ДЭПЛ проекта 636. Изображение aoosk.ru
«Украина договорилась с партнерами о получении военных кораблей для обеспечения безопасности судов в зерновом коридоре в Черном море. По словам президента Зеленского, получение кораблей для конвоирования торговых судов – это вопрос ближайшего будущего».

«Украинская правда».

Зерно в обмен на оружие

Зерновая сделка между Россией и Украиной, заключённая при участии Турции и ООН, стала одним из наиболее спорных решений, принятых руководством нашей страны.

Можно сколь угодно долго говорить о голодных странах Африки (которые это зерно всё равно не получат), но сути это не изменит: фактически Россия позволила Украине продавать зерно и оплачивать полученными за него деньгами поставки вооружений, которые затем применяются для убийства наших сограждан, да и доставлялись эти вооружения, скорее всего, теми же самыми судами, которые потом вывозили новые партии зерна.

После украинский атаки на Крымский мост Россия вышла из зерновой сделки и даже предприняла ряд мер для пресечения оборота зерна из портов Украины, однако на текущий момент поставки зерна продолжаются, пусть и в меньших объёмах, как и поставки оружия. Судя по всему, удары, наносимые Вооружёнными Силами Российской Федерации (ВС РФ) по украинским портам, не приносят должного результата, то есть остановить работу портовой инфраструктуры не получается. Можно предположить, что действия ВС РФ в целом и Черноморского флота (ЧФ) Военно-морского флота (ВМФ) РФ в частности осложняются рядом факторов.

Во-первых, имеющиеся у вооружённых сил Украины (ВСУ) средства противовоздушной обороны (ПВО) не позволяют Российской авиации подойти на расстояние, позволяющие применить против портовых сооружений в Одессе и на Дунае мощные фугасные авиабомбы ФАБ-500 и ФАБ-1500 с унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК). При этом у ВС РФ ограничено количество крылатых ракет (КР) и оперативно-тактических ракет (ОТР), которые могут быть потрачены на эти цели, а беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — камикадзе типа «Герань-2» не наносят противнику серьёзного ущерба из-за относительно небольшой боевой части (по открытым данным, порядка 50 килограмм),


Удары, наносимые по украинским портовым сооружениям в Одессе и на Днепре пока не привели к полной остановке транспортировки зерна и оружия

Во-вторых, наличие у ВСУ противокорабельных ракет (ПКР) и безэкипажных катеров (БЭК) – камикадзе, судя по всему, вынуждает ЧФ ВМФ РФ держать надводные корабли в отдалении от береговой черты Украины, в свою очередь транспортные суда следуют максимально близко к побережью Украины и стран НАТО (Румынии).

Кроме того, можно предположить, что действия ВС РФ в отношении судов, осуществляющих перевозку зерна, а также, предположительно, оружия для ВСУ, ограничены по политическим причинам.

Судя по последней информации из открытых источников, президент Украины Зеленский рассчитывает получить от стран Запада некие боевые корабли для сопровождения транспортных судов с зерном и оружием, которые могут дополнительно осложнить жизнь ЧФ ВМФ РФ, конечно, если эти откровения не следствие злоупотребления запрещёнными веществами.

Существует два способа полностью закрыть зерновую сделку.

Первый – разрушить всю портовую инфраструктуру Украины до такой степени, что использовать её будет невозможно ещё многие годы – способы сделать это существуют, однако до сих пор они не применялись ВС РФ.

Второй – создать настолько серьёзную угрозу для транспортных судов, осуществляющих перевозку украинского зерна, что вопрос транспортировки морем будет закрыт окончательно. Потенциально для решения этой задачи могут быть привлечены подводные силы ЧФ ВМФ РФ, то есть дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 636.3.

О втором способе мы поговорим поподробнее.

Преимущества скрытности

Исходя из открытых данных, подводный компонент ЧФ ВМФ РФ участвует в СВО в минимальной степени – фактически только в немногочисленных пусках КР комплекса «Калибр-ПЛ». Во многом это связано тем, что у ВСУ не было надводных кораблей и подводных лодок, которые выходили бы в открытое море для того, чтобы их можно было потопить ПКР или торпедами.

Разрыв зерновой сделки позволяет рассмотреть возможность применения ДЭПЛ проекта 636.3 из состава ЧФ ВМФ РФ для уничтожения транспортных судов, следующих в украинские порты.

На текущий момент ДЭПЛ проекта 636.3 – это наиболее современные ПЛ, состоящие на вооружении Черноморского флота, хотя потенциально составить им компанию может единственная находящаяся в строю ДЭПЛ «Алроса» проекта 877В «Палтус». Топить транспорты противника ДЭПЛ проекта 636.3 и 877В «Палтус» могут тремя способами: ударами ПКР комплекса «Калибр-ПЛ», торпедами калибра 533 мм, а также путём постановки минных заграждений.

Применение ПКР с борта ДЭПЛ не имеет никакого смысла – проще это сделать с надводных кораблей или с самолётов.

C торпедами вопрос сложнее.

C одной стороны, BMФ РФ было бы неплохо потренировать экипажи подводных лодок и опробовать торпедное вооружение на реальных целях.

C другой стороны, если мы говорим о том, что уничтожению транспортных судов, обеспечивающих доставку зерна и вооружений, препятствуют политические факторы, то нахождение российских ПЛ в момент их подрыва может быть нежелательно.

Исходя из вышеизложенного, использовать торпедное вооружение было бы целесообразно лишь в том случае, если страны Запада действительно передадут Украине какие-либо боевые корабли.

Таким образом, для уничтожения транспортных судов остаётся постановка подводными лодками минных заграждений. С начала СВО ВСУ разместили в Чёрном море значительное количество морских мин, многие из которых сорвались с насиженных мест и отправились в путешествие, вплоть до их обнаружения у турецких берегов.

Потенциально ДЭПЛ ЧФ ВМФ РФ могут обеспечить установку мин максимально близко к береговой черте в территориальных водах Украины. Если глубина позволяет проходить крупнотоннажным грузовым судам, то и ДЭПЛ, скорее всего, смогут там оперировать, тем более что, в отличие от атомных подводных лодок, они как раз более приспособлены для действий на мелководье.


Минобороны Турции обнаружило украинскую морскую мину недалеко от Болгарии

Впрочем, несмотря на отсутствие у ВСУ противолодочных средств, определённые риски применения ДЭПЛ в украинских территориальных водах всё-таки имеются.

Угрозы и риски

Во-первых, угрозу для наших ДЭПЛ представляют морские мины, которые противник щедро накидал в акватории Чёрного моря. Скорее всего, большая часть из них является примитивными контактными минами, тем не менее, где они установлены, на каких глубинах – неизвестно.

Кроме того, нельзя исключать, что в рамках военно-технической помощи странами Запада были поставлены ВСУ современные умные мины, представляющие для наших подводных лодок значительную угрозу.

Способность противодействия минной угрозе во многом зависит от характеристик гидроакустической станции (ГАС) ДЭПЛ, в частности, ГАС миноискания МГ-519 «Арфа». Помимо того, контраргументом относительно минной угрозы со стороны противника является проход в украинские порты крупных транспортных кораблей, которые могли бы собрать мины за нас, и тогда проблема зерновой сделки разрешилась бы сама собой.

Во-вторых, потенциально страны НАТО могут организовать отслеживание российских подводных лодок вблизи побережья Украины. В частности, над акваторией Чёрного моря периодически появляются противолодочные самолёты P-8 Poseidon, которые потенциально могут осуществлять постановку гидроакустических буёв. Также не исключено, что где-то в районе прохождения транспортов для перевозки зерна находятся турецкие ДЭПЛ – сами они вряд ли будут атаковать надводные корабли и подводные лодки ЧФ ВМФ РФ, но информацию ВСУ передать вполне могут, хотя, вспоминая сбитый в Сирии российский фронтовой бомбардировщик Су-24М, а также то, что Турции это фактически сошло с рук, исключать ничего нельзя.

В свою очередь у ВСУ, несмотря на отсутствие подводных лодок, противолодочных кораблей, самолётов и вертолётов, имеются средства, которые потенциально могут быть использованы для уничтожения российских ДЭПЛ. Речь идёт об автономных необитаемых подводных аппаратах (АНПА), поставленных Украине Великобританией, США и другими странами Запада. Несмотря на то, что изначально указанные АНПА не предназначены для охоты за подводными лодками, они могут применяться как для установки морских мин, так и для прямой атаки ДЭПЛ с использованием установленных на них малогабаритных боевых частей.


Британский АНПА REMUS 600

В целом риски для российских ДЭПЛ, возникающие при развёртывании морских мин, предназначенных для уничтожения транспортов, следующих в порты Украины, скорее всего, невелики.

Время работы гидроакустических буёв ограничено, снимающие с них информацию самолёты P-8 Poseidon могут отогнать самолёты Военно-воздушных сил (ВВС) РФ. Без комплексного развёртывания противолодочных сил, включающих надводные корабли, противолодочные самолёты и вертолёты, даже с учётом возможного появления турецких подводных лодок, вряд ли получится обеспечить достаточно высокую вероятность обнаружения ДЭПЛ ЧФ ВМФ РФ. А без этой информации украинские подводные дроны будут бесполезны.

Что касается угрозы морских мин для российских подводных лодок, то в районе прохода транспортных судов, следующих в порты противника, эта угроза минимальна.

Выводы

Подводная компонента ВМФ РФ в настоящее время играет минимальную роль в проведении СВО на Украине.

Применение ДЭПЛ ЧФ ВМФ РФ для скрытной постановки минных заграждений позволит навсегда закрыть зерновую сделку, исключив транспортировку зерна с Украины и вооружений на Украину, по крайней мере, морским путём.

В зависимости от политической конъюнктуры Россия может признать своё участие в «активном» закрытии зерновой сделки, использовать «ответ Гломара» – «мы не мжем ни подтвердить, ни опровергнуть…» или уклониться от ответственности с формулировкой типа «мы предупреждали, что район опасен для судоходства».

Разумеется, в рамках проведения скрытой операции с использованием ДЭПЛ по окончательному закрытию зерновой сделки должны быть учтены все возможные риски и предприняты меры для их нейтрализации.