Член комиссии Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков написал в своём телеграм-канале, что в программе учебного курса по истории таджикского народа говорится о российской оккупации.

«Решил я посмотреть, как преподают историю в российско-таджикских средних школах. Кто не знает — это школы с обучением на русском языке, действующие в Таджикистане за счет российского бюджета; предполагается, что выпускники этих школ будут лучше готовы к интеграции в российское общество. Но гладко было на бумаге, потому что… в программе учебного курса по истории таджикского народа говорится о российской оккупации. Из программы учебного курса истории до 1917 г. мы узнаем, что сначала было нашествие царской России, потом оккупация, потом колониальный период и антиколониальная борьба», — сообщил Дюков.

Он добавил, что это программа курса в российско-таджикской школе, которая ведет образование по федеральным государственным образовательным стандартам России. «Но предмет «История таджикского народа» отдали местным («национальный компонент») — и сразу на уровне российского школьного образования получили «российскую оккупацию». Ведь нет абсолютно никаких сомнений, что прослушав рассказы про российскую оккупацию и колониализм, выпускники будут прекрасно интегрироваться в российское общество. Отличный план, надежный, как швейцарские часы», — констатировал эксперт.

Позднее Дюков отметил, что вообще история про то, как в финансируемых Россией и построенных на российские деньги русских школах в Таджикистане дети учатся по учебникам про российскую оккупацию и колониализм — это про то, о чем он говорит уже лет пятнадцать, в 99% случаев в пустоту. «О том, что у нас отсутствуют специализированные научные центры по истории постсоветских стран, которые бы видели, что там происходит с историческими нарративами на местах и могли бы произвести наши исторические нарративы, без всякой «российской оккупации». Но ведь это не нужно, зачем мы будем тратить деньги на специализированные научные исследовательские структуры. А научная экспертиза в большинстве случаев у нас это говорящие по темнику головы на ток-шоу», — резюмировал Дюков.

Историк Игорь Шишкин обратил внимание на то, что в ненависти к России воспитывают учебники истории всех бывших республик Советского Союза (исключение — Белоруссия).

«Пост Александра Дюкова о том, как преподают историю в российско-таджикских школах (финансируемых из бюджета РФ) буквально разлетелся по социальным сетям. Возмущению таджикской неблагодарностью (это еще мягко сказано) нет предела. Поэтому считаю необходимым внести уточнение. Во всех бывших республиках СССР присоединение к России трактуется, как национальная трагедия. Даже в тех, чьи титульные народы сами добивались принятия под руку русского царя (казахи, грузины, молдаване). Затем, как подобает, период русского колониализма, советского угнетения и национально-освободительной борьбы. Крах СССР — обретение свободы, воплощение в жизнь многовековой мечты народа (имярек), победа в национально-освободительной борьбе. В этом плане нет никакой принципиальной разницы в трактовках совместного с Россией/СССР периода истории в учебниках республик, ставших членами НАТО и ОДКБ. Разница лишь в нюансах и степени ненависти к России/СССР, — написал он.

Он напомнил, что на Украине после прихода к власти Януковича министр просвещения Дмитрий Табачник прямо признал, что с момента обретения независимости курс истории строился на концепции многовековой национально-освободительной борьбы украинского народа против русского колониализма, и пообещал создать новые учебники, в которых будет говориться о совместном созидании России/СССР русским и украинским народами.

«Переворот 2014 года поставил крест на этих намерениях. Сейчас в ВСУ сражаются как раз поколения украинцев, со школьной скамьи приученных видеть в России заклятого врага своего народа. Единственное исключение в этом «историческом» консенсусе бывших советских республик — Белоруссия. Точнее было два исключения — Армения и Белоруссия. Но господин Пашинян очевидно намерен с таким исключением покончить. При этом не надо забывать, что если бы в 2020 году удалось в результате государственного переворота свергнуть Александра Лукашенко то, не было бы уже и белорусского исключения. И последнее. Проблему, порожденную разрушением СССР, не стоит упрощать. Как там в басне Крылова — «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Разве в Российской Федерации не появились учебники истории, очерняющие и имперский и советский периоды истории, или только советский? Появились. Да, они не были, как в других бывших республиках, монополистами. Но они были. Ситуация с учебниками зашла так далеко, что Президенту пришлось ставить вопрос о наведении порядка в школьном преподавании истории России, о создании единой линейки учебников. Показательно, что только в 2023 году удалось начать практическую реализацию президентских поручений. Сопротивление и саботаж антирусского прозападного лобби было не так-то легко сломить. И это в России, а не в Таджикистане или Эстонии», — отметил Шишкин.

Журналист Эдвард Чесноков решил перепроверить факты обнародованные Дюковым. «Историк А. Дюков раскопал методичку, по которой преподают историю Таджикистана в российско-таджикских школах в Таджикистане. Я не поверил, заглянул в сам пдф… и обомлел. Период нахождения нынешнего Таджикистана в общем пространстве с Россией многократно называется «оккупацией», «нашествием», «колониализмом» (подчеркнул это красным); реперные точки — всевозможные восстания (это как если бы в наших учебниках про современную историю главным событием XXI века выставлялась, эмм, Кондопога), присыпанные тупой копипастой из методичек 1920/30 годов («Меры, предпринимаемые царским правительством для отвращения масс от революционного движения»…«Февральская революция в России и ликвидация царских порядков в генерал-губернаторстве Туркестана») — за сто лет историческая наука немного ушла вперёд, не?» — написал Чесноков.

В то же время он не нашел упоминаний о местном союзнике России, эмире Бухарском — Сейиде Алим Хане — хотя он в составе РИ пользовался широчайшей автономией и имел собственную армию с шахадой на знамени (вот такая «оккупация»).

«А, вы ещё не поняли, в чём тут соль? Вся эта «борьба с рюски оккупантами» происходит на русские деньги. Конкретно эта методичка — из школы им. Ломоносова в Бохаре. Это одна из школ, построенная на деньги России; в 2021 году на этот проект Правительство РФ выделило $150 млн; в 2022 — ₽5,74 млрд. При этом за ₽5 миллиардов методисты даже не смогли составить грамотный документ — события XIX века у них происходят «в 1930 году» (приглядитесь). Действительно: как же так получается, что пройдя уроки про «рюски оккупанти», ребята приезжают в Россию, после чего — периодически происходят эксцессы? У меня нет никаких идей, кто же за этим стоит, наверно, американцы! P. S. Ну и, это, целый раздел посвящён этногенезу арийцев. У нас тут кто-то уже баловался «арийской темой» — видимо, хотят повторить. P. S. Я всё-таки решил перепроверить — и нашёл этот документ не только у Дюкова, но и на сайте школы. Вскоре оттуда его удалили, но записанное мною видео со скачиванием дока с сайта — осталось», — констатировал журналист.

Источник