Филарет Денисенко (он же «агент Антонов» в архивах КГБ, а в народе – Филармон) исключительно последователен в своей деятельности по сохранению личной власти на максимально широком поле. Всегда и везде. Эта его особенность имеет стойкий характер и часто упускается наблюдателями при оценке логики его поступков. Он остаётся активным персонажем современной истории.

Филарет для главы ПЦУ/СЦУ Думенко как кость в горле, как чемодан пристёгнутый наручником. Думенко пыжится как может, чтобы решить, наконец, вопрос со своим «духовным» отцом, выплюнуть кость, отстегнуть чемодан. Пыжится – и не может!

В начале февраля Епифаний сделал очередной шаг к разрыву с Филаретом: собрал «священный синод» ПЦУ. Придумал, следуя «букве закона», подойти к делу формально, но добиться результата. Думенковцы высчитали, что Филарет отсутствовал «на шести заседаниях синода подряд» (попросту никогда там не появлялся) и на этом основании постановили «прекратить полномочия почётного патриарха как члена священного синода». На что Филарет шершаво рассмеялся. Его и прежде мало волновали наказания – не раздавили ни анафема в 1992 году, ни последовавшее отторжение в мировом православии. Что ему козни своего юного ученика! Филарет ответил через свой собственный «священный синод»: решения ПЦУ для Филарета «не имеют никакой канонической или юридической силы», так как он «является предстоятелем другой Церкви – УПЦ КП и не является иерархом Православной Церкви Украины».

С формальной точки зрения Филарет прав. В январе 2020 года он отозвал свою подпись под постановлением «Поместного Собора УПЦ-КП» от 15 декабря 2018 года, а ещё ранее провёл свой «поместный собор», где отменил своё решение о прекращении деятельности УПЦ КП. Ну а вопли ПЦУ о том, что Филарет «как архиерей на покое не имеет права совершать любые хиротонии» и что «клирики, рукоположенные им в епископы, не каноничны» Филаретом воспринимаются как ничтожное словоблудие. Он, рукополагавший множество архиереев до 1992 года, а затем и в раскольничьем «Киевском патриархате», считает сам себя куда более каноничным, чем Думенко. Хотя, конечно, зрелище, когда раскольники выясняют, кто из них более каноничен, кто менее, достойно оперы, поставленной в психиатрической клинике. Это при взгляде со стороны. А с точки зрения Филарета, все его демарши выглядят логично и являются единственно возможными действиями в ситуации давления на него ПЦУ.

Когда утверждают, что конфликт между Филаретом и Думенко – это конфликт из-за «церковного имущества» (даже когда это утверждает сам Филарет), это не совсем так. Денисенко действительно воюет «за ценности», но ценности эти он понимает широко. Его ценности – это собственная власть, это его «особые привилегии как главы УПЦ КП», которых он добился, одурачивая верующих, уводя их в раскол в 1992 году. Филарет отвергает три установки «томоса»: 1. Не признаёт переход заграничных приходов УПЦ-КП в состав Константинопольского (так называемого Вселенского) патриархата; 2. Оставляет за собой право «варить миро»; 3. Отказывается решать внутренние конфликты, согласовывая при этом действия с Фанаром.

Более того, Филарет заговорил вполне здраво, диагностировав у Варфоломея «папизм». Мол, Константинополь «претендует на то, чтобы иметь в Православии полномочия и права большие, чем другие патриархи. То есть он не равный среди равных, а первый по власти среди Православных Церквей. Это является папизмом…». Верно. Но когда Филарет сам обращался к Варфоломею как к «православному папе», чтобы тот снял с него анафему, папизм Варфоломея ему был полезен. А как только хозяин Фанара своим «томосом» покусился на права самого Филарета, он сразу же принялся осуждать папизм.

Когда же Филарет говорит, что конфликт с Думенко (читай: стоящим за ним Варфоломеем) «сводится к борьбе за имущество», то это про их желание прибрать немалое имущество «Киевского патриархата» к рукам. Не на того нарвались. Филарет показывает, что имущество «документально принадлежит» Киевскому патриархату и нет решений суда о передаче собственности ПЦУ… А что есть? «Есть желание митрополита Епифания, – говорит Филарет,  – и мы видим, что зависть есть, но результатов нет, я думаю, и не будет».

За власть и права Филарет вышел на тропу войны и с государством Украина в лице министра культуры, молодёжи и спорта Владимиром Бородянским, поставив под сомнение и без того сомнительную легитимность «томоса», который при Порошенко считался высочайшим достижением режима.

Филарет уведомил Бородянского: «Отзыв подписи, как допустимое юридическое действие, оговариваю положениями статей 9 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 22 и 35 Конституции Украины, которыми исключается ухудшение правового положения граждан Украины, реализующих право на свободу совести в Киевском патриархате». Вот Филарет и о конституции вспомнил, и о правах человека!

Да и по большому счёту, если патриарху Константинопольскому Варфоломею дозволено отменять решения предшественников трёхвековой давности (как это было с решением 1686 года, относительно предоставления патриарху Московскому права рукополагать митрополита Киевского), то уж Филарету тем более должно быть дозволено отменять собственные решения и отзывать собственную подпись из-под свежих документов, проложивших путь к созданию ПЦУ и получению «томоса».

Собственно, после отзыва этой решающей подписи ПЦУ должна быть распущена как липовая организация, а «томос» передан в кунсткамеру, где хранятся всякие нелепости вроде образцов фальшивых денег и поддельных мемуаров.

«Религиовед» Андрей Юраш, который при Порошенке возглавлял Департамент по делам религий, преступно разжигая межрелигиозную рознь, добывая «томос», недавно высказывался: «Если бы объединение церквей было искусственным – при вмешательстве государства, – оно бы уже распалось». Речь о раскольничьих структурах, слепленных в ПЦУ. Так ПЦУ де-факто и распалось. Точно по Евангелию. Из ПЦУ выпал «Киевский патриархат». Филарет, участвуя в авантюре создания ПЦУ, полагал, что он станет «патриархом». Когда же его кинули, он и в ПЦУ учинил раскол. Он всегда так поступает, ведя войну за свои интересы. Не стоит удивляться тому, что в ПЦУ Филарета уже объявляли чуть ли ни рукой Кремля.

Фанар, полагавший, что земные энергии 90-летнего Филарета на исходе и он смирится с обманом, получив гарантии тихой старости, ошиблись. У «мощного старика» хватает сил не только держать удар, но и атаковать врагов время от времени.

Получив известие, что Епифан лишил его кресла в «священном синоде» ПЦУ, Филармон посмеялся и устроил очередную гастроль: отправился на личный прием к омбудсмену Людмиле Денисовой. К ней он обратился не от своего имени, а как бы от имени граждан Украины, «которые считают себя мирянами Украинской православной церкви Киевского Патриархата» и не желают, чтобы УПЦ КП перестала существовать. Филарет посетовал на ущемление их права «оставаться паствой этой церкви». Денисова – дама тёртая, пообещала разобраться в инициативах министерства культуры, желающего отобрать собственность у Филарета. «Согласно ст. 35 Конституции Украины и Конвенции о защите прав и основных свобод каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии, поэтому по данному факту буду обращаться к министру культуры, молодежи и спорта Украины Владимиру Бородянскому с просьбой предоставить полную информацию по ликвидации УПЦ КП как юридического лица для изучения законности такого решения», – сообщила она.

Очевидно, что Филарет действует на упреждение и намерен судиться и биться по полной программе с Конституцией Украины в руках. А она – в его пользу.

После создания группировки ПЦУ-СЦУ Филарет стал не нужен и Штатам, педалирующим интересы «новой церкви». Его попытались слить, и проявилось это во время визита Майкла Помпео в Киев. Но и эти точно не на того нарвались. Филарет и на десятом десятке своей жизни упускать своего не намерен.

Несомненно, Денисенко войдёт в число величайших авантюристов и прохиндеев всех времён и народов. И нынешнюю его активность повременим называть прощальной арией.

Любовь АНДРУШКО