Совсем недавно, 7 декабря 2023 года, Пентагон объявил о проведении совместных авиационных учений ВС США и Гайаны. Ясно, что такое заявление прямо связано с обострением территориального спора между Гайаной и Венесуэлой.

«В сотрудничестве с силами обороны Гайаны Южное командование США проведет летные операции в пределах границ Гайаны 7 декабря».

Ничего нового американцы придумывать не стали. В пресс-релизе говорится о взаимодействии в оборонной сфере, региональном сотрудничестве, подготовке к ликвидации стихийных действий, борьбе с криминалом. Короче говоря, обычная риторика для обывателей.

Президент Венесуэлы действительно высказался за то, чтобы вернуть территории, которые когда-то принадлежали его стране. С одной стороны, справедливость требований очевидна. Но, с другой стороны, договор, о котором говорит Николас Мадуро, подписан ещё в конце девятнадцатого века, более 120 лет назад. И подписан он представителями Великобритании и Боливарианской Республикой. Напомню, что полное название республики Венесуэла звучит именно так – Боливарианская Республика Венесуэла.

Таким образом, Николас Мадуро представляет именно то государство, которое подписывало договор в Париже. Кстати, само слово «Боливарианская» с точки зрения государственного устройства не имеет никакого значения. Это просто дань памяти Симону Боливару.

Понятно, что этими якобы учениями США попытаются запугать правительство Венесуэлы и заставить его пойти на попятную. Что достаточно странно выглядит после того, как венесуэльский президент успел даже провести всенародный референдум и заручиться поддержкой большинства своего народа.

Есть ли шанс решить спор миром?

Латинская Америка на грани развязывания очередного конфликта? США настроены решительно? Как отреагируют на конфликт соседи Венесуэлы?

Вопросов возникает много. Конечно, всем хотелось бы, чтобы спор разрешился мирным путем. Однако все понимают, что на кону не столько территории Гайаны, сколько полезные ископаемые, которые с успехом воруют с этих территорий американские компании.

Шельфовая нефть, о которой все говорят сегодня – это только малая часть того, что утекает в Соединенные Штаты из Гайаны. Для меня странно, что в американской прессе ещё не появились гневные материалы от жителей спорных территорий, которые требуют укоротить аппетиты Мадуро.

Наверное, кто-то уже задумался о традиционных для американцев экономических санкциях. Увы. Каракас санкциями не запугать. Страна уже привыкла жить под санкциями. Последние были отменены полгода назад. Так что у Вашингтона остался один вариант. Пугать военной мощью США.

Предлагаю рассмотреть именно с этой точки зрения возможности Венесуэлы и Гайаны.

Начну с государства, к которому предъявили претензии.

Итак, Гайана. По статистике население этой страны составляет 800 тысяч человек. Но реально там проживает не более 283 тысяч.

Вооруженные силы, а точнее – Силы обороны Гайаны – это примерно 3,5 тысячи человек. Состоят из сухопутных войск. Это один (!) пехотный батальон, батальон охраны президента и подразделения поддержки. На вооружении 9 бронемашин, 6 орудий и минометы. По некоторым данным, Гайана имеет 48 минометов.

Далее ВВС. Численность личного состава примерно 200 человек. В основе ВВС шесть легких транспортных самолетов и 3 боевых вертолета.

Ну и ВМФ, точнее – береговая охрана. Численность примерно равна ВВС, около 200 человек. На вооружении 5 патрульных катеров.

Теперь о ВС Венесуэлы.

Надо сказать, что в последние годы армия этого государства закупила в России достаточно много вооружений. Так что сегодня, кроме американского, Венесуэла может похвастаться и российскими образцами.

Итак, общая численность ВС – 143 тысячи человек. Шесть дивизий и две бригады. На вооружении ВМФ находятся 2 дизель-электрические подводные лодки, 6 ракетных кораблей (фрегатов типа Lupo). Кроме этого, есть учебные, десантные и сторожевые корабли, а так же судна снабжения. Что для этого региона довольно существенный флот.

ВВС. Это 30 ударных вертолетов. Далее, 16 американских истребителей F-16. И вишенка на торт: 23 российских истребителя СУ-30МК.

Ну и вооружение сухопутных войск. 300 танков, в том числе и Т-72. 650 артиллерийских систем, включая РСЗО. В том числе «Грады» и «Смерчи». Несколько сот бронемашин, включая 125 БМП и 215 БТР.

Думаю, теперь понятно, почему я назвал объявленные учения псевдоучениями. Авиация армии США и легкие транспортные самолеты ВВС Гайаны. Галантерейщик и кардинал… Да и летать свободно над своей территорией Венесуэла не позволит. Учения реально грозят превратиться в войну. Современные истребители не очень удобны для полетов над территориями малых государств без залетов к соседям.

Что мы имеем на данный момент?

Грозный президент Венесуэлы Николас Мадуро направил на границу с Гайаной войска! В количестве… 300 человек. Согласитесь, даже против такой армии, какую имеют соседи, это явно маловато. Да и противная сторона не особо обеспокоена действиями Венесуэлы. США планируют показательные выступления своих истребителей в небе «дружественной Гайаны.

Единственный человек, кто обеспокоился грозящей региону войной – это президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Только он привел войска в повышенную боеготовность. Но и это скорее желание не допустить войну, чем помочь какой бы то ни было стороне.

В чем же дело? Почему медлит Пентагон?

Ведь, если рассуждать как математик, победа над армией Венесуэлы – это всего лишь вопрос времени. Теоретически. Если не учитывать местность ТВД. Пока что из штабов американской армии и «неназванных источников» известно о том, что к работе в Венесуэле якобы готовится 82-й воздушно-десантный полк.

Вопрос, как я понимаю, достаточно серьезный. И дело совсем не в армиях или количестве убитых мирных жителей. Дело в том, что и Венесуэла, и Гайана давно и успешно эксплуатируются компаниями США. Любые военные действия – это убытки именно американцам. «Фирмачи» прекрасно понимают, что если что-то начнется, то процесс сильно затянется. И о прибылях придется забыть.

Что дальше?

Сотни раз я задаю этот вопрос в разных ситуациях. Конкретно в конфликте, который может разгореться, я не вижу желающих повоевать. Это скорее напоминание о том договоре, что был когда-то заключен, но благополучно забыт Западом. Президент Мадуро сделал ставку на раздрай в среде политиков США в связи с начатой предвыборной борьбой.

Даже для спокойного времени между выборами сразу три горячих конфликта для США многовато. Особенно в подбрюшье Соединенных штатов. Отсюда и самый вероятный сценарий дальнейших действий. Если и начнутся какие-то военные столкновения, это будут не крупномасштабные наступления, а именно мелкие стычки. Не стоит ожидать чего-то действительно масштабного.

Еще невероятнее предполагать, что в конфликт ввяжутся соседние с Венесуэлой государства. Традиционно Каракас поддерживает Куба. Но что мы видим в данном случае? Руководство Кубы расплывчато заявило, в данном вопросе Куба «скорее на стороне «Гайаны». Я думаю, это чисто теоретический ничем не доказанный вывод, что кубинское правительство не хочет ссориться с США. О какой-то возне в этом регионе уже ходят слухи в среде специалистов.

Бразилия. Сегодня вооруженный конфликт на своих границах Бразилии совершенно ни к чему. Президенту Бразилии нужен мир. Не стоит забывать, что именно это государство является лидером Латинской Америки. В том числе и в военном отношении. Да и собственных аналогичных проблем там хватает. Например с Уругваем, с расширением морской зоны вдоль бразильских берегов. Отсюда и миротворческие действия Бразилии.

Колумбия. Это уже традиционный противник Венесуэлы. Останавливаться на причинах этого противостояния не буду. Достаточно вспомнить тот факт, что в феврале 2019 года дело дошло до разрыва дипломатических отношений между Каракасом и Боготой. Дипотношения восстановлены окончательно только в начале текущего года.

Про США я писал выше.

А вот о ещё одном, неожиданном для многих, «заинтересованном лице» стоит упомянуть. Это один из главных покупателей венесуэльской нефти – Индия. Дело в том, что большая часть (до 50 %) населения Гайаны – этнические индийцы. Так что, не думаю, что Дели в восторге от того, что погибать будут индийцы.

А закончить придется опять Украиной.

Слишком много воплей звучит из Киева. Я понимаю, почему это происходит. Для Киева совсем не важны чьи-то жизни, да и полезные ископаемые каких-то латиноамериканских стран. Там важнее получить американские деньги. Причем быстро. Но даже маленькая и коротенькая война, если в ней будут участвовать американцы, гарантированно убивает надежду на эти средства.

Понятно, что рано или поздно Украина получит свои сребреники. Одна незадача, этого самого «поздно» у Киева может и не быть. Но это уже проблемы режима Зеленского и его прихлебателей.

Так что, пусть опосредованно, через третьи-четвертые руки, но события в Латинской Америке нам на руку. Хотя доводить дело до войны очень бы не хотелось. Думаю, Сергей Лавров и его команда смогут с этим справиться.