Этот величественный холм видно километров за двадцать пять. Гигантский холм издалека представляется крепостью, которой он и был несколько раз. Был и остался. История Саур-Могилы в годы Великой Отечественной в 1942-1943 гг. мистическим образом повторилась в 2014-м.

Первая история послужила поводом к тому, чтобы на холме появился грандиозный мемориал – здесь наши сначала пытались остановить танки вермахта, а после возвращали высоту штурмом.

В июне 2014 года, когда сплошной линии фронта еще не было, стратеги Генерального штаба ВСУ по каким-то причинам не заняли господствующую над регионом высоту 277,9, или Саур-Могилу. Но это сделали ополченцы, создав вокруг мемориала некую систему обороны, которую 12 июня не смогли одолеть сводная группа 3-го полка спецназа и 4-й роты 79-й ОАБр, получившие приказ установить там гаубичную батарею Д-30. Тогда украинские войска, понеся потери, решили попросту обойти высоту, наивно полагая, что, оставив в своем тылу небольшую группу противника, они задавят её позже.

«Давить позже» прислали поднаторевший в мариупольских боях «Азов», но простреливаемое поле – не уличные застройки, да и обороняли Саур-Могилу люди, прошедшие Славянск и Краматорск. В итоге азовцы хорошенько огребли и отступили.

Позициям на Саур-Могиле в ВСУ по-прежнему не уделяли значения, ведь тогда все боеспособные силы были брошены на реализацию операции по установлению контроля за границей и блокированию Донецка и Луганска. Операция, как известно, завершилась «Изваринским котлом». Огромную роль в его «приготовлении» принадлежит усиленному бойцами бригады «Восток» гарнизону Саур-Могилы, который не только корректировал действия ополчения, но и обстреливал маршрут движения украинских колонн. На счету ополченцев высоты несколько украинских вертолётов и самолёт, пытавшиеся оказать поддержку с воздуха «пушечному мясу» Порошенко.

26 июля сюда прибыли на ротацию 40 человек во главе с бывшим «афганцем» Олегом Гришиным (позывной Медведь), – им выпал самый сложный этап обороны.

Олег Гришин «Медведь»

Олег Гришин Медведь

На исходе изваринского котла ВСУ начали наносить по высоте ракетно-артиллерийские удары, которые обороняющаяся сторона пыталась нейтрализовать «ответкой» из Снежного, хотя силы были явно неравны.

В это время украинская армия начала проводить свои «супер-рейды», и с 27 июля сводные группы украинских подразделений неоднократно под прикрытием танков и БМП пытались штурмовать высоту 277,9, однако добраться до вершины кургана им не удавалось.

Подбитый БМД-2 результат неудачного штурма ВСУ

Подбитый БМД-2 результат неудачного штурма ВСУ

Тем не менее украинские СМИ от имени главы Генштаба Муженко отчитывались, что высота взята и в её районе разгромлена ни больше ни меньше «бригада террористов». Однако «условно разгромленные» ополченцы в ночь на 29 июля десятком залпов РСЗО раздолбали батальоны двух бригад ВСУ, что Киеву пришлось признать официально, подтвердив, что бои за высоту продолжаются.

Бой за высоту

Бой за высоту

Позиция пулемёта ополченцев

Позиция пулемёта ополченцев

Фактом остаётся отстранение от командования командира сводной группы 51-й ОМБр Павла Процюка, который не мог взять высоту, раздражая Киев. Тогда для решающего штурма в Краматорске при ГУР Минобороны собрали группу добровольцев полковника Игоря Гордийчука Сумрака.

Несмотря на превосходство противника, взвод Гришина (при поддержке своей артиллерии) продержался 13 дней. Сам командир погиб 28 июля, а к 7 августа оборонять Саур-Могилу было нечем, да и незачем – ВСУ пробились к Степановке, разблокировав оставшихся в изваринском окружении украинцев.

Остатки гарнизона покинули высоту, просочившись через окруживших её вэсэушников, которые уже давали «интервью о героическом штурме». Заняв вершину, они стали окапываться, даже притащили экскаватор. Спецгруппа укрепилась на вершине, а оборону у подножья холма и у Петровского выстраивали бойцы 30-й ОМБр.

ВСУ зашли на высоту

ВСУ зашли на высоту

Занятие Саур-Могилы не принесло никаких выгод ВСУ. Дело в том, что уже начались бои за Иловайск, а в районе Амвросиевки вовсю шла подготовка к новому котлу.

13 августа, под обстрелами бросив технику, покинули Степановку подразделения спецназа и 30-й ОМБр, затем ополченцы заняли Петровское, соорудив маленький котелок вокруг Саур-Могилы.

18 августа главком «сектора Д» генерал-лейтенант Михаил Литвин  отдал приказ собрать группу прорыва во главе с полковником ВДВ Петром Потехиным.

Как после вспоминал сам Потехин, в группу эту собирали добровольцев, но желающих идти на верную смерть нашлось маловато, поэтому подкрепили прорывников добробатом «Харьков».

Прорыва, собственно, не было, так как сплошного кольца окружения холма тоже не было, и группа доехала до вершины, подвезя воду и боеприпасы. Но при этом не было смысла отправлять на гибель солдат.

Подполковник Александр Мельниченко, оборонявший тогда Саур-Могилу, говорил, что никакого смысла оборонять холм не было. «Я не хочу говорить слово «смертники», но, по сути, мы там были обречены.

Физически уничтожить боевиков хоть сколько-нибудь мы не могли. Улучшить положение наших войск мы не могли. Мы не могли даже героически погибнуть. Мы могли только погибнуть глупо. Все украинские силы отошли, причем уже на сорок километров от нас. И с каждым днем это расстояние увеличивалось. То есть мы остались тупо брошены, если называть вещи своими именами», – вспоминал Мельниченко.

Ополченцы своих людей при штурме терять не хотели, и потому долбили украинское воинство артиллерией. 24 августа, в День незалежности Украины, оставив на высоте 25 человек убитыми, Гордийчук всё же дал приказ разбиться на группы и уходить. Тот же Мельниченко рассказывал, как «герои» на пузе «ныкались» в кукурузе, опасаясь нарваться на ополчение. Одна группа под Кутейниково сдалась в плен.

28 августа бойцы Александра Ходаковского (Восток) установили полный контроль за Саур-Могилой, и она опять стала стратегической вершиной в продолжающемся контрнаступлении ополчения Донбасса. Попытки украинской пропаганды превратить штурмы и оборону высоты в некий суперподвиг ВСУ оказались тщетными. А вот стойкость ополченцев вызвала уважение даже среди украинских военнослужащих, и эта стойкость достойна памяти.

Молчаливые свидетели войны…

Молчаливые свидетели войны…