Каждая уважающая себя компания имеет документы, не предназначенные для посторонних глаз. Обычно это грязное финансовое бельё, но из Сбербанка утекло нечто значительно более зловонное: внутренняя стратегия развития.

В распоряжении редакции Царьграда оказался весьма любопытный документ – части презентации, проведённой Сбербанком для своего топ-менеджмента и, видимо, для посторонних глаз не предназначенной. Подсматривать, безусловно, нехорошо, но в данном случае ни о какой неэтичности речи не идёт: Сбербанк более чем на 50% является государственным предприятием, то есть пусть на небольшую долю (примерно одну трёхсотмиллионную), но каждый из нас – его акционер, совладелец.

Сбербанку Россия становится конкурентом, когда вводит регуляторные инициативы и ограничения и законодательные нормы. Фото: Oleg Golovnev/ Shutterstock

А значит, имеет право понимать, в какую сторону движется огромное предприятие, только что обошедшееся в круглую сумму Фонду национального благосостояния. Благосостояния, подчеркнём, национального, а не правительственного или сбербанковского. Тем более что стратегия, судя по всему, прекрасна, и скрывать её от народа – большой грех. Пусть даже понимание сути греха у ростовщиков совершенно иное, нежели у людей.

А теперь – слайды

Сбербанк – самая богатая компания России. По каким-то параметрам можно ставить на первые места нефте- или газодобытчиков, но у них совершенно другой уровень расходов и капитальных вложений. Прокладывание тысяч километров труб, обустройство посёлков и городков, геологоразведка и бурение в болотах на вечной мерзлоте, перевалка горючих грузов – ничего этого в тёплых кабинетах Сбербанка нет, основные его капвложения – это выплата заоблачных зарплат и бонусов членам правления.

Так вот, самая богатая компания позволяет себе предъявлять собственному менеджменту на слайдах следующий текст, дословно:

Предложения

Создать мотивацию на рост совокупной рыночной стоимости компании. Пересмотреть систему мотивации менеджмента Сбера учавствующего в развитии Экосистемы.

Садись, двойка. «Мотивация на рост» – не по-русски, запятой перед причастным оборотом не хватает, буква в причастии лишняя, про то, что «Сбер» неплохо бы закавычить, уже и говорить неловко. Это не придирка, ошибаются все, но эти ребята оказались настолько жадными, что даже не показали свою «стратегию» корректору.

Кстати, пунктуационная ошибка системная, в другом «Предложении» мы читаем:

Избегаем партнерств с компаниями отказывающимися от полной интеграции с экосистемой Сбербанка.

Но тут суть намного интереснее неграмотности. Сбербанк не может явным образом поставить условие «интеграции с экосистемой», так как есть традиция соблюдать некий политес перед Антимонопольной службой, не ставить её в совсем уж смешное положение. Но очевидно, что потенциальные партнёры, сотрудничающие, например, с «Альфой», будут регулярно вытаскивать из своих колёс неизвестно откуда появляющиеся там палки. Но теперь мы хотя бы знаем, кто и почему эти палки кидает.

Уроки сбербанковского

Стратегия построена в виде уроков. В уроке 1 «ученикам» предлагается уяснить, что государство для Сбербанка – иногда конкурент, иногда партнёр. Вы, кстати, сходите к собственнику предприятия, на котором работаете, и сообщите, что он вам иногда конкурент. А президент «Сбера» Герман Греф именно так и делает. Конкурентом Россия ему становится, когда вводит регуляторные инициативы и ограничения (инициатива должна идти только от Сбербанка) и законодательные нормы («Сберу» не нравятся русские законы, даром что написаны они под его диктовку). В то же время государство – желанный партнёр, когда платит Сбербанку за предоставление государственных услуг (в идеале не выдавать паспорта тем, у кого нет кредита в Сбербанке), когда принимает инициативы Сбербанка, когда позволяет «развивать регионы»: пожалуйста, покажите хоть один российский регион, который развился бы благодаря ростовщикам. Их нет: усадьба Архангельское и рублёвские поместья – приятное исключение.

А вот, например, урок 4 подчёркивает, насколько важно тратить деньги вкладчиков на долгосрочную мотивацию персонала. Ставки по депозитам снизились до нищенского уровня не сами по себе – «Сбер» всё эффективнее мотивирует персонал! Ориентируется он, кстати, на опыт не банков, а «компаний новой экономики» – «Яндекса» и Mail.ru. Действительно, Герман Греф подчёркивает, что управляет не банком, а именно передовой цифровой компанией. Так что ждём новых бонусов правлению за рост стоимости компании: сейчас спрос на кредиты огромен, так что капитализация Сбербанка продолжит расти раз так в 10–15 быстрее экономики страны в целом.

И, может быть, найдёт уже деньги на корректора. Хотя это вряд ли – кризис же на дворе.

Новая власть

Много ещё интересного в стратегии, надо будет говорить о ней ещё не раз, но даже из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

  • Государственный банк воспринимает государство как досадную помеху в любой момент, когда то не является дойной коровой.
  • Сбербанк намерен проводить самую жестокую дискриминацию возможных партнёров, требуя от них полного включения в экосистему компании – от участия в зарплатных проектах или размещения вакансий на Rabota.ru может дойти до смешного: закупки канцтоваров на «Озоне», пиццы у Delivery club и даже, прости Господи, установки «Рамблера» поиском по умолчанию.
  • Сбербанк будет продолжать интеграцию в государственное управление. Имеются в виду поставка биометрических данных, в том числе добытых нелегально, выдача паспортов и иных документов, попытка монополизации оплаты налогов и штрафов и многое другое. При этом в Конституции – что прежней, что обновлённой – нет ни слова о том, что народ делегирует Сбербанку управленческие функции: это чистой воды ползучий государственный переворот.
  • Этих людей ни в малейшей степени не интересует реальное развитие страны. Они добились степени монополизации, которой нет ни у одного банка ни в одной высокоразвитой стране, и снимают сливки с этого положения.

Простейшая физика учит, что на действие всегда есть противодействие. Нет сомнений, что постепенно в России уже образовались бы экосистемы и кластеры с главным условием «без Сбербанка» – вокруг империи Фридмана – Авена («Альфа», «Билайн», «Пятёрочки»), каких-то других финансовых структур. Но этого не случится – просто потому, что Герман Греф всегда может позвонить своей бывшей заместительнице Эльвире Набиуллиной и попросить унять возомнившую о себе мелочь.

Уже почти 500 раз уняли, больше половины банков «расстреляли», а выжившие урок усвоили. И первый, и четвёртый, и девятый, и сколько их там было. Так что никто не победит Сбербанк, кроме следователей, прокуроров и судей. Скоро ли?

Автор:
Михаил Мельников