КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Серьёзные проблемы нашего флота, который за последние пару месяцев потерял сразу несколько кораблей, привели не только к отставке командующего Виктора Соколова. Вслед за ним на покой отправился и глава ВМФ России адмирал Николай Евменов. Его место займёт Александр Моисеев, ранее командовавший Северным флотом. Но сможет ли он существенно изменить ситуацию? О том, какие проблемы привели к тому, что Черноморский флот теряет один корабль за другим, читайте в материале Царьграда.

Наши корабли в Чёрном море – это красная тряпка для британцев, которые ещё с XVIII века пытаются вытеснить русских из Крыма, Одессы, Новороссийска. А поскольку в украинском конфликте именно Англия начинает играть первую скрипку, то уничтожение Черноморского флота стало принципиальной задачей для страны, считающей себя «владычицей морской».

В этом беззастенчиво признался министр обороны Британии Грант Шэппс на встрече с Зеленским. По данным немецкого издания Spiegel, мистер Шэппс хвастался, что при помощи британских дронов удалось вывести из строя треть Черноморского флота. А надо бы, по мысли британцев, потопить весь. Для этого Лондон выделил Киеву транш в 200 млн фунтов стерлингов. 

НЕМЦЫ СДАЮТ АНГЛИЧАН С ПОТРОХАМИ. СКРИН: ГАЗЕТА SPIEGEL

Я усиливаю наше участие в вооружении Украины современными новыми беспилотниками, поступающими прямо из ведущей в мире британской оборонной промышленности – непосредственно с завода на передовую. Я призываю международных партнёров присоединиться к усилиям Великобритании,

– цитирует Шэппса Spiegel.

Привет из 1990-х

Первая проблема ВМФ по словам немецких журналистов заключается в том, что за двадцать лет в России не удалось провести радикальную реформу флота. Ещё бы, ведь это очень дорогой вид войск.

В результате либеральных потрясений 1990-х и хронического недофинансирования ВМФ мы долгие годы вынуждены были лишь латать дыры и постоянно замораживать проекты строительства кораблей. По информации в открытых источниках, к середине 2000-х годов 90% корабельного состава русского флота не прошли даже так называемый средний ремонт. То есть модернизацию, позволяющую продлить вдвое срок службы корабля.

Когда Россия слегка расправила плечи благодаря высоким ценам на нефть и сумела наполнить бюджет, медленно началась реализация строительных программ в ВМФ. Но здесь была допущена критическая ошибка. Благодаря украинским лоббистам львиная доля важных корабельных систем и узлов стала производиться на Украине. Например, турбины (а это сердце судна) для наших фрегатов должен был делать Южный турбинный завод в Николаеве, впоследствии переименованный в «Зоря-Машпроект». В 2014 году все эти проекты ожидаемо схлопнулись.

ОТВЕТИЛИ ЗА СРЫВ ПОСТАВОК ТУРБИН. СКРИНШОТ: ТГ-КАНАЛ «ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ»

Почти мгновенный разрыв в 2014 году экономических связей с Украиной привел к «заморозке» большинства корабельных программ. Их ценой огромных усилий по восстановлению утраченных технологий и производств удалось «разморозить» только к концу 2018 года. В итоге к началу СВО надводный флот превратился в цыганский табор, где корабли одного типа («систер-шипы») можно было всегда пересчитать на пальцах одной руки. Так в 2014–2016 годах было заложено и строилось сразу аж три разных типа корветов,

– отмечает военный эксперт Влад Шурыгин в своём телеграм-канале.

Теперь турбины производит рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн». Они делают силовые установки «М90ФР» мощностью 27 500 лошадиных сил, «Агрегат-ДКВП» (10 000 л.с.) и «М70ФРУ» (14 000 л.с.).

Человеческий фактор

Ещё одной проблемой флота эксперты называют «косность» его командования. Пишут в ТГ-каналах так:

К сожалению, ВМФ тяжело и неповоротливо реагирует на стремительно меняющийся характер современной войны, в которой огромную роль стали играть беспилотники.

Копеечный по меркам ВМФ безэкипажный катер способен подбить баснословно дорогое судно. Например, стоимость одного морского беспилотника Magura V5, стая которых недавно атаковала патрульный корабль «Сергей Котов», составляет 273 тысячи долларов. В нападении на «Котова» принимали участие пять БЭКов, то есть их совокупная цена – 1,3 млн долларов.   При этом на строительство нашего корвета ушла сумма как минимум в 50 раз больше.

Но дело даже не в деньгах. Корабли строятся долго, а клепать дроны можно конвейерным способом. Нехитрая арифметика дает пугающий результат: лондонского транша хватит на более чем 900 беспилотников типа Magura V5.

ГЛАВНОЕ – ЭКИПАЖ ЖИВ. СКРИНШОТ: ТГ-КАНАЛ «ВЕСТОВОЙ»

Однако эксперты считают, что эта проблема решаема и списывать со счетов большие корабли, заменив их маленькими и юркими БЭКами, преждевременно. Например, на днях хуситы атаковали одно коммерческое судно и несколько американских эсминцев в Красном море и Аденском заливе. Для этого они использовали 37 дронов, которые были сбиты. Американцам помогали корабли Франции и Дании, используя ракетное оружие, авиацию и пушки.

Списывать» большие корабли и говорить, что с появлением дронов их век подошёл к концу, весьма опрометчиво. А вот избегать строительства не самых подходящих проектов и внести корректировки в тактику применения (в том числе в вопросах взаимодействия с авиацией) вполне реально,

– комментирует эту новость телеграм-канал «Рыбарь».

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ФРАНЦИИ ОТЧИТЫВАЕТ О СБИТЫХ ХУСИТСКИХ ДРОНАХ. СКРИНШОТ: ТГ-КАНАЛ DEFENSE.GOUV.FR

ВМФ ударили по голове

Мозговой центр флота был существенно потрёпан при непопулярном министре обороны Анатолии Сердюкове. В своём телеграм-канале Влад Шурыгин приводит мнение, что именно при Сердюкове произошла разгромная «оптимизация» Главного штаба Военно-Морского Флота. Согласно источнику Шурыгина, штаб лишили большей части полномочий, подчинив сухопутным округам, забрали даже здание. Из-за этого состоялась полная дезорганизация структуры управления.

Одновременно были «убиты», точнее, «оптимизированы» структуры, занимавшиеся реальной, а не формальной разработкой стратегии и тактики ВМФ. С этого момента в командных структурах ВМФ стало просто некому «предвидеть будущие изменения в войне на море» и как-то на них реагировать. Одновременно пошли под нож многие учебные заведения, включая флотские,

– пишет телеграм-канал «Рамзай».

Надо полагать, от нового главнокомандующего флотом ждут каких-то нестандартных решений. Эксперты считают, что можно развернуть мощную группировку ОВР (охрана водного района) и привлечь в неё в том числе волонтёров из подходящих по возможностям частных судов.

В Крыму немало гражданских яхт с хорошими мореходными качествами и навигационным оборудованием. Кроме того, необходимо развёртывать имеющиеся в распоряжении флота патрульные самолёты, наращивать силы разведывательно-ударных БПЛА и так далее.

Что с того?

Вместе с тем легендарный британский флот тоже находится не в лучшей форме. «Англичанка» заплыла жиром, кряхтит и кашляет. Недавно на британском авианосце Queen Elizabeth произошёл пожар. Причём он связан не с атакой хуситов, а с техническими неисправностями. Судно разгорелось, когда стояло на якоре в Гленмаллане в Шотландии.

АНГЛИЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ О ВОЗМОЖНОЙ ПРОДАЖЕ АНГЛИЙСКОГО АВИАНОСЦА ЗА 3,5 МЛРД ФУНТОВ. МОЖЕТ, КУПИМ? СКРИНШОТ: ГАЗЕТА DAILY MAIL

Ранее другая «королевская особа» авианосец HMS Prince of Wales по какой-то причине не смог в срок выйти из порта Портсмут к побережью Норвегии для участия в учениях НАТО Steadfast Defender 2024.

Летом прошлого года экс-глава ВМС Великобритании Алан Вест печально констатировал что королевский флот «патетически слаб».

У нас не хватает кораблей ни в наших территориальных водах, ни в исключительной экономической зоне, ни для обеспечения совместно с нашими союзниками безопасности морских торговых путей,

 жаловался Алан Вест.

Впрочем, эти слова не должны усыплять нашу бдительность, ведь тонут-то корабли Черноморского флота, а не английского. Во всяком случае пока.

АНДРЕЙ РЕВНИВЦЕВ