Московские власти с видимым удовольствием рапортуют об имеющихся у них «технических возможностях» для контроля за режимом самоизоляции. Эти возможности — лишь малая часть масштабной системы «Умного города», которая строится в столице уже около десяти лет. Но при необходимости «Умный город» легко становится «Старшим братом».

 

16 марта, в день, когда мэр Москвы Сергей Собянин ввел первые ограничения в столице из-за коронавируса, сотрудник одного из федеральных телеканалов по имени Павел получил SMS от пользователя с ником DIT_MOS.

 

«Вы недавно прилетели из Испании — страны с неблагоприятной ситуацией по коронавирусу», — сходу удивил Павла DIT_MOS. И далее, ссылаясь на указ мэра Москвы, безапелляционно потребовал самоизолироваться на две недели вместе с близкими.

 

Адресные сообщения под этим ником рассылал департамент информационных технологий (ДИТ) столичной мэрии. Одновременно аналогичное сообщение пришло на личную электронную почту Павла, но уже от департамента здравоохранения Москвы.

 

Павел разместил скрин SMS у себя в «Фейсбуке»: его удивило, что чиновники прислали предупреждение спустя две недели после его прилета из Барселоны, когда он мог уже заразить добрый десяток человек. На следующий день в «личку» к Павлу пришел администратор официальной группы ДИТ и принес извинения за «несвоевременную отправку сообщения».

 

Image caption Подобные sms мэрия Москвы рассылала всем, кто вернулся из стран, где уже была зафиксирована эпидемия коронавируса

 

 

Между тем, в комментариях к посту Павла развернулась дискуссия, откуда мэрия получила его контакты. «Слил «Аэрофлот»?» — предположил один из его друзей.

 

На самом деле, мэрия Москвы не нуждается в том, чтобы контактные данные жителей города им присылал кто-то еще. Построенная столичными властями система сама умеет находить номера телефонов, адреса электронной почты, отслеживать комментарии в соцсетях и еще многое другое.

Создателям системы ожидаемо не нравится, когда ее называют «Старшим братом» — они предпочитают термин «Умный город».

 

 

«Мы всегда думали об удобстве и безопасности, а не о контроле. Все те решения, которые были внедрены, это не «Старший брат», это друг и помощник», — заявил Би-би-си один из создателей этой системы, экс-глава ГКУ «Информационный город» Алексей Чукарин.

 

Москва в этом смысле не уникальна — подобные системы внедряются во многих странах мира. И везде речь на самом деле идет о «безопасном городе», а прилагательное «умный» используется для того, чтобы «граждане не напрягались», уверен глава АНО «Информационная культура» Иван Бегтин.

«Такие технологии несут пользу для людей, но и одновременно содержат в себе элементы контроля и мониторинга, которые могут неожиданно проявить себя в экстремальных ситуациях. У нас такой ситуацией оказалась эпидемия коронавируса», — говорит Бегтин.

 

Русская служба Би-би-си поговорила с чиновниками и сотрудниками IT-компаний, а также изучила около полусотни госконтрактов, чтобы понять, насколько умной стала Москва и на что она способна в роли всевидящего и всезнающего «брата».

«Дайте мне общую картину»

«Дайте мне город в режиме онлайн», — такую задачу поставил Сергей Собянин сразу после назначения мэром Москвы осенью 2010 года, говорит бывший высокопоставленный сотрудник мэрии.

С 2008 года и вплоть до назначения столичным мэром Собянин возглавлял аппарат правительства России, где, в том числе, курировал программу «Информационное общество» и перевод государственных услуг в цифровой формат.

 

Правообладатель иллюстрации Терещенко Михаил/TASS

Image caption Вскоре после назначения Собянина началась реализация масштабной программы «Информационный город», впоследствии переименованной в «Умный город»

 

 

«Он был прогрессивным человеком, а тут [в мэрии] столкнулся с тем, что не видно ничего — ни в образовании, ни в медицине, ни в транспорте. Не было известно, сколько у нас врачей, учителей. Он поставил задачу — дайте мне общую картину», — говорит бывший сотрудник московского правительства.

В то время Москва не была лидером в области цифровых услуг, и по уровню внедрения сервисов «электронного правительства» находилась где-то в четвертом десятке среди других регионов страны. Например, лишь 10% больниц, школ и учреждений культуры имели доступ к интернету со скоростью свыше 10 Мбит/с, а на 100 медицинских работников приходилось 20 компьютеров (справка к госпрограмме «Информационый город»).

 

Уже через пять дней после прихода в мэрию Собянин назначил 34-летнего Артема Ермолаева на пост главы комитета информационных технологий (сейчас — департамента). Собянин знал его по работе над федеральным порталом госуслуг: Ермолаев занимался этим проектом в должности начальника департамента в министерстве связи.

 

Через три года Собянин повысил Ермолаева до уровня министра столичного правительства. Молодой технократ возглавлял департамент до осени 2018 года, именно его команда создала масштабную систему сбора и анализа данных москвичей, которая впервые стала заметной во время эпидемии коронавируса.

С 2012 года из бюджета Москвы на эти цели было выделено около 500 миллиардов рублей (с учетом средств, которые будут потрачены в 2020 году), следует из отчетов мэрии по исполнению программы «Информационный город».

 

 

Правообладатель иллюстрации Бобылев Сергей/TASS

Image caption С 2010 по 2018 год департамент информационных технологий возглавлял Артем Ермолаев

 

 

В качестве ориентира и ролевой модели был выбран Сингапур, вспоминает экс-сотрудник мэрии: в этом городе-государстве строилась система «умного города», которая была запущена в 2014 году. Она, например, включала в себя разветвленную сеть камер видеонаблюдения и установленные во все машины датчики, позволяющие оперативно собирать данные о пробках.

 

Власти Сингапура любили демонстрировать и другие чудеса новой системы. В 2013 году они показательно оштрафовали на 14 тысяч долларов человека, который выбрасывал окурки из окна квартиры: его выявили вездесущие камеры наблюдения, писал Wall Street Journal.

 

Уже в 2018 году Москва заняла первое место среди 40 городов мира с наиболее высоким уровнем развитием электронного правительства в рейтинге, который готовит ООН. Лидирует столица и в рейтинге «Цифровая Россия», выпускаемом в Сколково. Москва перевела в электронный вид почти 260 госуслуг и сервисов, ввела полностью дистанционную запись к врачу, запустила интеллектуальную транспортную систему управления трафиком, создала единый диспетчерский центр, в которой можно пожаловаться по любой проблеме — от протечки в квартире до запаркованной на газоне машины.

 

Город стал удобнее для его жителей, и это главный аргумент создателей «Умного города» в бесконечном споре с теми, кто полагает, что на самом деле в столице был построен аналог «Старшего брата» из антиутопии «1984».

Сколько Москва потратила на «Умный город»

Расходы бюджета Москвы по программе «Информационный (Умный) город», млрд рублей

Источник: отчеты департамента информационных технологий Москвы

 

 

Сейчас у московской мэрии есть около 170 разнообразных информационных систем. В общей картине люди — лишь часть огромного конгломерата данных, наряду с дорогами, автомобилями, зданиями, канализацией, торговыми палатками, детскими площадками и всем прочим, из чего состоит город. Мэрия наблюдает за всем сразу.

 

«Конкретный человек нас не интересовал, нам нужны были обобщенные данные по различным группам», — убеждает один из собеседников Би-би-си. Но в случае необходимости — например, в условиях эпидемии коронавируса — с помощью тех же самых систем можно следить и за любым конкретным человеком.

В официальных документах московские базы данных, системы управления и мониторинга проходят под непроизносимыми аббревиатурами вроде СППРиУИР, АМиПМ или КИАСОУММ.

Первая, например, автоматически мониторит СМИ и социальные сети в поисках упоминаний мэра и членов столичного правительства и занимается определением «медиа-рисков». Вторая — служит Собянину своеобразным личным Google Calendar, через который он может планировать свой график, переписываться с помощниками и даже проверять, прочитали ли его подчиненные последние публикации об их деятельности.

Что еще умеют системы московской мэрии? Что они знают о нас?

Массивы сотовых данных

Главные помощники столичной мэрии — операторы сотовой связи. «Сотовые операторы знают о нас гораздо больше, чем город, они видят все наши передвижения. Мы готовы выйти без кошелька и паспорта, но не готовы оставить дома телефон. Почему? Потому что с ним удобно», — говорит один из собеседников Би-би-си.

 

В одной из презентаций ДИТа к принятой в 2018 году стратегии Москвы «Умный город — 2030» есть показательная картинка. В центре расположены три голубых компьютерных сервера. Это — искусственный интеллект, он получает информацию из различных источников, анализирует ее и выдает готовые решения правительству и бизнесу.

 

Правообладатель иллюстрации Мэрия Москвы

Image caption Отрывок из презентации московской стратегии «Умный город — 2030»

 

Один из источников данных на картинке — спешащий куда-то мужчина в оранжевых штанах. Пока он беззаботно шагает по Москве, искусственный интеллект получает данные с его мобильного телефона, информацию о его местоположении и объединяет с информацией о потребленном им контенте и полученных услугах — от выдачи паспорта до похода к врачу.

 

Только ждать 2030 года не нужно — мэрия уже получает эту информацию о мужчинах и женщинах в штанах или юбках любого цвета.

 

Частично это обычная официальная информация, которой власти обладали и раньше, просто теперь она переведена в электронные базы данных. Данные о браках, разводах и детях хранятся в «едином информационно-телекоммуникационном пространстве» ЗАГС. Все обращения к врачам — в единой медицинской системе. В системе единого расчетного центра (ЕИРЦ), который отвечает за выставление коммунальных квитанций, есть данные о тех, кто зарегистрирован в квартире сейчас и о тех, кто давно выписался оттуда (так называемые «домовые книги»).

 

Но теперь у мэрии есть и данные, которыми раньше она не обладала. Например, жители города массово живут не по месту официальной регистрации или вовсе без нее. Для получения достоверной информации о месте жительства и перемещениях жителей столицы мэрия с 2015 году закупает геоаналитические данные от сотовых операторов.

По сути, это информация о том, к каким базовым станциям подключались телефоны москвичей и с каким интервалом каждый телефон переходил от одной вышки к другой, поясняет топ-менеджер data-компании, сотрудничающей со столичным правительством. Эти данные позволяют узнать очень многое.

 

Например, по скорости переподключения абонента от одной вышки к другой понятно, идет он по улице пешком или едет на автомобиле, а по тому, к какой станции телефон чаще всего подключен в ночное время — где именно человек ночует, а значит, живет.

 

 

Правообладатель иллюстрации Гердо Владимир/TASS

Image caption Передвижения любого москвича легко отследить по информации с базовых станций сотовых операторов

 

Поначалу сотовые компании не хотели делиться с правительством Москвы информацией о своих абонентах. «Проблема была в том, что нужно было покупать не у конкретного, а у всех операторов сразу. Каждый из них по отдельности боялся, что мы передадим конкурентам данные о количестве абонентов», — рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник мэрии.

 

«Операторов сильно уламывали, чтобы они делились», — подтверждает топ-менеджер data-компании, сотрудничавший с мэрией. В 2015 году компании из «большой четверки» сдались и предоставили чиновникам доступ к информации о передвижении граждан по Москве и Московской области. В обмен мэрия стала активно помогать им решать проблемы с собственниками зданий, которые не всегда хотели ставить на них новые вышки для повышения качества сигнала сотовой связи.

 

В Tele2 утверждают, что обезличенные сотовые данные — коммерческий продукт, и в компании впервые слышат об административной помощи со стороны мэрии. В МТС и «Вымплелкоме» (бренд «Билайн») не стали комментировать сотрудничество со столичным правительством, в «Мегафоне» не ответили на запрос Би-би-си.

 

Данные операторы передают мэрии не напрямую, а через посредника — например, через Аналитический центр при правительстве России, обращали внимание «Ведомости». В общей сложности с 2015 года на закупку геоаналитической информации из бюджета Москвы было выделено более 700 млн рублей (включая затраты 2020 года), следует из информации на сайте госзакупок. В конце марта последний контракт истек, новый пока не опубликован.

 

За эти деньги мэрия получает так называемые «обезличенные» отчеты о количестве абонентов, проживающих и работающих в разных районах города с разбивкой по секторам размером 500 на 500 метров, а также о том, куда они ходят и ездят каждый день.

 

Правообладатель иллюстрации Савостьянов Сергей/TASS

Image caption С помощью данных сотовых операторов мэрия Москвы предупреждает о закрытиях станций всех, кто проживает вокруг них, а не только официально зарегистрированных

 

 

Имея эту информацию, мэрия, к примеру, предупреждает жителей конкретного района о закрытии ближайших к ним станций метро. Такие сообщения от департамента транспорта столицы приходят не только тем, кто зарегистрирован в конкретном районе, но и тем, кто живет в нем без регистрации.

Геоаналитика используется и для расчета продовольственной обеспеченности районов: данные о реальных местах жительства людей накладываются на карту расположения торговых объектов, следует из отчета ДИТа за 2015 год. Кроме того, сотовые данные помогают понять, сколько людей на лето уезжают жить на свои подмосковные дачи или оценить туристический поток из других регионов России и зарубежных стран (в случае использования роуминга), следует из госконтрактов.

 

В мэрию отчеты поступают в обезличенном и агрегированном виде — не по каждому отдельному человеку, а сразу по большим группами людей, говорит топ-менеджер data-компании, работавшей со столичным правительством. Идентифицировать кого бы то ни было в этих обобщенных группах невозможно, уверяют в Tele2.

 

Данные о людях можно сегментировать по различным критериям — например, выделить абонентов определенного возраста. Благодаря этому, например, мэрия может видеть, сколько пенсионеров на самом деле соблюдает рекомендованный им режим самоизоляции. «По данным геотаргетинга мобильных телефонов, две трети пожилых абонентов (65+) ведут себя ответственно и не выходят из дома», — похвалил их Сергей Собянин 28 марта в своем блоге.

 

Правда, в условиях эпидемии мэрия следит и за отдельными людьми — например, отправляя сообщения о необходимости самоизоляции пассажирам конкретного рейса. Эта форма контроля производится по другому регламенту и не в рамках контракта на покупку обезличенных агрегированных данных, говорит бывший сотрудник мэрии. Кроме того, в этом случае мэрия уже действует в связке с полицией, у которой больше полномочий такого рода, добавляет действующий сотрудник городского правительства.

 

Правообладатель иллюстрации Красильников Станислав/TASS

Image caption Геоаналитическая информация показывает мэрии, какой процент людей старше 65 лет остаются дома на время карантина

 

 

«Это ЧСная ситуация [чрезвычайная], в рамках нее правительство обязывает операторов делать определенные действия. Например, по запросам МЧС они могут отправить жителям конкретного района предупреждение о шторме. По такому же принципу можно действовать, если есть необходимость мониторить определенных людей», — говорит он.

 

Все эти инструкции и регламенты — непубличные, говорит руководитель юридической практики общественной организации «РосКомСвобода» Саркис Дарбинян. «Мы пытались их достать, но нам их не показывают», — говорит он.

 

В начале апреля министерство цифрового развития утвердило порядок слежки за носителями коронавируса на основании данных геолокации сотовых телефонов, отчасти легализовав тем самым практику, которая сложилась в столице в течение последних нескольких лет.

 

В особых случаях сотовые операторы и раньше передавали властям данные о местонахождении отдельных людей, вне режима чрезвычайной ситуации и без привлечения полиции. С 2018 года действует правило: когда житель Москвы вызывает «скорую» с мобильного телефона, в систему обработки вызовов городской станции скорой помощи поступает информация с точными координатами его местоположения — правда, пока человек все равно должен назвать свой адрес оператору скорой.

В годовом отчете ДИТа эта инициатива обоснована предельно гуманистически: так система может строить оптимальный маршрут для автомобиля скорой помощи.

Поездки как на ладони

Информация с сотовых вышек — не единственное «сырье», которое московская мэрия получает от сторонних поставщиков данных.

 

С момента вступления первых ограничений в Москве из-за коронавируса департамент транспорта ежедневно публикует статистику и аналитику по передвижениям горожан на метро, автобусах и трамваях. В рапорты о том, что все «сидят дома», входит и информация по использованию личных автомобилей, такси и каршеринга.

 

Например, в воскресенье 29 марта использование каршеринга упало на 36%, а такси — на 53% по сравнению с таким же выходным днем в 2019 году. Как следует из документации на создание элементов интеллектуальной транспортной системы, эти данные чиновники получают напрямую от крупнейших таксомоторных и каршеринговых компаний. Как указано в документах, данные передают «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Везет» и Gett.

 

 

Правообладатель иллюстрации Фадеичев Сергей/TASS

Image caption Данные о трафике на московских улицах стекаются в Центр организации дорожного движения

 

 

В Центре организации дорожного движения (ЦОДД подведомственен Дептрансу) подчеркивают: информация о передвижении автомобилей и каршеринга — это треки движения, которые не относятся к персональным данными. ЦОДД получает агрегированные и обобщенные отчеты, сообщили в «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйве». В «Ситимобиле» и «Везет» добавили, что информация передается в соответствии с двухсторонними соглашениями с мэрией. В Gett не ответили на запрос Би-би-си.

 

Система дает возможность в режиме реального времени отслеживать местонахождение любого такси или взятого напрокат автомобиля, а также узнать всю историю его передвижений. Мэрия также может выгрузить последние фотографии любого транспортного средства, сделанные развешанными по городу камерами фото- и видеофиксации нарушений.

 

Данные о передвижениях легковых такси и каршеринга в интеллектуальной транспортной системе комбинируются с информацией с датчиков системы ГЛОНАСС, установленных на городском транспорте — автобусах, трамваях и троллейбусах «Мосгортранса», а также на уборочной технике.

 

Кроме того, например, в 2015 году мэрия договорилась с производителем противоугонных систем «Цезарь-Сателлит» о предоставлении данных о передвижении автомобилей по городу(информация из годового отчета ДИТа). Сейчас город не получает таких данных, уточнили в ЦОДДе. В «Цезарь-Сателлит» не ответили на запрос Би-би-си.

 

Система отслеживает и личный автотранспорт, благодаря все той же системе фото- и видеофиксации. «Мы стали смотреть и анализировать миграцию личных автомобилей по всему городу, мы стали понимать, как люди перемещаются из одного района в другой. Нас не интересует, кто едет — вы или ваш муж или еще кто-то, нас интересует, сколько машин в каком направлении ездит и как этой реальной корреспонденции [траектории и количеству передвижений] соответствует маршрутная сеть», — рассказывал в 2019 году Би-би-си глава департамента транспорта Максим Ликсутов.

 

Правообладатель иллюстрации Шарифулин Валерий/TASS

Image caption Основное назначение интеллектуальной транспортной системы Москвы — борьба с пробками

 

Мэрия имеет доступ к информации о владельцах автомобилей. Совместно с ГИБДД столичное правительство разработало систему «Автокод», где можно проверить историю регистрации любого транспортного средства и наличие штрафов.

 

Не каждый регион может похвастаться таким уровнем обмена данных с силовиками: например, в Петербурге местные власти запустили платную парковку в центре еще в 2015 году, но до 2020 года не могли договориться с ГИБДД о передаче информации о владельцах автомобилей.

 

В итоге, зафиксировав нарушение, администрация парковочного пространства не могла найти нарушителя — госавтоинспекция не раскрывала, на кого зарегистрирован автомобиль, и штрафы по сути выставлялись в пустоту, писала «Фонтанка».

 

Вся эта совокупность информации дает мэрии возможность отслеживать передвижения людей, обязанных самоизолироваться: например, инфицированных коронавирусом или их близких родственников. «Мы видим все машины тех, кто должен на карантине сидеть, которые передвигаются по городу», — сказал 9 апреля в интервью РИА Новости Собянин. Но мэрия в этом случае действует не одна, а в связке с ГИБДД, говорит собеседник, близкий к департаменту транспорта.

Cookies и другие следы в интернете

Незадолго до выборов мэра Москвы в 2018 году популярные блогеры внезапно и синхронно стали рассказывать о достижениях Сергея Собянина на этом посту. Несмотря на все признаки спланированной кампании, в штабе мэра отрицали причастность к ней.

Список достижений Собянина кочевал из ролика в ролик, из поста в пост. Чаще всего упоминалась реформа транспорта, благоустройство улиц, а также бесплатный общественный Wi-Fi на улицах и в парках.

Оснащение городских пространств сетью бесплатного интернета началось вскоре после назначения Собянина на должность мэра. «Сейчас столичная сеть Wi-Fi — одна из самых крупных в мире», — гордо написал он в своем блоге осенью 2019 года.

 

На конец 2018 года на улицах в пределах Третьего транспортного кольца действовало около 2 тысяч Wi-Fi-точек, к которым за год подключились более 665 тысяч человек, следует из отчета ДИТа. Бесплатным интернетом можно воспользоваться в городских парках, библиотеках и музеях. За счет мэрии Wi-Fi получили студенты около 30 московских вузов, причем не только в учебных корпусах, но и в общежитиях.

 

 

Правообладатель иллюстрации Щербак Александр/TASS

Image caption В Москве бесплатный Wi-Fi раздают даже навигационные стелы

 

В 2019 году столичное правительство решило объединить управление всеми точками в руках одного оператора: конкурс стоимостью 150 млн рублей выиграла компания «Максимателеком». Она же с 2013 года обеспечивает работу Wi-Fi в московском метро, но там все устроено иначе: пользователь либо платит за услугу, либо просматривает рекламу перед подключением.

 

По новому контракту компания не занимается обеспечением доступа в интернет: она должна запустить единое окно авторизации и внутренний портал статистики. С его помощью чиновники смогут увидеть, например, с каких телефонов москвичи пользуются Wi-Fi. Больше того — оператор вправе использовать технологию DPI для анализа трафика.

 

DPI — сокращение от английского deep packet inspection, «глубокий анализ пакетов». DPI представляет собой программно-аппаратный комплекс, который выделяет в общем потоке трафика конкретные сайты или приложения. Именно DPI российские власти выбрали для борьбы с Telegram и другими нежелательными ресурсами, тестирование системы началось в конце 2019 года. Эта же технология поможет чиновникам мэрии понять, какие ресурсы чаще всего посещают москвичи.

 

Так, отдельно в портале статистики можно посмотреть, какие доли приходятся на шифрованные соединения, торрент-сервисы или просмотр видео. Отдельный раздел посвящен самым популярным у пользователем мессенджерам и топ-100 самых посещаемых ресурсов.

Бесплатная программа utorrent — это торрент-клиент для Windows для обмена данными и обладающий функцией удаленного доступа. uTorrent является великолепным решением для загрузки видео и аудио абсолютно бесплатно и без регистрации пользователя.

 

Правообладатель иллюстрации Zakupki.gov.ru

Image caption Оператор единой сети Wi-Fi предоставляет мэрии отчет о типах трафика (график из госконтракта)

 

Согласно государственному контракту, в портале статистики доступны детальные портреты пользователей, составленные на основании того, что именно они делают и ищут в сети. Каким образом формируются такие портреты?

 

Вся информация о действиях посетителя на конкретном сайте записывается в cookies. Те, кто имеет доступ к трафику, сопоставляют их друг с другом. Действия, которые с большой вероятностью делал один и тот же человек, объединяются вместе. Так формируется обезличенный профиль пользователя, рассказывает директор крупной data-компании.

 

Всех подключавшихся к бесплатному городскому Wi-Fi «Максимателеком» группирует по социально-демографическим признакам — пол, возраст, состав семьи, наличие автомобиля и даже по «жизненными ситуациям», следует из документации.

 

Портреты могут быть максимально детальными. Вот фрагмент одного из контрактов мэрии на анализ трафика городского Wi-Fi с другой компанией. «Для характеристики «имеет автомобиль» аналитики настраивают набор качественных параметров: посещение сайтов парковок, магазинов интернет-запчастей, автосервисов и шиномонтажей; просмотр сайтов удаленных городских объектов (до которых проще добираться на автомобиле).

 

В «Максимателеком» воздержались от комментариев.

 

Еще один источник данных о поведении горожан в интернете — сайт mos.ru и связанные с ним ресурсы вроде «Активного гражданина» или «Нашего города». В 2018 году общая посещаемость порталов и мобильных приложений семейства mos.ru составила 652 млн визитов (так, через сайт мэрии прошли почти 300 млн обращений за госуслугами). В марте 2020 года, на фоне эпидемии коронавируса, трафик mos.ru вырос более чем на 50% по сравнению с предыдущим месяцем и составил почти 60 млн визитов.

Для собственных ресурсов мэрия в 2017 году начала разработку специальной системы анализа интернет-активности пользователей с шипящим названием «СТАТС».

 

 

Правообладатель иллюстрации Кухмарь Кирилл/TASS

Image caption Мэрия собирает данные о посетителях всех своих многочисленных ресурсов в сети

 

Через собственный трекер мэрия не просто собирает базовую статистику о том, сколько пользователей заходят на городские ресурсы. В отчеты идет о информация об IP, стране и браузере пользователя. Следующая задача — составить портрет посетителей.

СТАТС умеет работать даже с теми посетителями mos.ru, которые сознательно включили режим «инкогнито» в своем браузере, тем самым лишив владельцев сайта собирать cookies. Для этого используется технология fingerprint (от английского «отпечаток пальца»), которая является своего рода цифровым аналогом взятия отпечатков пальцев. Только вместо рук — уникальные свойства конкретного смартфона, планшета или ноутбука.

 

Например, fingerprint сообщает часовой пояс устройства, языковые настройки, размер экрана, класс процессора. С помощью нее можно понять, кто приходит к тебе на сайт даже в том случае, если он использует разные браузеры на своем компьютере.

 

Собирая детальную информацию, СТАТС может определять, впервые ли гражданин на mos.ru или уже заходил на него. Если это не первое посещение, система объединяет все сессии вместе и выводит закономерности из действий человека — например, какие услуги ему необходимы или чем он интересуется. Базовые группы, доступные в системе: одиночные посетители, домохозяйства, схожие социальные группы (например, работники одной компании или представители одинаковой профессии).

 

Как следует из госконтрактов, внутри этих статистических отчетов могут содержаться и социально-демографические показатели: пол, возраст, доход, семейное положение. Система также умеет находить связь между пользователями внутри группы — например, объединить вместе мужа, жену и детей, если они тоже посещают mos.ru.

 

https://www.bbc.com/russian/features-52219260