29 сентября 2017 года саудовский фрегат Al Madinah французского проекта F2000 был атакован тремя дистанционно-управляемыми взрывающимися катерами йеменских хуситов, один из которых достиг цели и серьезно повредил фрегат.

Этот случай можно считать первым успешным применением нового вида оружия – безэкипажных катеров (БЭК) в роли брандеров.

Небольшие суда-брандеры много сотен лет использовались для того, чтобы сжечь или взорвать вражеские корабли, подойдя к ним вплотную. Они применялись, например, англичанами против испанской Великой армады и русскими моряками в Чесменском бою, где вызванный одним из четырех примененных брандеров пожар (и взрыв) стал ключевым в разгроме турецкой эскадры.

Новым уровнем такого рода оружия стали человеко-управляемые взрывающиеся катера. Первыми их успешно применили итальянцы 26 марта 1941 года, повредив британский тяжелый крейсер «Йорк» и потопив танкер «Перикл». Такие катера массово применялись японцами в ходе завершающего этапа войны на Тихом океане в 1945 году. Например, 15 февраля 1945 года японские катера устроили разгром легким силам американского флота, потопив четыре 250-тонные артиллерийские канонерки обеспечения высадки на Филиппинах.

Главной защитой от такого рода атак стало массовое оснащение американских кораблей 12,7-мм пулеметами «Браунинг», установленными непосредственно на бортах кораблей и не имеющими мертвых зон.

Впрочем, в этом случае лучшая защита – нападение, и большинство катеров (а их японцы сделали порядка 9 000!) было уничтожено в местах базирования или при перевозке по морю, еще до участия в своей первой и единственной самоубийственной атаке. Общие потери американского флота от японских взрывающихся катеров-камикадзе: 6 кораблей – потопленными и 25 – поврежденными.

Главная цель японских катеров-камикадзе – американские военные транспорты, десантные корабли, обеспечивающие высадку сухопутных сил, время атаки – ночь. В общем-то, с тех пор мало что изменилось, если посмотреть на статистику потерь Черноморского флота от украинских катеров, мы увидим точно такую же картину – преимущественно ночные атаки на БДК, большие десантные корабли.

Правда, катера теперь серьезно изменились. Да, боевая часть осталась той же – две-три сотни килограммов взрывчатки, но теперь они управляются не сидящим на катере пилотом-смертником, а оператором через спутниковый канал с применением тепловизионной оптики, теперь это БЭК – безэкипажный катер.

Вот так выглядит ангар с украинскими катерами-камикадзе «Магура» – небольшими, малозаметными на радарах дронами с высокой дальностью хода.

Несколько десятков таких катеров уже были применены в условиях Черного моря, и пусть большинство катеров были подстрелены Российской авиацией, корабельной артиллерией и пулеметами, к сожалению, были и те, кто нашел свою цель.

Что можно противопоставить новому поколению одноразовых, но дешевых БЭК-камикадзе?

Если их меньше десятка, катера неплохо, «по старинке» расстреливаются из пулеметов. Но вспомним, Япония смогла делать такие катера десятками тысяч… Что поможет отразить такую угрозу?

Первым делом, конечно, пулеметы. Но не человеко-управляемые, тысяч пулеметчиков, сидящих по бортам всех российских кораблей, у нас нет. Зато успешно производятся, в том числе на экспорт, и применяются в СВО дистанционно-управляемые модули с 12,7-мм «Корд» от Уралвагонзавода – «Охотник», морская версия которого называется «Нарвал».

Модуль со стабилизированным пулеметом, с хорошей оптикой и тепловизором увеличивает дистанцию открытия эффективного огня, и потому таких пулеметов для поражения целей нужно будет гораздо меньше.

С роботами должны воевать роботы!

Далее – нужно увеличить дистанцию обнаружения, оснастив все корабли современными оптико-электронными станциями с тепловизионным каналом. Вы же заметили, что атаки украинских катеров гораздо лучше удаются на старые советские корабли, не имеющие современных оптических станций?

Но лучше всего выходить в море, имея «над мачтой» барражирующий БПЛА самолетного или конвертопланного типа. Такие дроны летают десятки часов и смогут обеспечить непрерывный обзор вокруг корабля на многие километры.

«Но где их базировать?» – быть может, спросите вы.

БПЛА может взлетать с установленной на корабле катапульты, а садиться – на суше, может использовать для посадки корабли с ВПП, например, патрульники проекта 22160 или пограничные корабли проекта 22460, которыми можно сопровождать не имеющие взлетно-посадочных площадок корабли и суда конвоев. Самолетного типа БПЛА типа «Орлан» вполне сносно садились на фрегаты и патрульные корабли методом «в сетку», конвертопланы могут садиться на ВПП штатно.

Ну вот, обнаружили мы в море катер – как его уничтожить на большой дистанции? Не противокорабельную же ракету пускать! Вертолет поднимать? Нет, опять на помощь приходят дроны!

Новое поколение барражирующих боеприпасов «Ланцет» умеет стартовать даже без катапульты – из счетверенных пусковых контейнеров. Такую установку можно поставить на любой корабль – вплоть до маленького «Грачонка», получив таким образом средство поражения БЭК радиусом в десятки километров.

Выходит, грамотным применением дистанционно-управляемого оружия против вражеских камикадзе можно свести угрозу безэкипажных взрывающихся катеров к минимуму.

Только нужно всего-то ничего – сообразить, что мир изменился, старые методы войны теперь не работают, и нужны новые. Надеемся, руководство флота сможет это понять.

С роботами эффективнее воюют роботы!