИДЕОИГРЫ? ФОТО: MINGBIN QV KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBALLOOKPRESS.

С 1972 года началась критика подобных разработок с этической точки зрения, очень жёстко встал вопрос о том, насколько это правомерно – вести подобные исследования. На Дельгадо стали оказывать серьёзное давление, и в 1974 году нейробиолог полностью свернул работу в этом направлении. Поэтому Дельгадо и оказался полузабытым. Но результаты его работ с научной точки зрения, безусловно, были очень впечатляющими. Маску до сих пор так и не удалось продемонстрировать то, чего смог добиться испанец.

Получается, уточнила Анна Шафран, современные исследователи, в том числе Илон Маск, который, разумеется, никакой не исследователь, а профессиональный антрепренёр, стоят на вершине созданного другими небоскрёба, но делают вид, что это у них такая свежая лужайка, на которой до них никто не пасся.

Олег Григорьев напомнил, что подобные исследования никогда и не прекращались. Конечно, изменилась технологическая база, появились новые идеи, в принципе, стала новой и технология. Очень активно этим вопросом в 90-е годы занимались в научно-исследовательской лаборатории ВВС США, к примеру.

По тем же принципам, что и в работах Дельгадо, там пытались «разгрузить» пилота, чтобы он мог управлять самим самолётом, а вооружением – при помощи мысли. Но ничего у американцев не получилось. Видимо, есть определённые барьеры, которые, к счастью, преодолеть невозможно. Всегда стоит вопрос о том, к кому и как попадут подобные технологии. Ведь можно создать атомную электростанцию, а можно и атомную бомбу, которая будет держать всех в страхе.

Нет никакой гарантии, что подобные технологии попадут в нужные руки. Одно дело – работы в госпитале для ветеранов, другое – исследовательская военная база. Почему-то на все подобные проекты выделяется довольно специфическое финансирование. Хотя это вполне понятно.

Исследовательская компания «Нейролинк» Илона Маска заявляет, что главная их цель – счастье и здоровье. В реальности, считает Олег Григорьев, Макс идёт по тому же пути, что и военные в разработках 5G: компьютеризация, создание нового продвинутого и мощного солдата будущего – эта задача ставится прямо и в лоб. Но для публики создаётся прекрасный позитивный образ через гражданские коммерческие программы.

Человек или биоробот?

Анна Шафран задала собеседнику философский вопрос: где, на его взгляд, проходит грань между человеком и кибернетическим организмом? Можно ли будет считать киборгов с чипами людьми или это будет уже кто-то другой? Или что-то другое?

Отвечая на эти вопросы, Олег Григорьев сказал:

Тут вопрос в том, где стоит граница. Конечно же, человек с элементарным чипом, который контролирует у него давление, всё ещё остаётся человеком. Но любая попытка вмешаться в сознание, в деятельность – прямо или опосредованно – это уже будет не совсем человек. Это будет уже некий эволюционный скачок. Конечно, это может быть опасно с точки зрения физического или психического здоровья. Поэтому я и говорю, что это надо делать под контролем.

Несмотря на тысячелетние размышления о том, что такое человек, что такое сознание, мы знаем только подоплёку. Поэтому и эксперименты Дельгадо, как и исследования Маска, посвящены поискам ответов на эти вопросы. Ещё при президенте США Бараке Обаме на централизованные исследования мозга было выделено несколько триллионов долларов.

Создаётся огромная карта мозга. И когда одновременно нам рассказывают, что триста электродов кому-то вживили, то эти вещи между собой могут быть связаны. И если такая связка возникнет, появится человек с такими функциями, то, конечно, это уже будет не совсем человек.

Завершая программу, Анна Шафран предложила отойти от новых технологий и задуматься о себе. О людях. О человеческой душе. Исследования в области влияния на мозг, как и эксперименты с человеческим геномом, по сути, направлены на превращение человека в не вполне человека или даже совсем не человека.

И тут мы из области человеческого перемещаемся в область Божественного. Верующему человеку очевидно, что подобное вмешательство абсолютно недопустимо. Напомню слова Святейшего Патриарха Кирилла из его недавнего рождественского интервью:

Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением. В книге «Апокалипсис» сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком.

И ещё одна небольшая цитата из интервью Святейшего: «Диавол же является не в виде злодея, Кощея Бессмертного, а в виде ангела света; и пришествие в мир антихриста будет сопровождаться появлением удивительного человека, который по своей интеллектуальной мощи, по силе воздействия на людей способен будет вывести человечество из тех кризисов, в которые оно попало».

Отмечу, что на эксперименты с геномом человека в большинстве стран мира наложен запрет и очень многие учёные относятся насторожённо к подобным исследованиям и призывают запретить их раз и навсегда. При этом разработка влияющих на поведение чипов почему-то попадает в слепое пятно, хотя это направление куда более опасно в обозримом будущем. Если менять геном, то детям с изменённой ДНК надо ещё родиться и вырасти. А чип можно поставить и взрослому человеку. Разумеется, убеждая его в том, что это очень полезно для здоровья…