Анализ китайских военно-технических изданий показывает, что в КНР активно ведутся мероприятия по переоборудованию старых истребителей времён холодной войны в беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Речь о старых истребителях «Цзянь-6» (J-6) и «Цзянь-7» (J-7), которые были законсервированы начиная с 2018 года.

Они переоборудуются в дроны-камикадзе, чтобы подавлять систему ПВО Тайваня в случае начала конфликта в Тайваньском проливе. Ожидается, что в 2023 году военно-воздушные силы (ВВС) Народно-освободительной армии Китая (НОАК) полностью выведут из боевого состава соединений устаревшие истребители «Цзянь-7».

Процесс вывода из эксплуатации «Цзянь-7» проводится с 2018 года по мере поступления в войска новых истребителей Цзянь-10С/16/20.

Хорошо известно, что за последние десятилетия КНР приняла на вооружение сотни БПЛА среднетяжелого класса и, вероятно, тысячи малых беспилотников. Кроме того, НОАК переоборудовала в беспилотники сотни устаревших реактивных самолетов Q-5, J-6, J-7 и J-8.

По всей видимости, КНР планирует использовать их для истощения и перенасыщения противовоздушной обороны Тайваня. Причем массовые пролеты дронов в воздушном пространстве над контролируемой правительством Тайваня территорией могут выступать мощным рычагом политического давления.

Массовые пролёты беспилотников над военными объектами острова не переходят черту прямого вооруженного конфликта, но бросают вызов тайваньским военным. Сообщается, что китайские беспилотники также способны осуществлять постановки морских мин.

Такие пролёты серьёзно подрывают нормальное функционирование военной инфраструктуры Тайваня. В то же время перехват таких беспилотников традиционными средствами ПВО, с одной стороны, может трактоваться международным сообществом как непропорциональный ответ и преднамеренная эскалация со стороны Тайваня (что, в свою очередь, развязывает руки КНР для проведения полномасштабной военной операции).

Два года назад в ряде СМИ и на страницах ВО (Американские самолёты-мишени и прорыватели ПВО) отмечалось, что «с учётом стремительного прогресса НОАК в области систем радиоэлектронного противодействия и высокоточных вооружений, беспилотные реактивные истребители при выполнении миссий по прорыву вражеской ПВО могут быть оснащены самой разной аппаратурой:

во-первых, для постановки активных и пассивных помех;

во-вторых, также противорадиолокационными ракетами, предназначенными для уничтожения станций наведения ЗУР, наземных и морских РЛС сантиметрового и дециметрового диапазонов.

Кроме того, доработанные беспилотные «Цзянь-7» способны нести разведывательные контейнеры, с трансляцией информации по радиоканалу в режиме реального времени. Дистанционное управление полётом по радиоканалу осуществляется с наземного командного пункта или с воздушного КП на базе военно-транспортного «Юнь-8» (китайская версия Ан-12)».

Согласно более новому ежегодному отчёту Международного института стратегических исследований о военных активах и оборонной экономике,

«ВВС НОАК имеют около 300 «Цзянь-7». Истребители «Цзянь-6» и «Цзянь-7» являются китайскими версиями советских МиГ-19 и МиГ-21 соответственно, построенных в период с 1950-х по 1960-е годы».

До 2013 года было изготовлено более 2 400 «Цзянь-7» в 54 модификациях. Китайские военные специалисты признают, что данный истребитель все еще способен выполнять свои задачи в условиях современных войн. Данное утверждение они подтверждают тем, что Пакистан и Иран до сих пор используют экспортную версию «Цзянь-7».

Как известно, 125-я истребительная авиабригада (аэродром Усуй, г. Наньнин, Гуанси-Чжуанский автономный район) базы Наньнин военно-воздушных сил Южного объединенного командования НОАК с 2023 года перевооружается с истребителей «Цзянь-7» на новые «Цзянь-16».
Таким образом, Китай укрепляет Южное стратегическое направление, на котором основной упор сделан на противостоянии США. Кроме того, одна из бригад Харбинского высшего военного летного училища НОАК в 2023 году попрощалась с истребителями «Цзянь-7Е». Судя по тенденции, их заменят истребителями «Цзянь-10».

Переоборудование старых китайских самолетов в БПЛА рентабельно. Так, например, по опубликованным ранее данным, «ударные дроны американский MQ-9 Reaper или турецкий Bayraktar TB2 обычно развивают максимальную скорость от 130 до 300 миль в час, в то же время пилотируемые истребители, даже древние, созданы для быстрых скоростных маневров, а «Цзянь-7», переделанный в беспилотник, может лететь со скоростью почти 2 Маха.

С другой стороны, боевые реактивные самолеты требуют серьезного обслуживания, особенно такая конструкция, как «Цзянь-7», подверженная неисправностям, даже несмотря на то, что Китай может получить много запасных частей, разобрав некоторые из этих самолетов».

Впрочем, уже не раз отмечалось также, что «эти аппараты не лишены серьезных недостатков. По трудоемкости обслуживания, времени подготовки к вылету и затратам они практически не отличаются от пилотируемых самолетов, что требует наличия специфического наземного оборудования и хорошо подготовленного технического персонала.

Представляется, что данные БПЛА уже осуществляют учебно-боевые полёты. В 2021 году во время учений вблизи тайваньского воздушного пространства четыре «Цзянь-7» присоединились к группе более современных истребителей «Цзянь-16», что было необычно для морально устаревшего самолета».

Несмотря на то, что никаких доказательств с 2021 года не было обнародовано, некоторые специалисты задаются вопросом, были ли «Цзянь-7» реально модифицированы, чтобы стать БПЛА.

Возможно также рассмотреть поражающий эффект от попадания рассматриваемых БПЛА. Так, 9 июня 2022 года в ходе учения истребитель «Цзянь-7» из состава 53-го авиаполка (Уданшань) ВВС Южного объединенного командования НОАК потерпел крушение в районе Сянъян (провинция Хубэй, Китай). Пилот катапультировался. Имеются повреждения жилых домов, 1 мирный житель погиб, 2 получили ранения.

Таким образом, в настоящее время более экономичным будет массовое производство более дешевых, но менее эффективных роев дронов. Поэтому в 2015 году на авиабазе Аньшунь была возведена инфраструктура, необходимая для управления БПЛА по спутниковым каналам, что теоретически позволяет руководить действиями БПЛА и практически мгновенно получать разведывательную информацию с дрона, находящегося в любой точке земного шара. Здесь имеется как стационарная, так и мобильная аппаратура управления и спутниковой связи.


Снимок Google Earth: БПЛА «Цзянь-6» и «Цзянь-7» на авиабазе Лунтянь (Хоулинкун), расположенной в 170 км от Тайваня

Восемь лет назад в ВВС НОАК началось формирование отдельных беспилотных эскадрилий специального назначения, укомплектованных радиоуправляемыми истребителями.

Основным назначением БПЛА, которые на экранах РЛС невозможно отличить от боевых истребителей, является вскрытие системы противовоздушной обороны противника и нанесение ракетно-бомбовых ударов по стационарным целям с известными координатами. В мирное время личный состав и техника беспилотных эскадрилий привлекаются для организации учебного процесса истребительной авиации и войск ПВО.

Таким образом, военно-политическое руководство КНР в целом принимает во внимание растущую роль БПЛА в последних вооруженных конфликтах. В 2022 году официальные лица Тайваня открыто ссылались на конфликт на Украине как на демонстрацию ключевой роли БПЛА в современных военных столкновениях.

«Цзянь-7» третьего поколения уже давно пережил свой расцвет, учитывая, что сейчас Китай получает новые истребители 4-го и 5-го поколений, такие как Су-30 российской разработки и китайские истребители-невидимки «Цзянь-16» и «Цзянь-20». Однако конструкция таких истребителей позволяет переделать их в дроны без особых трудностей.

Такие БПЛА будут превосходить американские и турецкие аналоги. Самый быстрый американский дрон может развивать скорость до 400 км/час, в то же время китайские будут летать на сверхзвуковой скорости. Это обеспечит серьезное преимущество во время боевых действий.

Замена самолетов происходит не только на западной границе, так как Китаю нужны более дальнобойные современные боевые самолеты, чтобы противостоять растущим провокациям со стороны США и их союзников в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, где находятся ключевые стратегические интересы Китая.

Автор:
Роман Ягодка
Использованы фотографии:
topwar.ru, jetphotos.com, hdpic.club