После успешных голодовок людей, которым месяцами не платили зарплату, по России может прокатиться волна подобных инцидентов. Причём не столько по экономическим, сколько по психологическим причинам

Скоротечной получилась голодовка петербуржских метростроевцев: объявленная 26 декабря, она закончилась уже на следующий день. 30 человек, отказавшихся выходить из шахты и требовавших выплаты зарплаты за сентябрь и октябрь, работают в обычном режиме. При этом суть проблемы до сих пор неясна: заказчик и подрядчик валят вину за задержки зарплаты друг на друга. Представители ЗАО «СМУ-11 Метрострой», подрядчика строительства метрополитена, утверждают, что городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры тянет с приёмкой работ и перечислением денег.

В комитете утверждают, что заплатили «Метрострою» 750 миллионов рублей (неясно, за какой это период и сколько ещё не заплатили), так что деньги на выплату зарплат у организации есть. В общем, денег в петербургском метрострое мало, поэтому тратят их руководители организаций осторожно и в основном на себя. Дорогие петербуржцы, когда будете праздновать открытие станции «Театральная», с выходом к легендарной Мариинке, не забудьте, что строили эту станцию голодные люди, которым месяцами врали собственные директора и ваши чиновники.

Великий почин

деньги

Фото: www.globallookpress.com

Успех метростроевцев добыт не на пустом месте: всего неделей раньше завершилась голодовка рабочих Черкизовского хлебокомбината в Москве (там руководство решило провести среди сотрудников «год волонтёра» и не платило с августа), а сейчас завод уже вновь выдаёт продукцию. Черкизовцы голодали неделю и прекратили акцию протеста лишь после выплаты всех долгов. Вероятно, именно сообщения телеканалов о нормализации обстановки на хлебокомбинате навели рабочих в Петербурге на мысль воспользоваться тем же приёмом. Успех превзошёл все ожидания – судя по всему, и заказчику, и подрядчику строительства метрополитена есть что скрывать в своих финансовых взаимоотношениях, и меньше всего на свете они хотят того внимания СМИ, которого добились пекари.

Но копилка голодовок пополнилась ещё одним успешным кейсом. И кто-то, услышав про это, тоже захочет оперативно получить заработанные деньги. Не станут ли голодовки одним из главных трендов 2019 года?

Черкизовский эффект

Задолженность по заработной плате в России на 1 декабря 2018 года составляла 3,07 млрд рублей. Половина этой суммы – долги, сформировавшиеся до начала 2018 года, с высокой вероятностью они уже безнадёжны. Число пострадавших – 45,6 тыс. чел. (по 67,3 тыс. руб. на человека). Но это – только та задолженность, по которой пострадавшие обратились в соответствующие службы, была проведена проверка, подтверждён факт нарушений… Это часто происходило на вашей памяти, уважаемый читатель? Несложно сделать вывод, что реальный масштаб проблемы в десятки раз больше. Это подтверждает Царьграду и директор Института актуальной экономики Никита Исаев:

Я получаю сотни обращений в социальных сетях о голодовках по всей России. Например, на заводе ГАЗ, который сейчас продаёт Олег Дерипаска – там, по предварительной информации, будет уволено 25 тысяч сотрудников. Идут сокращения на АвтоВАЗе. А на более мелких предприятиях это происходит сплошь и рядом. И ситуация на Черкизовском хлебозаводе, которую именно я довёл до общественности через социальные сети (потом подключились СМИ, и эта ситуация была разрешена мэром Собяниным), действительно стала ключевой точкой. Может сработать принцип домино: люди посчитают, что голодовкой смогут решать эти вопросы. Разумеется, Собянин, когда принимал решение о выплате заработной платы, осознавал, что это может распространиться по всей стране.

А ещё стало ясно, что информация о трёх миллиардах рублей задолженности по заработной плате – это дутая, оскорбительная для всей страны цифра. На самом деле масштабы намного больше. Просрочки уже допускаются не только в частном или частно-государственном секторе, но и в бюджетных учреждениях. Всё это вкупе с разбалансировкой государственного бюджета от дешёвой нефти может привести к очень серьёзным последствиям.

Исаев

Н. Исаев. Фото: Телеканал «Царьград»

Есть такое понятие – «эффект Вертера»: массовая волна самоубийств, которая следует после активного освещения в СМИ какого-либо резонансного суицида. Когда-то молодые люди стреляли себе в голову, впечатлившись романом Гёте «Страдания юного Вертера», где главный герой именно таким образом решает свои личные проблемы. Позднее роль невольных провокаторов взяли на себя газеты и журналы, потом телевидение, теперь интернет. Так что запрет на смакование подробностей суицидов, бесящий многих журналистов, придуман отнюдь не идиотами. Скажем, как только власти Австрии в 1987 году запретили писать о самоубийствах в венском метро, число прыжков на рельсы снизилось в три раза.

Голодовка помогла людям получить свои деньги

Но значение «эффекта Вертера» выходит далеко за рамки самоубийств. Скажем, исследователи массовых убийств в школах знают его как «эффект «Колумбайна»» – школы, где в 1999 году произошёл подобный расстрел. Да и вообще в любой социально значимой сфере попадание какого-либо яркого сюжета на «первые полосы» почти автоматически приводит к повторениям такого сюжета снова и снова. И «черкизовский эффект» нам с вами практически гарантирован (да, эта статья тоже на него работает, такова жизнь).

В этом уверен и первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов:

К сожалению, доходы граждан не растут, и другого рычага давления на работодателя у них просто нет. Причём работодатель этот далеко не всегда проходимец – у него могут быть проблемы: с ним самим не рассчитываются, не перекредитовали, то есть физически нет денег рассчитаться с персоналом. Тут даже прокуратура бессильна, если у человека реально ничего нет. Но люди, зная теперь из СМИ, что голодовки работают, всё чаще будут прибегать к этому способу привлечения внимания к своей беде.

Катасонов

С. Катасонов. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Это работает

Что получается? В вопросе невыплаты зарплат власть оказалась в незавидном положении, когда есть два выхода, и оба плохие. Заливая голодовку деньгами, чтобы погасить социальное недовольство, Москва фактически провоцирует (как правильно сказал Исаев, «Собянин осознавал») на голодовки других людей, оказавшихся в сложной ситуации. Но ведь и не заплатить нельзя – людям реально есть-пить не на что, у них кредиты, там штрафы и пени, да и вообще закон довольно суров в вопросе невыплаты заработанных денег.

Так что голодовки действительно остаются эффективным средством добиться выполнения законных требований, а теперь ещё на некоторое время станут модными. После чего произойдёт одно из двух: или экономическая ситуация начнёт улучшаться, и проблема невыплат потихоньку отойдёт на второй план, или же голодовок будет всё больше и в какой-то момент журналистам просто запретят о них писать во избежание «черкизовского эффекта».

А если не голодать?

И всё же, если вам не платят зарплату, не стоит сразу прекращать есть. Попробуйте всё-таки нормальные пути решения проблемы (скажем, черкизовцы испробовали все официальные методы).

Важно понять, почему не платят деньги. Есть три основные причины:

  • Откровенно криминальная – вас «кинул» работодатель, он не намерен вам платить, потому что это направление деятельности его больше не интересует, а закрыться порядочно, по закону – много чести. Впрочем, прямо он это вам вряд ли скажет.
  • Организационная – возникли технические сложности, скажем, при переоформлении юридического лица или каких-то других действиях. Законы у нас меняются так часто, что предпенсионные бухгалтеры действительно могут за ними не успевать.
  • Экономическая – владелец (или его представитель) объективно не может сейчас или вообще заплатить. Бизнес-неудачи действительно случаются. Вашего нанимателя тоже могут «кинуть».

Потом решаем для себя, насколько мы доверяем работодателю, готовы ли потерпеть, разделить трудности, дождаться какой-то оплаты от партнёров – в сверхмалом бизнесе так обычно и происходит.

хлеб

Фото: www.globallookpress.com

И если терпеть уже не готовы, то ищем свой экземпляр трудового договора, пишем соответствующее заявление и идём с ним в местное отделение трудовой инспекции и/или в прокуратуру. Полномочия у обоих этих органов настолько широкие, что работодатель, у которого есть хоть какие-то деньги, скоро будет умолять вас принять их. Но только если вы оформлены официально. В противном случае для факта установления трудовых отношений и выплаты зарплаты, скорее всего, потребуется суд. Правда, его итоги для нанимателя «чёрной» рабсилы будут однозначны: предприятие закроется, потому что не сможет выплатить штраф за многочисленные нарушения.

Закон в России практически всегда на стороне работника. Пожалуйста, постарайтесь не голодать. И высокой вам своевременной зарплаты в Новом году!

Автор:
Мельников Михаил