11 сентября, в скорбный церковный праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, Русской Православной Церковью установлен ещё один важный день, направленный на борьбу с пороком пьянства, – Всероссийский день трезвости.

На сайте pyanstvunet.com — Консультация нарколога, как помощь близким в борьбе с алкогольной зависимостью. Скорая наркологическая помощь, а так же полный комплекс услуг по лечению алкоголизма на дому и в клинике в Люберцах обеспечивают высокое качество лечения и гарантирует анонимность.

Об этом особенно актуальном для нашей страны празднике, о том, являются ли русские «самой пьющей нацией», а также о церковном опыте преодоления этой пагубной привычки, очень быстро перерастающей в тяжёлую болезнь, в беседе с Царьградом рассказывает известный православный блогер, активный церковно-общественный деятель, уже не первый год занимающийся антиалкогольным просвещением, клирик Челябинской епархии Русской Православной Церкви, священник Владимир Панарин.

Священник Владимир Панарин. Фото предоставлено Царьграду из личного архива о. Владимира

Алкоголизм – наследие «Иродовой цивилизации»

ЦарьградОтец Владимир, известно, что впервые Всероссийский день трезвости был установлен ещё до революции, а возрождён совсем недавно. Почему Церковь сочла важным именно такой формат борьбы за трезвость и почему избрала именно этот день?

Священник Владимир Панарин: Православная Церковь всегда отвечает на беды людей духовной помощью и нередко делами милосердия. Именно поэтому ещё до революции появился чин обета трезвости, когда пьющий обещает Богу не пить. Это также может сделать родственник или друг пьющего человека – ради страждущего. Молитва, исповедь, причащение, лекции о вреде спиртного, добрые дела, обет трезвости – всё это приносило плоды 100 лет назад и приносит сейчас.

Святой Иоанн Креститель, чья память совершается сегодня, как человек, который никогда не употреблял алкогольных напитков и вёл в высшей степени трезвый образ жизни, стал Небесным покровителем трезвенников. Кроме того, он был убит из-за того, что пьяный Ирод Антипа поклялся перед своими пьяными товарищами, что сделает всё, что попросит дочь Иродиады (сожительницы Ирода) Саломея. В итоге она попросила голову святого, принявшего мученическую кончину во многом именно из-за пьяной гордыни Ирода. Поэтому Церковь и решила, что это самый подходящий день, чтобы напомнить всем об опасности пьянства и величии трезвости.

Ц.И всё-таки каков на сегодняшний день масштаб проблемы? Насколько вообще близок к реальности образ русских как чуть ли не «самой пьющей нации»?

Отец Владимир: Минздрав России утверждает, что с 2010 года в нашей стране стали пить в два раза меньше. Употребление на душу населения сократилось с 18 литров до 9 литров. Однако в царской России этот показатель был всего 4,5 литра, и при этом уже тогда говорили о беде и помощи страждущим. Нет, мы не самая пьющая страна, в 2018 году, по данным ВОЗ, «по употреблению алкоголя» мы находились на 26 месте, а сейчас ещё ниже. Но мне кажется, такая таблица должна называться «по неупотреблению алкоголя», и наверху должны быть самые трезвые страны.

Уверен, люди в России стали жить более трезво и благодаря фильмам антиалкогольного проекта «Общее дело», которые до сих пор создаются, и благодаря законам, которые ограничивают рекламу алкоголя. Также свою роль сыграли и… автомобили: водителей стало больше, а пить за рулём нельзя.

Фото: Lisa-Lisa / shutterstock.com

Опыт борьбы с пьянством: от Сергия Радонежского к Горбачёву

Ц.Не буду оригинален, но всё-таки спрошу: как соотносятся летописные фразы и изречения Священного Писания «Руси веселие есть пити», «вино веселит сердце человека» и «не упивайтесь вином, в нём же есть блуд»? С одной стороны, Церковь никогда не демонизировала винопитие, а с другой – где та грань, которая разделяет винопитие и пьянство?

Отец Владимир: Советую посмотреть шикарный фильм «Утерянная добродетель» проекта «Общее дело». Там хорошо объясняется, что в Библии 13 еврейских слов переведены одним русским словом «вино». Из этих 13 слов только три относятся к алкоголю. Поэтому, если прочитать фразу «вино веселит сердце» в контексте и разобрать перевод, становится ясно: речь о виноградной лозе, а не о спирте. Мы же говорим: «Они выращивают хлеб», но не булки же на деревьях растут.

К вину Церковь относится с уважением как к веществу для Таинства Причащения. Однако даже в Греции 2000 лет назад было «хорошее вино» и «плохое». Хорошее – это виноградный сок, который выпаривали, превращая в сироп. Такой сироп разбавляли примерно в 20 раз и пили. Плохое, то есть забродившее вино, тоже разбавляли. А неразбавленным на праздниках поили какого-нибудь раба и показывали молодым людям, как это позорно выглядит, когда человек «лыка не вяжет». То есть молодёжь в Греции вообще не знала, что такое опьянеть.

А преподобный Сергий Радонежский в Устав своего монастыря вообще добавил главу о том, что монахи не должны никогда пить вина. И этот раздел Устава начал активно появляться в других русских монастырях. Увы, когда патриарх Никон приводил всю жизнь Церкви на греческий лад, эти строки вычеркнули, хотя традиция была очень хорошая. Можно сказать, как раз русская.

Ц.А какие методы борьбы с алкоголизмом, на Ваш взгляд, наиболее действенны? Люди старшего поколения прекрасно помнят, к чему привели попытки введения горбачёвского «сухого закона», но полностью ли его идея была неверной и порочной? Нужны ли вообще запретительные меры, и если да, то какие?

Отец Владимир: Алкоголизм возникает, когда человек пытается «быть как все», то есть «пить культурно», а у него или организм так устроен – не расщепляется спирт, – или душа имеет травму, и он так начинает заливать своё горе и уже не может остановиться. Поэтому не с алкоголизмом нужно бороться, а уменьшать употребление алкоголя и его доступность. Нужно повышать осведомлённость школьников о вреде алкоголя. Если государство возьмёт алкоголь под свой контроль, цена и его качество будут высокими, процент спирта – низким, продаваться он будет на окраинах городов в редких специализированных магазинах, ситуация в стране изменится.

Когда в нашей стране был принят «сухой закон», люди из старшего поколения запомнили очереди, вырубленные виноградники и водку в самоварах, но это всё эмоции. Если же изучить статистику, выводы будут другие. В 1985-1987 годах каждый год умирало на 200 тысяч человек меньше, чем в 1984 году. Да, государство недополучило 39 миллиардов рублей от продажи спиртного, но получило дополнительно 150 миллиардов! Потому что на 35% сократились прогулы, на 3% увеличилась производительность труда, на 70% снизилась преступность. Более того, увеличилась продолжительность жизни мужчин с 62 до 65 лет, их смертность сократилась на 37%, родилось на 1,5 миллиона больше детей.

Если алкоголики хотели задушить Горбачёва, то женщины называли сыновей Миша и при встрече с главой государства кричали: «Не отменяйте «сухой закон»! Наши мужья хоть увидели своих детей трезвыми глазами!», но об этом почему-то СМИ молчат. А, между прочим, это величайший социальный эксперимент, который показал выгоду от трезвости. Если жалеем сотни погибших от подделок и ради них даём умереть 200 000 людей в год от качественного алкоголя, это нормально?

Фото: itsmejust / shutterstock.com

Выгода от трезвости очевидна

Ц.Недавно в своих блогах Вы изложили «10 выгод от трезвости», а если выделить самую главную «выгоду», которая совершенно точно смогла бы убедить простого русского человека отказаться от этой привычки, ещё не успевшей превратиться в порок, в трудноизлечимую болезнь?

Отец Владимир: Если человек болен какой-либо страстью и не хочет обращаться к Богу, способному исцелить, то слова не помогут. Потому что грех сладок и человек хочет грешить. Но я бы таким людям напомнил о детях, которые растут без папы, без книжки на ночь, без достаточной любви. Трезвый муж – это сокровище. Трезвые родители – это крепкие семьи и счастливые дети.

Ц.А если уже налицо болезнь, какой метод наиболее эффективен в борьбе с алкоголизмом?

Отец Владимир: У меня есть знакомый героиновый наркоман. Он говорит: «Я вернусь к наркотикам, если перестану выступать с лекциями по трезвости, вести курсы по избавлению от зависимостей». Это подтверждает слова Христа: «Кто не собирает со Мной, тот расточает» (Лк. 11:23). Чтобы победить страсть, нужно заменить её добродетелью. Знаю православные реабилитационные центры, где человеку дают работу и следят за ним, чтобы не пил. Некоторые остаются жить в таких домах-центрах, потому что понимают, что сами с собой они не справятся.

Ц.Возвращаясь к самому сегодняшнему дню, Всероссийскому дню трезвости, можно ли сказать, что уже начинают складываться его традиции? Как он отмечается в российской глубинке, в том числе на примере Вашего родного Челябинска?

Отец Владимир: Этот праздник – как День Победы, «со слезами на глазах». Потому что, с одной стороны, мы радуемся трезвости, с другой – вспоминаем гибельность и вред этой алкогольной войны.

В России действует более 600 церковных организаций и проектов помощи страждущим от алкогольной зависимости. И с каждым годом масштаб празднования Дня трезвости увеличивается, появились свои традиции. В этот день проводятся спортивные соревнования, в парках раздают листовки, библиотеки размещают выставку «Человеческий потенциал» про трезвость. В одной епархии на вертолёте облетели город с иконой святого Иоанна Богослова.

Конечно, всем нам хочется, чтобы наши дети, идущие из школы, не встречали по пути пьяных. Хотим, чтобы у хирурга, который будет нас оперировать, не тряслись руки после «вчерашнего». Хотим, чтобы нас не сбил пьяный водитель. Но чтобы наша страна стала такой трезвой, нужно, чтобы мы сами воспитали в трезвости своих детей и были бы им примером.

Автор:
Михаил Тюренков