Иллюзорное благополучие поддерживается за счёт наращивания долгов

В СМИ о японской экономике говорят и пишут намного меньше, чем об экономиках США, Евросоюза, Китая и даже Индии. Она находится как бы в тени. А между тем в рейтингах страновых экономик она находится в верхних строчках. По показателю реального валового внутреннего продукта (т. е. рассчитанного с учетом паритета покупательной способности валют) Япония занимает четвертое место после Китая, США и Индии. В прошлом году доля Японии в мировом ВВП, по оценкам Всемирного банка, равнялась 3,47%, а по оценкам МВФ – 3,75%. По экспорту товаров Япония в 2022 году занимала четвертое место в мире после Китая, США и Германии (ее доля в мировом экспорте – 3,71%). По международным (золотовалютным) резервам Япония находится устойчиво на втором месте после Китая, и т. д.

Видимо, пониженный интерес к стране Восходящего солнца объясняется тем, что в ее экономике не наблюдается таких драматических катаклизмов, которые случаются с экономиками США, Евросоюза и даже Китая. Японская экономика, если так можно выразиться, тихо стагнирует. Некогда она была в центре всеобщего внимания. Это было во времена так называемого «японского экономического чуда», которое продолжалось с 1955 по 1973 г., когда в отдельные годы темпы экономического развития страны превышали 10 процентов в год.

А с начала 1990-х годов Япония вошла в полосу экономической стагнации, которая длится и по сей день. По оценкам МВФ, своего пикового положения в мировой экономике Япония достигла в 1991 году, когда ее доля в мировом ВВП составила 9,13%. А в прошлом году, как я отметил выше, она составила лишь 3,75%. По итогам 2023 года, согласно предварительным оценкам, этот показатель опустится до 3,72%. В 2028 году, по прогнозу МВФ, он опустится до 3,29%. Вот такая пикирующая динамика страны, которая некогда удивляла мир своими экономическими «чудесами». Если образно выразиться, то японская экономика тихо, без особых катаклизмов умирает. И эта относительная тишина создает иллюзию того, что в Японии (в отличие от многих других стран) царит некое благополучие. Мне это напоминает тишину реанимационной палаты.

Как мне представляется, главной причиной такого относительного и иллюзорного благополучия является то, что Япония больше, чем многие другие страны пользовалась таким «наркотиком», как долг, причем во все возрастающих дозах. Японская экономика последние три десятилетия накапливала долги и сегодня по многим видам долгов занимает высокие строчки мировых рейтингов.

Так, в рейтинге стран по внешнему долгу Япония находится на третьем месте после США и Великобритании. У США величина внешнего долга в 2023 году составила 32,9 трлн долл., у Великобритании – 8,7 трлн долл., у Японии – 4,34 трлн долл. За ней следовали (трлн долл.): Нидерланды – 3,79; Франция – 3,28; Ирландия – 3,26; Италия – 3,10.

Ещё более заметно доминирование Японии по относительным показателям разных видов долга (в процентах к ВВП). Страна Восходящего солнца давно уже держит первое место в рейтинге по относительной величине государственного долга. По оценкам МВФ, в 2022 году величина общего государственного долга Японии (долг центрального правительства плюс долги местных органов власти) составил 261,29% ВВП. При этом долг центрального правительства составлял 214,27%; долг местных органов государственной власти – 47,02%.

Следующая за Японией Греция имела показатель государственного долга, равный 177,43% ВВП. Далее следовали Венесуэла (157,81%), Италия (144,41%), США (121,38%), Франция (111,67%).

Долг частного сектора (представляющий собой сумму долга сектора домашних хозяйств и сектора нефинансовых корпораций) Японии в 2022 году составил 186,12% ВВП. Здесь Япония входит лишь в первую десятку стран, впереди нее находятся (% ВВП): Швейцария – 271,39; Швеция — 242,74; Франция – 228,11; Канада – 215,89; Бельгия – 195,77; Китай – 195,03; Норвегия – 191,2. Для справки: у США этот показатель равняется 152,5%.

В долге частного сектора Японии в 2022 году на сектор домашних хозяйств пришлось 68,16%, а на сектор нефинансовых корпораций – 117,97% ВВП. Если по относительному уровню долга домашних хозяйств Япония на фоне других стран выглядит достаточно скромно, то по уровню долга нефинансовых корпораций она находится в группе стран-лидеров. Впереди нее лишь семь стран (% ВВП): Франция – 161,96; Швеция – 154,51; Ирландия – 147,92; Швейцария – 143,09; Нидерланды – 136,8; Бельгия – 135,40; Китай – 133,58.

А если мы будем сравнивать страны по уровню общего долга, включающего государственный долг и долг частного сектора (сектор домашних хозяйств и сектор нефинансовых корпораций), то увидим, что Япония оказывается «впереди планеты всей». Ее суммарный долг в 2022 году составил 447,41% ВВП. У тех стран, которые имеют большой частный долг, как правило, не очень значительный государственный долг. А у стран с высоким уровнем государственного долга уровни частного долга достаточно умеренные.

Назову страны с наиболее высокими уровнями суммарного долга в 2022 году (% ВВП): Греция – 369,84; Франция – 339,78; Канада – 322,48; Швейцария – 310,51; Бельгия – 301,04; Италия – 291,98; Швеция – 274,43; США – 273,80.

Наверное, в приведенный список следует включить также Китай. Однако по Поднебесной нет полной информации в базе данных МВФ. В ней имеются цифры только по частному долгу Китая. Согласно некоторым источникам, суммарный долг Китая в этом году достиг значения 308% ВВП.

Итак, Япония полвека назад была «впереди планеты всей» по темпам экономического роста. Теперь она «впереди планеты всей» по величине суммарного долга. При этом в отличие от ряда стран, которым удалось стабилизировать в последние годы уровень общего долга (среди них Германия, Испания, Голландия, Австрия), Япония продолжает его наращивать. Так, в 2012 году общий долг японской экономики равнялся 387,15% ВВП. За десятилетие прирост составил 60,26 процентных пунктов.

Итак, запредельный уровень общего долга можно назвать важнейшей отличительной особенностью японской экономики. Ее можно назвать одной стороной медали. А другой стороной медали можно назвать особую политику Банка Японии. Причем в прошлом десятилетии никакой «особости» Центрального банка страны Восходящего солнца не просматривалось. Эта «особость» проявилась лишь в настоящее время. Я имею в виду политику ЦБ в части, касающейся ключевой ставки.

В прошлом десятилетии все ведущие центробанки мира проводили так называемую «голубиную» (или «мягкую») денежно-кредитную политику (ДКП), которая выражалась в быстром наращивании денежной массы и значительном снижении ключевой ставки. Многие ЦБ тогда не только понизили ключевые ставки, но даже увели их в отрицательную зону. Так, Банк Швеции держал ключевую ставку в минусе с начала 2015 г. до конца 2019 года. Национальный банк Швейцарии опустил ключевую ставку ниже нуля и держал ее в минусовой зоне аж до осени 2022 года. При этом более семи лет ставка находилась на очень низкой отметке – минус 0,75%. В минусовой зоне держал ключевые ставки также ЦБ Дании. Европейский центральный банк, ФРС США, Банк Англии опускали ключевые ставки до нулевых или почти нулевых отметок.

А что Банк Японии? Он, оказывается, еще задолго до того, как ведущие центробанки стали проводить «мягкую» ДКП, уже опустил ключевую ставку до нулевой отметки. Это произошло аж 12 февраля 1999 года. Т. е. почти четверть века назад. И примерно за десять лет до того, как ведущие ЦБ мира стали резко понижать ключевые ставки. Правда, почему-то мало кто обращал внимание на тогдашнюю «особость» политики Банка Японии.

А 29 января 2016 года он опустил ключевую ставку до значения минус 0,10%. Тогда это не вызывало особого удивления, поскольку примерно такой же политики придерживались и другие ЦБ.

Но сегодня уже все ведущие ЦБ стали с весны прошлого года проводить «жесткую», или «ястребиную», ДКП, что проявилось в резком повышении ключевых ставок. У многих ключевые ставки уже поднялись до отметки в четыре-пять процентов и даже выше. Например, у ФРС – 5,25-5,50; у ЕЦБ – 4,50; у Банка Англии – 5,25; у Банка Швеции – 4,00.

И лишь один ЦБ остается в минусовой зоне. Это Банк Японии. Его ключевая ставка по-прежнему находится на отметке минус 0,10%. Т. е. скоро уже будет восемь лет, как ЦБ Японии заморозил ключевую ставку на этой отметке. Считается, что ключевая ставка является инструментом ДКП, с помощью которого ЦБ оперативно реагирует на изменения экономической конъюнктуры. А у Банка Японии этот инструмент практически не работает.

Прикасаться к этому инструменту Банк Японии просто боится. По вполне понятной причине. Размораживать ключевую ставку, замершей на отметке минус 0,10 процентов вроде бы надо. Но любое, даже самое незначительное повышение ключевой ставки грозит тем, что резко вырастут процентные ставки по всем займам и кредитам. А сегодня они находятся на рекордно низких отметках (если сравнивать с другими экономически развитыми странами). Так, в октябре средняя ставка по банковским кредитам находилась на уровне всего в 1,5% годовых. Для сравнения: у большинства экономически развитых стран эти ставки находятся в диапазоне от 4 до 8 процентов годовых. Конкретно по странам (%): Ирландия – 4,15; Нидерланды – 4,22; Франция – 4,53; Испания – 5,00; Бельгия – 5,52; Австрия – 5,58; зона евро – 5,62; Италия – 5,93; Великобритания – 6,25; Германия – 6,35; Канада – 7,20; Финляндия – 7,92. Впрочем, в группе экономически развитых стран есть страны, у которых процентные ставки по банковским кредитам выше 8 процентов (%): США – 8,50; Австралия – 10,69; Новая Зеландия – 12,63.

Примерно также соотносятся процентные ставки по казначейским бумагам Японии и других стран. И тем не менее расходы на обслуживание государственного долга давно уже стали главной статьей государственного бюджета Японии. В государственном бюджете страны на 2022 г. расходы на обслуживание долгов составили четверть расходной части бюджета. Ни одна из экономически развитых стран и близко пока не приближается к Японии по указанному показателю. Сегодня, между прочим, СМИ много внимания уделяют росту процентных расходов (т. е. расходов на уплату процентов по госдолгу) в федеральном бюджете США. В уходящем году их доля превысила 12% всех бюджетных расходов. Очень много! Но все равное примерно вдвое меньше, чем в бюджете Японии.

Любое неосторожное движение Банка Японии (т. е. даже незначительное повышение ключевой ставки, даже хотя бы до нулевого значения) грозит самой настоящей катастрофой для экономики страны Восходящего солнца. Впрочем, даже если Банк Японии будет фанатично держать ключевую ставку на отметке минус 0,10%, катастрофа все равно неизбежна. Потому что японская экономика без такого «наркотика», как наращивание долгов, существовать не может. В какой-то момент времени «спокойная стагнация» экономики страны Восходящего солнца сменится глубочайшим кризисом. И Япония опять окажется в центре мирового внимания.

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ