ФОТО: MARIANA NEDELCU/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

США предпринимают титанические усилия для того, чтобы сохранить под своим контролем Латинскую Америку, которую традиционно, ещё с момента объявления 200 лет назад доктрины Монро, считают зоной своих исключительных интересов.

Остановить «левый разворот»

Последние годы продемонстрировали так называемый левый разворот Латинской Америки, который характеризуется приходом к власти в странах региона левых правительств и который начался в 2018 году с победы на президентских выборах в Мексике социалиста Лопеса Обрадора. Последним продолжением этой тенденции стал приход к власти в Бразилии в 2023 году социалиста Луиса Инасиу Лулы да Силвы. Между этими датами было ещё много побед левых сил в Новом Свете.

«Левый разворот» Латинской Америки – это не проявление традиционных для региона, как сначала казалось, колебаний политических предпочтений населения, которое, устав от правых во власти, в следующем электоральном цикле голосовало за левых, и наоборот. «Левый разворот» оказался не временным электоральным колебанием, но устойчивой тенденцией непризнания за Соединёнными Штатами роли гегемона в Латинской Америке. И случилось это потому, что «левый разворот» стал продолжением мировой тенденции потери Вашингтоном своего престижа и влияния на международную политику.

БРИКС в основе мировой тенденции

Ярчайшим выражением этой тенденции стало укрепление на международной арене роли БРИКС – блока, в котором не последнюю роль играет Россия и который буквально за последние два года из сообщества с довольно аморфными целями превратился в фундамент построения архитектуры нового многополярного мира, где нет гегемонии одного государства и его валюты. Фактически БРИКС приобрел новый смысл и новое значение по сравнению с тем, какое в нём видели в 2006-м – в год его образования.

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВОЗРОСЛА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ РОЛЬ БРИКС – БЛОКА, В КОТОРОМ РОССИЯ ИГРАЕТ ОДНУ ИЗ ВЕДУЩИХ РОЛЕЙ. ФОТО: MIKHAIL KLIMENTYEV/KREMLIN POOL/GLOBAL LOOK PRESS

БРИКС имеет прямую проекцию на Латинскую Америку, учитывая то, что Бразилия, одна из основательниц БРИКС, в наше время играет роль лидера в регионе и являет собой пример выхода из фарватера политики США. За Бразилией членом БРИКС должна была бы стать с 1 января 2024 года Аргентина, решение о вступлении которой в блок принято на саммите БРИКС в ЮАР в августе 2023 года (об этом чуть подробнее ниже). В условиях левых региональных тенденций Вашингтон напрягается, чтобы затормозить процесс потери контроля над своими «задворками». Главной своей задачей, соответственно, он видит предотвращение проникновения влияния БРИКС в Латинскую Америку. Причём влияние БРИКС Штаты видят как через призму влияния России, так и через призму влияния Китая – двух основных членов БРИКС.

США идут по двум параллельным дорогам, которые, по их мнению, должны привести к одному результату – возвращению американского контроля над регионом и блокированию тенденции роста членов БРИКС за счёт стран Латинской Америки. Первый путь связан с давлением США на региональные организации. Второй – это «ручная работа» со странами региона по отдельности.

ОАГ как инструмент США

Главной региональной организацией, через которую США реализуют своё влияние в регионе, является Организация американских государств (ОАГ). В последние годы ОАГ была главным двигателем политики США против Никарагуа, Венесуэлы и Боливии. Ярчайшим проявлением сути ОАГ стало её непосредственное участие в дискредитации президентских выборов в Боливии в 2019 году и свержении законного президента страны Эво Моралеса. Причём цель смены власти в Боливии была очевидна с самого начала: США пытались вернуть под свой контроль богатейшие запасы природных ресурсов Боливии, в частности месторождения лития.

ЯРЧАЙШИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ СУТИ ОАГ СТАЛО ЕЁ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ДИСКРЕДИТАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В БОЛИВИИ В 2019 ГОДУ И СВЕРЖЕНИИ ЗАКОННОГО ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ ЭВО МОРАЛЕСА. ФОТО: ROMAN CAMACHO/ZUMAPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS

Недавно ОАГ вернула из небытия региональный военный союз ради воплощения интервенционистских планов США. «По инициативе» Колумбии (читай – по приказу США) ОАГ одобрила активизацию так называемого Межамериканского договора о взаимной помощи от 1947 года, известного также как «Пакт Рио» и предусматривающего «применение вооружённой силы». Возрождение этого практически ушедшего в небытие договора преследует цель создать юридическое обоснование для вероятного вооружённого вмешательства в дела Венесуэлы, Никарагуа, Кубы и других стран.

«Пакт Рио» – некое подобие НАТО в Латинской Америке. Этот договор был практически забыт и по большому счёту никогда не применялся. Он сохранялся на бумаге «на всякий случай». В этом пакте прописан тот же принцип из 5-й главы хартии НАТО о том, что если одна из стран подвергнется агрессии, то это будет считаться агрессией против всех участниц договора. Но в отношении Латинской Америки это лишь уловка.

Оформив договор в рамках ОАГ, США распылили среди всех стран Латинской Америки свою единоличную ответственность за вероятное военное вторжение в какую-то страну региона. И вероятное силовое вмешательство США в дела некой непослушной страны, в данном случае Венесуэлы (или Никарагуа и Кубы), будет выглядеть общим решением и общей акцией всех латиноамериканских государств. Таким образом, для вероятных силовых акций США в Латинской Америке подведена коллективная юридическая база.

Эхо «Саммита Америк»

США попытались в прошлом году провести в Лос-Анджелесе под эгидой ОАГ так называемый Саммит Америк, который должен был ознаменовать возвращение США в Латинскую Америку и подтвердить актуальность доктрины Монро. Между тем саммит стал свидетельством фиаско политики Вашингтона в Латинской Америке. Форум превратился в арену публичного противостояния Северной Америки и Южной. Это был бунт на «заднем дворе» США. Лидеры ряда стран вообще отказались от приглашения Белого дома приехать в Лос-Анджелес в знак протеста против игнорирования хозяевами форума Кубы, Венесуэлы и Никарагуа. Ряд стран понизили своё участие в саммите до уровня министров или даже послов.

Несмотря на очевидный провал в Лос-Анджелесе, США попытались и в этом году использовать «эхо Саммита Америк». Дело в том, что год назад на этом форуме президент Байден представил программу так называемого Американского партнёрства ради экономического процветания (Americas Partnership for Economic Prosperity, APEP). В  программе согласились тогда поучаствовать – и то скорее из политеса – лишь 10 (не считая самих США и Канады) из 30 стран, которые приняли участие в «Саммите Америк» в Лос-Анджелесе. Это было пощёчиной американской администрации и лично Байдену, поскольку «Программа партнёрства» была представлена американцами как некое историческое откровение для Латинской Америки.

«САММИТ АМЕРИК» В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ СТАЛ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОВАЛОМ США. НА МЕРОПРИЯТИЕ НЕ ПРИЕХАЛИ ЛИДЕРЫ РЯДА СТРАН РЕГИОНА, А ДРУГИЕ ПОНИЗИЛИ СВОЁ УЧАСТИЕ ДО УРОВНЯ МИНИСТРОВ ИЛИ ДАЖЕ ПОСЛОВ. ПОСЛЕ ЭТОГО АМЕРИКАНЦЫ УСТРОИЛИ САММИТ APEP, НО И ТАМ НЕ СИЛЬНО ПРЕУСПЕЛИ. ФОТО: CHRIS KLEPONIS — CNP/CONSOLIDATED NEWS PHOTOS/GLOBAL LOOK PRESS

И вот пару месяцев назад президенты этих 10 стран были позваны в Вашингтон на первый саммит APEP – как будто для того, чтобы напомнить о дипломатическом провале США годичной давности. На нынешний саммит приехали (опять же не считая премьера Канады Джастина Трюдо и самого Байдена) президенты Барбадоса, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Доминиканской Республики, Эквадора, Мексики, Панамы, Перу и Уругвая. Под предлогом «укрепления региональной конкурентоспособности и интеграции, содействия всеобщему процветанию и хорошему управлению» США на самом деле пытаются противостоять растущему влиянию Китая в Латинской Америке.

По сути, Вашингтон пытается сколотить коалицию стран Американского континента, которые согласились бы в обмен на дешёвые подачки тормозить финансово-экономическое проникновение Китая в Латинскую Америку. Естественно, тормозя Китай, США тормозят и БРИКС в регионе.

Разобщить поодиночке

Если говорить о «работе» США с отдельными странами Латинской Америки в целях блокирования БРИКС и, соответственно, влияния России и Китая, то надо прежде всего назвать последний пример – Аргентину. Особо подчеркнём, что пришедший в этой стране к власти «либертарианец» Хавьер Милей – это продукт американских политтехнологий. Он приведён к власти исключительно для того, чтобы не допустить Аргентину в БРИКС. Как уже сказано, страна должна была бы стать членом этого блока с 1 января 2024 года по решению состоявшегося в августе в ЮАР саммита БРИКС. Но, судя по заявлениям Милея, не станет.

Успешно приведя к власти в Аргентине этого сумасбродного персонажа, США избежали своего ночного кошмара – того, чтобы Буэнос-Айрес создал совместно с Бразилиа форпост БРИКС в Латинской Америке. Дело в том, что после решения саммита БРИКС о приёме Аргентины о своём желании вступить в этот блок заявили также Венесуэла и Боливия. Интерес к блоку проявляют Куба и другие страны. Штаты этого просто не могли допустить. И потому устроили для Аргентины такой «подарок», как президент Милей.

Он уже подписал указ о тотальном дерегулировании экономики с денационализацией всех госпредприятий и полным прекращением какого бы то ни было вмешательства государства в экономику, с высвобождением «творческой инициативы» бизнеса и, главное, с прекращением основных социальных обязательств государства. И чем сильнее аргентинцы погрузятся в экономический ад, который им готовит Милей, тем меньше у страны будет возможностей думать о таких геостратегических вещах, как БРИКС. В этом и состоит задумка тех, кто стоит за избранием Милея.

ХАВЬЕР МИЛЕЙ – ТИПИЧНЫЙ ПРОДУКТ АМЕРИКАНСКИХ ПОЛИТТЕХНОЛОГОВ. ЕГО ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – НЕ ДОПУСТИТЬ ВСТУПЛЕНИЯ АРГЕНТИНЫ В БРИКС. ФОТО: IMAGO/WWW.IMAGO-IMAGES.DE/GLOBAL LOOK PRESS

На Аргентине не остановятся

Милей – это, как говорится, яркий классический пример того, как США ради своих политических целей бросают другую страну, как говорят в Америке, «под автобус», то есть в состояние хаоса и социальных потрясений. Между тем Милей – не единственный продукт американского влияния в Латинской Америке. Президент Гайаны Ирфаан Али, президент Парагвая Сантьяго Пенья, президент Уругвая Луис Лакалье, президент Чили Габриэль Борич, президент Эквадора Даниэль Нобоа – все они «под чутким руководством» США ведут свои государства к экономическим и социальным потрясениям. И всё ради одного: чтобы «уберечь» их от присоединения к БРИКС.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ