В середине января в Москве прошли переговоры заместителя еврокомиссара по энергетике Мароша Шефчовича с главой «Газпрома» Алексеем Миллером и министром энергетики России Александром Новаком. По итогам переговоров г-н Шефчович выразил недоумение по поводу трёх обстоятельств.

Первое — «Газпром» не собирается строить «Южный поток». Второе — газ в Европу в будущем будет поставляться транзитом через Турцию. Третье — Россия не собирается обсуждать условия поставки газа на Украину.

Журналист Леонид Крутаков в своей статье «Сколько осталось Европе до «газовой ломки»?» говорит следующее:

«Следует обратить внимание, что «Южный поток» был заблокирован сразу после старта украинских событий. В сложившейся конструкции Украина сохраняла за собой статус крупнейшего транзитёра российского газа и превращалась в своеобразный газовый коллектор Европы. При переходе в рамках «третьего энергопакета» на новые контракты «Газпромом» обязан был либо вполовину сократить поставки газа в ЕС, либо продавать половину объёма Украине на российской границе.

Если упрощать ситуацию, то украинский переворот и формирование в Киеве русофобского правительства в конечном итоге должна была оплатить Россия из своего собственного кармана. Именно поэтому США изначально так стремились выкупить «Нафтогаз Украины». А сын вице-президента США Джо Байдена даже вошёл в состав правления украинского газового монополиста.

Всё сломал визит Владимира Путина в Анкару и его договорённость с Реджепом Эрдоганом о строительстве «Турецкого потока». Теперь роль европейского коллектора перешла к Турции, а в соответствии с правилами «третьего энергопакета» для выполнения контракта «Газпрому» достаточно доставить газ на границу ЕС. Дальше не его зона ответственности».

Ситуацию специально для «Руси Православной» комментируют: Олег Зарубин и Лаврентий Гурджиев.

 

Олег Зарубин, главный редактор интернет-портала «Русский Дозор»

Анонсирование Россией и Турцией «Турецкого потока», на мой взгляд, является одним из сильнейших ходов в разворачивающейся на наших глазах геополитической партии США-Россия. Жертву «Южного потока» можно с полным основанием назвать новым «Турецким гамбитом» России, поскольку как и в шахматном гамбите мы имеем классическую шахматную жертву фигуры «в интересах быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры».

Мы, напряженно наблюдающие за событиями на Украине, возможно, иногда упускаем из виду следующее. США помимо задачи усиления давления на Россию через украинский конфликт ставит еще цель достичь максимального контроля над Европой. Вашингтон намерен использовать еврозону как новый гигантский рынок, спасительный для экономики США, зависнувшей над пропастью под давлением многотриллионного долга.

И здесь переориентация огромного по емкости европейского рынка газа с российского природного на американский сланцевый газ – это куш, который стоит много.

Поэтому для решения этой задачи американцы, установив в Киеве нацистский режим, с одной стороны, его руками закрутили газовый вентиль из России в Европу. А с другой, надавив на европейскую бюрократию через политический истеблишмент, руками Болгарии фактически закрутили вентиль «Южного потока», вплотную подойдя к вышеназванной цели.

Кремль ответил, как всегда, мощно и асимметрично. Объявление о создании «Турецкого потока» рушит так долго и тщательно выстраиваемую американцами выигрышную позицию.

А Европа оказывается, как комедийный герой Вицина в «Кавказской пленнице», схваченной за обе руки перед лицом стремительно несущейся угрозы энергетического голода. С одной стороны, ее руку держит и выкручивает цепкий заокеанский партнер. С другой, Европа рвется в сторону очевидной для себя выгоды торговли с Россией и получения близкого, более дешевого и качественного русского газа.

Сильный ход на турецком направлении не должен расхолаживать Россию. Ведь мы прекрасно видим по европейским санкциям против России, послушно объявленным с американской подачи и не выгодным для самой Европы, что США вполне удается держать ЕС в фарватере своей политики. Да и по последним — очевидно, проамериканским — выступлениям Меркель тоже. И несмотря на значительные собственные экономические потери, на возможность вообще скатиться из партнеров вассального типа в типичную колонию Америки, всасывающую американские товары в строящейся зоне свободной торговли с США, Европа, сцепив зубы, поддается американскому давлению. Не исключено, что в очередной раз она поддастся этому давлению и в газовом вопросе.

А значит, удачный для России «Турецкий гамбит» — не последний ход в этой партии. Ждем американский ответ. И США вряд ли будут тянуть с ним до 2019 года, когда, по прогнозам экспертов, у Европы начнется «газовая ломка».

 

Лаврентий Гурджиев, писатель

Поставки российского газа в Европу – крупномасштабное мероприятие, как по времени, так и по объему сделок. Вся Европа существенно зависит от российского газа. 50% потребляемого Европой газа – это газ России. Это может использоваться в качестве рычага давления на Европу, которая сейчас обнаглела в край, принимая одну за другой санкции против России, но это не значит, что нам будет выгодно перекрыть Европе газ. Во-первых, это поступления в казну, российский бюджет. Во-вторых, Россия настроена миролюбиво и не настроена на санкции, и то незначительное продовольственное эмбарго – лишь скромная ответная мера России.

России не выгодно прерывать поставки газа в Европу, тем самым она демонстрирует миролюбивую политику. Москва поставила цель перестать быть зависимой от украинского транзита и решила это, заявив о создании «Турецкого потока». Теперь Россия может в течение короткого времени оставить на нуле украинский транзит и поможет Турции держать за горло Европу. Турция — член НАТО, но она взбешена тем, что ее не принимают в ЕС. Турция полна решимости поставить Европу на место.

После подписания договора о строительстве «Турецкого потока», российская «пятая колонна» завопила о том, что это ужас, что нельзя этого делать, что Турция будет шантажировать Россию, хотя Турция заинтересована в российском газе и никаких санкций против России вводить не хочет. Западных противников охватила паника, и они ринулись в Турцию отговаривать ее. Но Турция — это не Греция, чтобы ей заламывать руки, потому как она не зависит от Европы. Вашингтон давил на Анкару, но это мало что дало, потому что Турция — член НАТО, это крупнейший геополитический партнер Штатов, и они не могут пойти на обострение отношений с ней.

То, что Путин заключил договор с Турцией, – это прекрасный экономический и политический ход, который ставит на место Киев и Европу.