ФОТО: WWW.KREMLIN.RU

Россия по своим экономическим показателям может обогнать Японию. По паритету покупательной способности, по объёму мы сейчас пятые в мире. Но нужно сделать так, чтобы не только по паритету покупательной способности, а и по ВВП на душу населения мы занимали первое место, считает президент России Владимир Путин. Как это можно сделать, обсудим с нашим экспертом Павлом Самиевым.

Президент России Владимир Путин подтвердил свои слова, произнесённые ранее, о том, что у России есть шансы стать четвёртой экономикой мира. Об этом он заявил в недавнем интервью, данном ВГТРК.

По его словам, Россия по паритету покупательной способности обогнала Германию и заняла пятое место среди крупнейших экономик мира. Экономика Германии за прошлый год сократилась на 0,3%, в то время как российская выросла на 3,6%.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

По паритету покупательной способности, то есть по объёму, мы действительно сейчас пятые и есть все шансы занять место Японии. Но структура экономик этих стран, она, конечно, выгодно отличается от нашей. Нам ещё очень много нужно сделать для того, чтобы не только по паритету покупательной способности, но и [чтобы по ВВП] на душу населения у нас была достойная позиция – первое. И второе: чтобы структура сама менялась, чтобы она стала гораздо более эффективной, более современной, более инновационной. Вот над этим мы и будем работать,

– сказал президент.

Он подчеркнул, что паритет покупательной способности является очень важным показателем. По его словам, это тот объём средств, который поступает в распоряжение государства через налоговую систему всех уровней, обеспечивая решение стратегических задач, и даёт возможность экономике развиваться так, как это необходимо для нашей страны.

Ведущий «Первого русского» Юрий Пронько обратил внимание на важную фразу, прозвучавшую в этом интервью. Это то, что необходимо поднять показатель ВВП на душу населения. Поскольку сейчас Россия в этом плане занимает 56-е место в мире. Как это изменить? Как изменить структуру экономики? На этот вопрос в эфире программы «Царьград. Главное» ответил генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.

Какие изменения нужны российской экономике?

Юрий Пронько: – Павел, на ваш взгляд, это осуществимо? Я не про то, чтобы сдвинуть Японию. Для меня и для господина Путина, насколько я понял, принципиально важна именно трактовка ВВП по ППС на душу населения. Вы прекрасно понимаете, в чём нюансы вот этих добавленных двух слов – «на душу населения». И здесь картина не столь радужная. Что скажете?

Павел Самиев: – Размер и масштаб экономики – это тоже важно. То есть не только удельные показатели, ВВП на душу населения, доходы на душу населения и прочие индикаторы являются исключительным параметром, который важен с точки зрения оценки успехов экономических и положения в мире России.

Владимир Владимирович совершенно правильно отметил, что крайне важно менять в сторону более современной, более технологической, более инновационной структуру экономики.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Кроме того, важно отметить, что у нас доля производственных отраслей в ВВП, не промышленности, а именно производственных секторов, она выше, чем во многих странах, которые находятся сейчас в десятке. Исключение, наверное, – это Индия и Китай. Они находятся по ВВП и по общему объёму паритета покупательной способности выше, чем мы.

А у большинства стран, которые находятся в десятке, у них в доле ВВП как раз больше непроизводственных отраслей.

Обычно, когда говорят про структуру, про то, куда надо двигаться, то имеется в виду более современная, более правильная структура, постиндустриальное общество. Где, соответственно, больше доля сектора услуг, больше доля отраслей непроизводственных. Но сейчас мы видим, что есть и обратная сторона.

И мы понимаем, что в этом заключаются те самые слабые и уязвимые места многих экономик, потерявших индустриальную базу. Которые, в общем-то, имеют ряд вот таких рисков в будущем.

Россия обгонит Японию по экономике

Что касается Германии. Был такой старый анекдот, что мы когда-нибудь обгоним Германию. И на это был вопрос: а что вы сделаете с Германией? Ну вот, собственно, мы её и обогнали. Германия теряет 0,3% динамики ВВП. То есть там происходит падение объёма. Это даже не слабый рост, а именно падение. Там происходит разрушение индустриальной базы. И вот это падение ВВП в течение ближайших трёх-пяти лет может обернуться постоянным снижением объёма экономики, постоянным снижением, причём в абсолютном выражении, объёма индустриального, производственного сектора и так далее.

То есть это уже необратимый процесс. Это то, что отличает динамику нашей экономики от экономики Германии.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

– Но всё-таки дифференциация очень серьёзная, согласитесь. Когда мы говорим про развитость тех или иных отраслей и секторов экономики, то там очень важно, чтобы были отрасли с высокой добавленной стоимостью. И что касается того, сможем ли мы сдвинуть японскую экономику или сможем ли мы подвинуть или уже подвинули немецкую экономику. Объёмы – да, можно сопоставлять. Но структура пока, согласитесь, несопоставимая.

– Структура – пока нет. Хотя Япония в этом смысле тоже уязвима. Да, у них нет таких потерь, как в Германии. Там в течение короткого периода произошла катастрофическая потеря индустриальной базы. В Японии этого нет. Но это с одной стороны.

Что такое Япония? Сначала это было потерянное десятилетие, потом потерянное двадцатилетие. Там крайне низкие темпы роста производительности труда и низкая динамика по внедрению инноваций, которые были до этого очень динамичны.

Япония была одним из лидеров, стала одним из аутсайдеров среди крупнейших экономик. То есть мы не говорим, конечно, в мире. Но тем не менее она отстаёт по этим показателям. Потому что та же Южная Корея с точки зрения большинства удельных показателей, с точки зрения структурных показателей экономики и инновационности уже обогнала Японию.

– Но, Павел, у них всё-таки разная была стартовая база, у Японии и у Южной Кореи. Поэтому от чего стартуешь.

– Да. И я тоже на самом деле уверен, что при тех тенденциях, которые мы сейчас видим, мы Японию в абсолютном выражении ВВП по ППС (паритету покупательной способности) обгоним, безусловно. А вот дальше мы, наверное, останемся уже на четвёртом месте. Потому что это чистая демография. Понятно, что огромные страны нам уже не обогнать. А снизу уже подпирают Индонезия и Турция, кстати. У них тоже растущие экономики и растущая демография.

Это страны, которые имеют в этом смысле преимущество. Но там тоже очень низкие показатели на душу населения. И то, что они растут такими темпами и индустриализируются, то, что там такой структурно качественный рост, мне кажется, должно нас волновать больше, чем конкуренция с Японией.

– Я соглашусь. То есть можно анализировать ситуацию на основе одних цифр. Я почему настаиваю именно на душу населения? Потому что мне важно именно российское домохозяйство. Я знаю, что вы также придерживаетесь такой позиции. Да, мы можем рассказывать про четвёртую, про пятую экономику. Но люди в России в массе своей, честно говоря, с улыбкой это воспринимают. Это я так мягко, по-интеллигентному скажу. Бывает и не очень по-интеллигентному они говорят, когда им сообщают про четвёртую по агроэкспорту и пятую по ВВП по ППС экономику, не добавляя слово «на душу населения». Поэтому будем смотреть. Павел, спасибо большое!

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА

Источник