ФОТО: КИСЕЛЁВ СЕРГЕЙ/АГЕНТСТВО «МОСКВА»

В школах хороших педагогов не хватает. Престиж профессии упал, а нынешние зарплаты не способны его поднять. При этом выросло ЕГЭ-поколение, способное проходить тестирование, но не умеющее аналитически мыслить. Всему этому способны положить конец грамотные педагоги. О проблемах школьного образования и Вселенском учительском конкурсе от Царьграда, дающем дорогу талантам, читайте в нашем материале.

О том, как учителям принять участие в нашем конкурсе и что получат победители, чуть ниже. Пока же давайте вместе разберём ситуацию в школьном образовании России и посмотрим, как обстоят дела в граничащей с нами Финляндии.

ЕГЭ — эффективный инструмент дебилизации

Мало того, что сегодня в России ученики знают предметы поверхностно, так как в старших классах детей просто «натаскивают» на разгадывание тестов по ЕГЭ, так из ещё и при этом заваливают лишним материалом.

К примеру, биологию и прочие профильные предметы после 8-го класса можно было бы учить факультативно всем, кто не собирается сдавать эти предметы в выпускном классе.

У дочки в 11 классе за месяц до ЕГЭ писали контрольные годовые работы по биологии, хотя в классе никто не сдавал этот предмет. Так зачем тратить время? Можно было бы сконцентрироваться на действительно нужных каждому конкретному ученику дисциплинах,

— рассказал собкор Царьграда в Челябинске Андрей Соколов.

БОЛЬШИНСТВО ЭКСПЕРТОВ УВЕРЕНЫ, ЧТО ЕГЭ СТАЛ ИНСТРУМЕНТОМ РЕЗКОГО ПОНИЖЕНИЯ УРОВНЯ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЙ, НО И ИНТЕЛЛЕКТА. ФОТО: PHOTOAGENCY INTERPRESS/GLOBAL LOOK PRESS

Эксперты в комментарии «Первому русскому» неоднократно отмечали: ЕГЭ призвано «дебилизировать» школьников. В частности, о современной системе образования в России на днях резко высказался депутат Госдумы Михаил Делягин. Учитывая отсутствие Пушкина в ЕГЭ и сокращение статей расходов на образование, гордиться нечем.

Мнение коллеги поддержал и вице-спикер Госдумы Пётр Толстой. Он в двух предложениях сформулировал боль всей России: ЕГЭ, ОГЭ и натаскивание детей на тесты было большой ошибкой, у которой до сих пор есть действующие авторы.

И эта ошибка, конечно, разрушила ту ткань традиционного русского образования, которая существовала до революции и которая существовала в советской России,

— заявил Толстой.

Главное «мерило» в современной системе образования — это не качество знаний, не способность к анализу, а количество подсчитанных компьютером баллов. Стоит ли удивляться, что дети в России поголовно хотят стать блогерами, а не инженерами?

«Я отдал тупого – верните умного!»

А как нынче учат в школе? Широко практикуется система, при которой ученики галопом скачут по учебнику.

Нередко порядок изучения материала хаотичный и сильно отличается от последовательности, предложенной авторами пособия. Один урок — одна тема, никакого закрепления материала. А через пару занятий — самостоятельная или контрольная работа. Неудивительно, что у школьников в голове вместо чёткой системы знаний — мешанина.

А что с «домашкой»?

Да ещё и, помимо обязательных заданий, учителя на дом задают дополнительные, которые можно выполнить зачастую только при помощи репетитора.

ОТДЕЛЬНАЯ ТЕМА – ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ. ДЛЯ МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ ЭТО НЕПРЕОДОЛИМОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ. ФОТО: SAKKMESTERKE/SHUTTERSTOCK

То доклад нужно сделать, то презентацию. Как тут не вспомнить взорвавший соцсети ролик комика Алексея Щербакова про школу и домашнее задание. Отец школьника справедливо возмутился тем, что в 30 лет ему каждый день приходится делать с сыном уроки.

Ещё хватает наглости позвонить из школы: «А чего ваш сын так плохо учится? Вы что, дома вообще не занимаетесь?». Тот же самый вопрос к вам. Вы – школа! Вы там вообще не занимаетесь? Я отдал тупого – верните умного!

— озвучил юморист мысли родителей, которые вынуждены вместе с ребёнком проходить школьную программу внеурочно.

По факту на уроке учитель лишь сжато даёт информацию и просит разобрать материал подробнее дома.

Дурной пример заразителен

Другая крайность – совсем не задавать домашнего задания. Такая система, например, принята в Финляндии. Там дети в школе в один день изучают тему, пишут проверочную работу и разбирают ошибки. При этом финские учителя сами выбирают, какие учебники использовать, а выпускники не сдают экзаменов, а получают в аттестат годовую оценку.

СЛИШКОМ ЛИБЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ ФИНЛЯНДИИ, НА КОТОРУЮ НАС НЕРЕДКО ПРИЗЫВАЛИ РАВНЯТЬСЯ, ПРИВЕЛА К СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ У ФИНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ. СКРИНШОТ: HABR.COM

Дети в Финляндии до 7-го класса получают устные оценки — от «посредственно» до «отлично». А с 8-го класса применяется 10-балльная шкала.

К чему привела такая чересчур либеральная система образования? В 2016 году эксперты отмечали, что за последние десять лет уровень финских школьников упал по сравнению с их сверстниками из других стран. Поэтому были даже разработаны новые учебные программы, чтобы вернуть Финляндии статус флагмана образования.

Школа на 50 человек

Кроме того, внедрять финскую систему образования в огромной многонациональной стране — неправильно. Что хорошо для иностранцев, то для России — зло. Что такое Финляндия?

Страна с населением 5,5 миллионов человек, плотно проживающих на небольшой территории. Однородный национальный состав, небольшая разница в доходах и возможность обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка. Треть финских школ рассчитаны менее чем на 50 учеников, лишь 4% учебных заведений вмещают 500 и более детей, а самая большая школа насчитывает одну тысячу учеников.

В ЛУЧШИЕ ШКОЛЫ РОССИИ ДОЛЖНЫ ПРИЙТИ И ЛУЧШИЕ УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЕ СМОГУТ ВОЗРОДИТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ. ФОТО: АГН «МОСКВА».

Самая большая школа России на 2860 мест открылась в Воронеже. Только в первых классах здесь учится 360 детей. В мегашколе есть обсерватория, игровая зона, магнитно-маркерные доски. Старшеклассники учатся за индивидуальными партами (на одного учащегося). Вот она — русская школа будущего. Осталось решить главный вопрос — кто, чему и как там будет учить детей?

А педагоги кто?

И вот тут как раз можно было бы почерпнуть зарубежный опыт по повышению престижа профессии учителя. В той же Финляндии педагог — не самая высокооплачиваемая профессия. Однако учительские зарплаты достойные, в среднем 3500 евро. В результате в местные педагогические вузы очень большой конкурс. Чем не может пока похвастать Россия — учителей катастрофически не хватает.

На этом фоне отдельные чиновники делают странные заявления. Так, министр образования Оренбургской области взорвал соцсети фразой о том, что повышение зарплат учителям до уровня московских привлечёт охотников за длинным рублём:

Они придут учить детей не по призванию, а из корысти.

Педагогов позиция министра обескуражила. В региональном профсоюзе работников образования парировали: если зарплаты останутся такими же или станут ниже, часть предметов вообще будет некому преподавать, и мы скатимся к ситуации 90-х годов.

Талантам  достойную зарплату и почёт

Не хотелось бы доводить ситуацию до такой беды, поэтому Царьград вносит посильный вклад в формирование престижа профессии педагога. Восстанавливать страну шаг за шагом можно только вместе с новым поколением русских патриотов.

«Первый русский» приглашает талантливых педагогов со всех регионов нашей страны к участию в строительстве нашего совместного будущего.

Стартовал II профессиональный конкурс педагогического мастерства Вселенский учительский конкурс Святителя Василия Великого. В прошлом году конкурс стал настоящим открытием для профессионалов. Учителя из разных уголков страны соревновались за победу и возможность заключить контракт с ведущей православной школой Подмосковья – гимназией Святителя Василия Великого. Этому учебному заведению в России аналогов нет. Здесь воспроизводится модель русской дореволюционной гимназии с корректировкой на современные реалии.

В ПРОШЛОМ ГОДУ ВО ВСЕЛЕНСКОМ УЧИТЕЛЬСКОМ КОНКУРСЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИЗ САМЫХ РАЗНЫХ УГОЛКОВ РОССИИ. СКРИНШОТ: ЦАРЬГРАД

В гимназии изучили русские педагогические традиции и зарубежные наработки. И предложили своё видение современной школы взамен агонизирующей постсоветской системе образования.

Время показало, что не ошиблись. Сочетание христианского подхода к изучению гуманитарных предметов с передовым техническим уровнем преподавания дало ошеломляющий результат. Выпускники гимназии — настоящая русская элита, взрощенная педагогами от Бога. Здесь у тех и других есть простор для постижения мира и воспитания истинных человеческих ценностей.

На наш призыв в прошлом году откликнулось 170 педагогов. Конкурсный отбор проходил несколько месяцев. Во второй тур были допущены 48 участников, а в заключительном — третьем — приняли участие только 10 самых талантливых конкурсантов.

В номинации «Педагог-предметник» победил Евгений Ковалёв из Волгограда, лучшим педагогом начальной школы стала Екатерина Косорукова из Ленинградской области, лучшим воспитателем признана Галина Рожкова, а специальный приз от сообщества «Больше, чем школа» выиграл Андрей Кондратьев из Челябинска.

Как стать участником конкурса

В этом году заявки от претендентов принимаются до 1 февраля. 2 марта состоится педагогическая онлайн-игра, а 6-8 мая — финал конкурса в виде открытого урока. Для участия в конкурсе нужно заполнить электронную заявку. Участниками могут стать педагоги, воспитатели, учителя, заместители директоров, психологи, логопеды, методисты муниципальных и частных образовательных учреждений.

Их труд оценит жюри в составе опытных экспертов в области образования. Финалисты получат возможность опубликовать своё произведение (текстовое, литературное, научное, сценарное, фотографическое и прочее) на федеральной странице сетевого издания Царьград. А лауреаты и победители награждаются памятными дипломами и возможностью заключить контракт с гимназией Святителя Василия Великого.

Цель конкурса — повысить престиж профессии, растиражировать передовой педагогический опыт и поддержать талантливых учителей. В условиях борьбы России за свои национальные интересы и за сохранение традиционных ценностей возрождение школьного образования в духе патриотизма и гармонично развитой личности обретает судьбоносное значение.

Вырастить новое поколение без грамотного учителя невозможно. Вселенский учительский конкурс — тот импульс, который поможет формированию новой, подлинно русской системы образования.

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ