Чем меньше панических прогнозов, тем лучше самочувствие населения и тем меньше опасность эпидемии. И наоборот, чем больше причитаний «Не будем носить маски – нас накроет девятый вал», тем хуже будет обществу и каждому из сограждан.

Сбер опубликовал прогноз заражения коронавирусом в Москве и в России, сообщает сегодня «РИА Новости».  Расчёты сделаны на базе эпидемиологического симулятора с помощью математической модели SEIR. Эксперты допустили четыре сценария развития ситуации. Так, если граждане будут соблюдать меры безопасности, пик наступит 8 ноября с 16 864 новыми случаями заражения. Если россияне будут периодически нарушать меры профилактики, то пик также придётся на 8 ноября, однако суточный прирост инфицированных возрастёт до 17 645 человек.

При частом нарушении мер пик наступит 12 ноября с 23 325 случаями. Если жители будут вести себя как обычно, страна пройдёт пик пандемии 8 ноября, когда за сутки заразится 23 325 человек, и так далее.

Новость подхватили другие СМИ и информационные агентства, так что к концу дня 9 октября она превратилась во что-то вроде сенсации. Между тем никаких практических выводов из новости сделать невозможно – это просто попытка, что называется, на ровном месте пропиарить цифровые возможности новоявленной «экосистемы» бывшего Сбербанка. И больше ничего.

Столь точные и амбициозные прогнозы может позволить себе только тот, кто никак не отвечает за развитие ситуации. Тот, кто на самом деле несёт ответственность, например российский Минздрав, прогнозами не разбрасывается. Хотя бы из опасения усугубить и так не очень здоровую атмосферу общественного мнения: люди одновременно боятся заразиться и раздражены вводимыми властями недокарантинными мерами, масочным режимом и прочими ограничениями.

Эффективность всех этих мер так же сомнительна, как грефовский прогноз, основанный, по сути, просто на экстраполяции имеющихся данных о темпах развития пандемии.

Штука в том, что пандемия коронавируса прекратится только тогда, когда будет достигнут так называемый коллективный иммунитет, то есть антитела к вирусу будут в крови не менее чем у 60% жителей страны. Это произойдёт при одном из двух условий: или когда большинство из нас подхватит вирус и так или иначе с ним справится – кто-то тяжело переболеет, кто-то едва заметит болезнь, кто-то вовсе обойдётся без симптомов. Или когда мы получим работающую вакцину, которая позволит нам больше не бояться заболеть. На практике, скорее всего, параллельно произойдут оба события – с одной стороны, эпидемия сама себя исчерпает, с другой – вакцина сделает её не страшной.

Разговоры о том, сколько заболевает сегодня и сколько заболеет завтра, имеют смысл только с одной точки зрения: чтобы система здравоохранения справлялась с наплывом больных. Конечно, лучше, чтобы мы болели не все сразу, а «по очереди». Ещё лучше, если, пока вакцина ещё тестируется, болеть будут те, у кого больше шансов выздороветь, то есть сравнительно молодые и в общем здоровые люди, а те, у кого хронические болезни и кто уже достиг солидного возраста, будут подальше от заразы. При этом надо понимать, что, несмотря на время от времени возникающую паническую статистику, в стране сегодня есть всё, чтобы справиться с любым реально возможным наплывом заболевших: и пресловутые аппараты ИВЛ, и койки в больницах, и медикаменты.

Прогнозы типа «Ах, нас настигнет пик эпидемии!» способны подогреть страсти и вывести общество из равновесия – вплоть до панических массовых акций, которые мы видели весной в некоторых странах Европы. Больше никакого толка от них не может быть. Как по мне, так проще спокойно сказать себе и окружающим: да, в свой срок антитела будут и у нас. И спокойно продолжать жить нормальной жизнью.

Автор:
Марк Андреев