Идеократическое развитие идеи Власти во времена Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. Продолжение цикла «Монархическая идеология».

Монархия — национальная Верховная власть, прошедшая тысячелетний командирский путь во главе русского народа на всевозможных цивилизационных фронтах русской истории. Она жила жизнью народа, вместе с ним побеждала и вместе с ним проигрывала свои исторические сражения, никогда не предавая своих подчинённых, как настоящий природный командир.

Сила Царской власти всегда была пропорциональна способности народных сил ей подчиняться. И только такая колоссальная власть смогла создать столь величайшее государство, как Россия.

Отеческое распоряжение этими силами и есть то капитальное отличие отношения Монархии к своему народу от той классовой эксплуатации, выжимавшей здесь и сейчас все соки из русского населения, которой занимались временщики-коммунисты во имя несбыточных социальных мечтаний и мировых интернационалистских проектов.

Монархия развивала Россию с минимальным трением (сопротивлением) со стороны народа и со сберегающим и развивающим отношением к этой народной энергии. Эта великая «динамо-машина» русской цивилизации с наибольшим коэффициентом полезного действия использовала народные силы. 

Родовые отношения в призвании Рюриковичей

Призвание рода Рюриковичей княжить совершилось в благоприятных условиях развитого родового строя. Межродовая напряжённость как проблема роста русского общества потребовала своего урегулирования. Понадобилась сила уравновешивающая, равноудалённая от различных родовых интересов.

В сложившейся ситуации, как повествует древнерусская летопись, старейшины и родоначальники славянских и финских родов проявили мудрость и порешили, что без третейского властного монархического судьи им не создать общего государственного союза. В череде межродовых распрей старейшины, не найдя среди своих родовых лидеров настоящего вождя, решили призвать княжеский род Рюриковичей.

Рюрик

Рюрик. Фото: www.globallookpress.com

Почему это было сделано именно в 862 году и почему был призван именно род Рюрика, историки гадают до сих пор. Но для нашего изложения этот вопрос не столь существенный.

Для нас важно, что Рюриковичи привнесли на Русскую Землю уже не родовую идею, а идею монархической третейской властной силы.

С приходом династии племена славянские и финские отказались от демократического принципа властвования и приняли власть князя как Верховную. По сути, летописная «федерация» родов на Севере признала власть Рюрикова Дома как учредительную для построения единой державы.

Интересно, что «федерация» родов призывает не одного Рюрика к власти, а целый Род. В родовом, догосударственном состоянии это совершенно естественно. В дальнейшем способными к власти в Русской Земле признаются только отпрыски из этого княжеского рода. Это всё находится в русле родового мышления.

Здесь же интересно отметить, что понятие династичности явилось на Руси раньше, чем понятие единовластия. Верховная власть над Русской Землёй принадлежала династии, роду Рюрика, в этом не было никаких соперников практически сразу. Все родовые старейшины и родовые князья сразу как бы пропадают, становятся ниже Рюриковичей.

РюриковичиФото: www.globallookpress.com

Но та же родовая идея поначалу указывала на старейшего в роде, как на законного обладателя власти. И власть его не носила самодержавного характера в отношении к другим князьям. Он был лишь старший среди князей.

Христианство и язычество, борьба Духа и естества

Особую учреждающую роль в жизни Русской Земли сыграло принятие Крещения в 988 году и последовавшая затем христианизация жизни русского человека. Князья сыграли в этом духовном рождении Русской цивилизации первенствующую роль. Именно они выбрали нам Православную веру, и Великая княгиня Ольга и Великий князь Владимир оба стали равноапостольными.

В древности не писали специальных политических трактатов, но практически все летописцы были не только историографами, но и политическими теологами. Летописцы были самыми последовательными идеологами христианизации и пропагандистами монархической власти. Именно они поставили и всячески подчёркивали параллель между развитием и укреплением христианской веры на Руси и утверждением и распространением власти Дома Рюрика. Именно ими ставились целью для княжеской власти преображение языческой грубой физической силы и достижение правды, основанной на христианских верованиях. Победа Духа Божия над слепым человеческим естеством.

В глазах русских летописцев Русская земля из страны лесов и болот, дикой языческой силы, становилась страной златоглавых церквей, преображённой христианской верой землёй.

Как княжеской власти Русских Государей покорилась естественная сила полей и лесов, покрытых ими христианскими храмами и монастырями, так преобразилось и физическое естество, физическая сила русского народа. Христианский Дух покорил силу физическую и народа, и природы.

Русские летописцы воспринимают княжескую власть как духовную силу, содействующую распространению христианства и защищающую правду. Как властную волю, главная опора которой есть не военная мощь, а Воля Божия, в которой они ходят добровольно. Почему власть княжеская оправдывается господством Духа над миром. Князья позиционируются как некие руки Божии на земле, творящие правду.

Колонизация и разрушение родового быта

Наряду с усилением княжеской власти на Руси сохранялась широкое поле и для народного самоуправления, и для развития аристократических сил.

Свобода передвижения, огромные возможности для колонизации больших пространств сыграли немалую роль в разрушении изначальной родовой системы. Эти новые пространства колонизировали уже не целые рода, а выделившиеся из рода — семьи. Домовладыки, а не родовые патриархи становились основателями новых поселений, особенно на севере Руси. Новые общины при такой мобильности населения уже не носили родового характера, а скорее имели вид общинных союзов семей во главе со своими домовладыками.

Эти колонизационные процессы сохраняли народную энергию, давая ей поле для активной деятельности и сохраняя важные для народа свободы. На севере в Новгороде, во Пскове развивалось народное самоуправление, вполне определённые демократические элементы.

Новгород

Новгородское вече. Фото: www.globallookpress.com

Там князь был лишь нанятым военным и административным «менеджером». В Вятке, например, управлялись и вовсе без князя.

На юге же Русской Земли мы видим более развитое аристократическое, боярское начало, которое иногда даже спорит с началом княжеским. Но в целом безуспешно.

Сильное развитие и народного самоуправления, и боярско-дружинного аристократизма вызывало между этими силами определённое противостояние, которое всё чаще находило своего примирителя только в княжеской власти.

Разветвление династии Рюриковичей, переход к общинному строю, особенно во Владимиро-Суздальской Руси, и влияние византийских представлений о власти начали ещё во времена домонгольские реформировать «лествичную» систему передачи власти по старшинству в роде, всё более склоняя к принятию передачи власти от отца к сыну.

Это ярко проявляется уже во времена Св. благоверного Андрея Боголюбского (ок. 1111–1174). 

Мономаховичи и царская идея

Особую роль в становлении идеи самодержавия сыграли потомки Великого князя Владимира Мономаха (1053–1125). В дальнейшем все великие князья, кроме трех, были потомками этого Святого благоверного князя.

Этот род дважды роднился с греческими императорскими фамилиями. Сам Владимир Мономах предположительно родился от дочери от первого брака Императора Константина IX Мономаха (ок. 1000–1055).

Владимир Мономах даже именовал себя архонтом всея земли Русской. Сохранились печати с этим византийским термином, означающим высокопоставленного вельможу, князя.

Юрий Долгорукий

Великий князь Юрий Долгорукий. Фото: www.globallookpress.com

Сын Владимира Мономаха — Великий князь Юрий Долгорукий (1090-е–1157) во втором браке также был женат, скорее всего, на какой-то родственнице греческого императора. Поскольку его сын Великий князь Всеволод Большое Гнездо (1154–1212), будучи в изгнании (1162–1169), за пределами Русской Земли жил со своей матерью и братьями у Византийского императора Мануила I Комнина (1118–1180).

Мономахович Великий князь Юрий Долгорукий основал Москву.

А мономахович Великий князь Андрей Боголюбский первым перенёс центр Руси из Киева на Север, во Владимиро-Суздальскую землю, единолично без совета с другими князьями. Он был первым из князей, который начал выделять свою власть на фоне власти земской и других князей.

Престолонаследие при северных Мономаховичах пробуется передаваться от отца к сыну, а Русская Земля в большинстве своём концентрируется в руках семьи Великого князя. Но эти процессы борьбы с удельной разделённостью, не доведённые до конца, разрушаются вместе с нашествием монголов на Русь и оттягивают на несколько столетий консолидацию самодержавной власти и появление единого русского государства.

Дали ли монгольские ханы идею власти московским царям?

Весьма распространённым заблуждением является приписывание ханам Золотой Орды влияния на власть московских Государей. Ещё и до евразийцев раздавались голоса, что, мол, Цари Московские наследовали власть ханов Золотой Орды, и те передали свои представления о единодержавии своим победителям.

Это очень странное мнение. Ханская власть, во-первых, была властью родовой, а во-вторых, в великие ханы часто выдвигались, не сообразуясь с чётким правом наследования, а по принципу успеха, связанного с убийствами родственников или военными предприятиями. Это особо проявлялось после принятия ислама в 1320-х годах и «великой замятни» (1359–1380), когда сменилось более 25 ханов и к власти пришёл Мамай, не являвшийся вообще чингизитом и ставивший ханов по своей воле.

Тамерлан

Тамерлан. Фото: Curioso / Shutterstock.com

Далее не чингизит Тамерлан, захвативший власть, нанёс Орде удар, от которого она уже не оправилась.

Так что ханская власть носила типичный деспотический характер, с весьма туманными нравственными религиозными установками. Постоянное дробление на более мелкие орды контрастировало с тем единовластием, которое транслировала Византия в своей практике династии Палеологов и многочисленных русских летописцев, пропагандировавших самодержавие.

Собственно, единовластием Московских Государей русское государство и победило разрозненные татарские государства. Просто сильная личная власть — это ещё не идея. Тем более, что Москва всегда понимала иго как результат своих грехов и лелеяла способы освобождения. С принятием ислама татарская власть стала более агрессивной и в отношении Православия. И борьба из национальной превратилась ещё и в религиозно-национальную.

В русском государстве XIV–XV столетий полным ходом шло религиозное возрождение, основывались монастыри, становившиеся духовными центрами стремления церковного и национального движения к самостоятельности.

В этом процессе народ отдал власть своим Государям, понимая их тяжёлую миссию, часто сопряжённую и с неблаговидными поступками, как Божиим служителям, которые сами должны отвечать перед Небом.

Это было, по сути, отдание своей народной воли в Волю Божию, в волю Его слуг великих князей и царей, с верой, что Бог Сам найдёт пути возродить Русь теми путями, которыми Он захочет.

И здесь нет места евразийству, этому внерелигиозному представлению времен упадка национального духа. 

В следующей статье цикла «Монархическая идеология» мы поговорим о идеократическом развитии Власти в период Московского государства.

Автор:
Смолин Михаил