За безопасность балкера «Виктория», который, тоже гружённый нитратом аммония, пытается сейчас добраться до пункта назначения в Турции, отвечает тот самый «бизнесмен из Хабаровска» Игорь Гречушкин, бросивший несколько лет назад сухогруз Rhosus в порту Ливана, где потом прогремел чудовищный взрыв. А моряки фактически стали заложниками на новом судне Гречушкина, которого, кстати, усердно разыскивают теперь ливанские и кипрские спецслужбы: экипаж не выпускают на сушу из-за пандемии, несколько человек тяжело болеют и не могут добиться нормальной медицинской помощи.

Когда 4 августа в порту Бейрута произошёл мощный взрыв, разворотивший чуть ли не половину прибрежной части столицы Ливана, всплыло имя некоего Игоря Гречушкина – владельца судна Rhosus, которое, собственно, и доставило туда адскую смесь, – селитру, вызвавшую те самые разрушительные последствия.

Rhosus был арестован местными властями из-за долгов судовладельца, а почти три тысячи тонн нитрата аммония, находившегося на борту, напомним, перевезли на склад, где они хранились шесть лет, – пока случайная (по предварительным данным) искра не вызвала детонацию спрессовавшейся селитры.

Так вот, тогда ливанские и кипрские (поскольку Гречушкин, вроде как, в последние годы находился на Кипре) спецслужбы занялись поиском «бизнесмена из Хабаровска», как его прозвали в СМИ. Нашли или нет в итоге, не сообщалось.

А искать-то, оказывается, так упорно и не стоило.

Сейчас Игорь Гречушкин имеет должность «офицера по безопасности» на другом балкере под названием «Виктория». И там тоже груз аммиачных удобрений – селитры. И с ним вновь разворачиваются события с непредсказуемым финалом.

Проржавевшая до дыр «морская лошадка»

Судно Victoriya, принадлежащее компании Victoria Shipping Ltd. (зарегистрирована, согласно открытым данным, на острове Мэн), с российско-украинским экипажем из 23-х человек, отправилось в путь из Турции в декабре прошлого года под флагом Белиза.

И поначалу, рассказывают моряки, всё шло нормально – экипаж выполнял свои обязанности, ему платили деньги. Даже пандемия не особо повлияла на работу.

«Виктория», чтобы было понятно, это такая морская «рабочая лошадка» 1995 года постройки: её задача – таскать грузы с наименьшими затратами для владельцев. Проржавевшее – и кое-где даже до дыр, но, главное, на плаву.

Судно протёрлось за годы службы буквально до дыр. Фото: телеканал Царьград

Самым первым грузом, после начала контракта в декабре, была кукуруза – из Украины в Иран. Потом привезли в Турцию мочевину (сельхозудобрение), затем отправились в Новороссийск, через некоторое время опять состоялся рейс из Одессы в Иран, а оттуда – доставка металла (так называемых «карандашей») в Таиланд.

По идее, на этом «путешествия» предполагалось завершить – там в августе должна была произойти смена состава на судне.

Мы готовились к выгрузке, и ждали, что нас заменит новый экипаж. Но как раз-таки в связи с коронавирусом в этом было отказано,

– рассказали в беседе с Царьградом моряки.

Им предложили «немного подождать».

Конечно, можно было бы и потерпеть. Однако, во-первых, с того самого момента перестали платить деньги, во-вторых, у некоторых моряков из-за ухудшившихся условий питания появились проблемы со здоровьем.

А по причине ковидных ограничений, введённых по всему миру, у людей попросту нет возможности сойти на берег. Они, по сути, оказались заложниками на судне.

«Ничего, потерпите: мне груз в Турцию доставить сначала надо»

Заболевших на борту несколько человек. Причём это не просто какие-то недомогания, а серьёзные болячки: у моториста – острый отит, у одного матроса – нейроциркуляторная дистония, у сварщика – предположительно холецистит.

Однако точный диагноз поставить никто не может.

Видимо, это случилось из-за плохого питания. Там многие ребята жаловались – была рвота и всё такое. Но поделать ничего нельзя. Медицинской помощи нет. У мужа болит под рёбрами справа, начало отдавать в ногу, он хромает. Потерял 15 килограммов, постоянная температура. А к медикам – нельзя, карантин. И замены (экипажа) нет. Вместо нормального обследования провели какие-то телемедицинские консультации. И предложили лечиться диетой,

– рассказала Царьграду супруга сварщика Артёма Тятина – Ирина.

По её словам, судовладелец постоянно кормит завтраками, а медицинской помощи как не было, так и нет. В Таиланде они простояли на рейде дней десять, затем «Виктория» взяла курс на Фуджейру (Арабские Эмираты), а это ещё – две-три недели пути. Но не заходя в воды ОАЭ, судно двинулось дальше на Иран.

«Судовладелец объявил, что компания понесла большие убытки, поэтому так, мол, получается, терпите. А как терпеть? И когда это закончится? В Иране они простояли на рейде неделю, после этого только пришвартовались. Руководство клялось, что как только встанут на рейд, сразу же будет врач, осмотр, и если что – сразу спишут с судна и отправят домой. Но сменять их опять отказались, хотя авиасообщение с Ираном открыто», – продолжает Ирина Тятина.

Моряки всё ждут, пока их отпустят домой. Но сколько ещё придётся торчать на этой посудине, никто не знает. Фото: Царьград

Какого-то медика, впрочем, на борт на днях доставили, однако и он, осмотрев, сначала вроде заикнулся о госпитализации, а потом, когда тот уже пошёл собирать вещи, чтобы отправиться на сушу, сказал, что необходимости вроде как нет. Можно только, говорит, осмотр у кардиолога предложить – это человеку-то, на минутку, у которого болит голова и внутренние органы.

А у Елены из Ростовской области на «Виктории» матросом трудится сын Александр Щёкин. И там другая сложность: парень – призывник, ему в армию пора, скоро уж осенняя призывная кампания начнётся, его уже и военкомат вызывал. А как сделать так, чтобы его не включили в уклонисты – вообще непонятно.

«Отсрочка закончилась, и он-то рассчитывал вернуться до начала призывной кампании. А тут – просто невозможно вернуться в Россию. Саша сам хочет служить. Только что делать? Как доказать, что он не бегает от армии?» – говорит Елена.

Проблемное судно с неясной перспективой

А судно-то проблемное, комментирует ситуацию инспектор ITF Оксана Ананьина, – как и то, что в 2014-м принадлежало Гречушкину и было брошено им в водах Ливана (и последствия всем известны).

Там уже были и ранее задержки по зарплате, плюс – этот флаг Белиза, который в чёрном списке по надёжности. Явно собственник просто хочет доставить груз (тоже селитру) до места назначения – в Турцию. И, конечно, он мог бы и предоставить нормальную медицинскую помощь, и произвести замену моряков, ведь авиасообщение с Ираном открыто. Вместо компромисса с экипажем – письма с угрозами и посылом «сами виноваты», и всё,

– отмечает Ананьина.

Однако с учётом того, что ситуация крайне запутанная, плюс есть названные инспектором ITF проблемы, судьба самого судна, которому с грузом нитрата аммония предстоит рейс в Турцию, становится непредсказуемой.

В списке «ответственных лиц» среди прочих значится и Игорь Гречушкин, чей сухогруз доставил рванувшую потом селитру в порт Бейрута. Фото: телеканал Царьград

Где гарантия, что и «Викторию» не пришвартуют за что-нибудь в каком-то порту, как это случилось со злосчастным Rhosus в Бейруте?

И, опять же, участие «хабаровского бизнесмена» Игоря Гречушкина в роли офицера по безопасности… Ну – мягко говоря, не добавляет это никакого оптимизма.

Официальных комментариев по этой истории в настоящее время нет. Продолжаем следить за развитием событий.

Автор:
Александр Степанов