ФОТО: NATALYA_MAISHEVA/SHUTTERSTOCK

Сезонный день грандиозных распродаж в этом году приходится на 24 ноября. И торговцы уже потирают руки в предвкушении крупного барыша. Но не тут-то было. Последние опросы показывают, насколько покупатели в России верят в честность скидок и готовы ли тратиться в этот день. О том, как нас обманывают в чёрную пятницу, читайте в материале Царьграда.

«Чёрная пятница» оправдывает своё название — в этот день в погоне за скидками реально погибло множество людей. Весь мир видел отвратительные кадры беснующихся в магазинах американцев, которые готовы удавить друг друга за одежду, игрушки и бытовую технику.

В нетерпении перед стартом распродаж они выламывают двери магазинов и затаптывают охранников насмерть. Или, не поделив товар, устраивают мордобой и даже перестрелки.

В США «ЧЁРНАЯ ПЯТНИЦА» – ЭТО ДЕНЬ, КОГДА МОЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЮ МЕЧТУ — КУПИТЬ СО СКИДКОЙ — ИЛИ УМЕРЕТЬ В ПОГОНЕ ЗА ХАЛЯВОЙ. ФОТО: ROBIN NELSON/ZUMAPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS

Вместе с приходом западных брендов в 2000-х культура беспорядочного потребления докатилась и до России. К счастью, не в таких извращённых формах. И вот, спустя 30 лет оболванить русского покупателя стало весьма проблематично.

Кто пойдёт в магазин?

Исследовательский центр портала Superjob.ru в конце октября опросил людей в 375 городах. Выяснилось, что подавляющее большинство считает скидки в «чёрную пятницу» обманом. Их количество за последние три года выросло на четверть.

Только 9% покупателей по-прежнему верят, что магазины в ноябрьскую распродажу честно снижают цены. Три года назад таких было вдвое больше.

Тратиться в «чёрную пятницу» на этот раз планирует лишь каждый десятый опрошенный.

В основном они будут покупать бытовую технику и электронику, одежду, гаджеты, косметику и обувь, товары для дома и мебель. При этом в среднем готовы оставить на распродажах 17 тыс. 500 руб. Это на 6 тыс. руб. больше, чем в прошлом году.

О какой «экономии» может идти речь?

Будет две «пятницы» в этом году

Распродажи, которые со временем превратились в «чёрную пятницу», придумал ещё в конце XIX века американский торговец Фрэнк Вулворт, чтобы быстро избавиться от лежалого товара. Покупатели с удовольствием включились в предложенную игру, цель которой успеть урвать не важно, что именно, лишь бы за бесценок.

Вулворт в итоге сказочно обогатился, создав крупнейшую розничную сеть магазинов. А традиция устраивать сезонные распродажи закрепилась, так как приносила прибыль.

«ОТЕЦ» РАСПРОДАЖ ПО «ЧЁРНЫМ ПЯТНИЦАМ» БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ СВОЕЙ ИДЕЕ ДОВОЛЬНО БЫСТРО ПРОШЁЛ ПУТЬ ОТ «ПЯТИЦЕНТОВОГО» МАГАЗИНА ДО ВУЛВОРТ-БИЛЬДИНГА, ГДЕ РАСПОЛОЖИЛАСЬ ШТАБ-КВАРТИРА WOOLWORTH COMPANY – МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. ФОТО: THE PICTORIAL NEWS CO.

Понимая, что люди всё реже «покупаются» на дутые скидки, нынешние предприниматели придумали новый хитрый ход – «репетиция» чёрной пятницы. Некоторые магазины начинают распродажу намного раньше: объявляют скидки на весь ноябрь. В этом году предварительная масштабная распродажа в России пройдёт под кодовым названием «11.11». Всё ради того, чтобы конкурировать за ограниченный бюджет покупателя.

Как нас обманывают

Основная же «чёрная пятница» начнётся в России в ночь с 23 на 24 ноября. Обычно акция длится 3-4 дня, вплоть до воскресенья, в отдельных случаях — до конца ноября. Самую большую выгоду — скидки до 90% — магазины обещают именно в эти дни. Но в большинстве случаев скидки оказываются дутыми.

У мужа день рождения в первых числах декабря, решила в подарок ему купить игровую приставку. Стоила она 26 тыс. руб. Приобретаю и радостно скачу домой. А через пару дней вижу, что она уже стоит 21 тыс. руб. — без «чёрной пятницы»!

—  поделилась опытом обманутая покупательница на форуме «Пикабу».

Ловкие маркетологи сначала заранее накрутили цену, а потом магазин сделал плановую «скидку». Пользуясь ажиотажным спросом, недобросовестные продавцы нагло врут. На «пятничном» ценнике рисуют фейковую старую цену, зачёркивают её и пишут новую – выше той, что была до акции. Так, например, стиральная машина за 25 тысяч рублей к распродаже может «подешеветь» до 28 тысяч.

Бывают и честные скидки

Пользуются таким приёмом и магазины одежды. И даже продуктовые супермаркеты. Некоторые не заморачиваются и клеят новые ценники поверх старых, так что легко можно проверить, сколько товар стоил раньше.

Наряду с фейковыми реальные скидки в «чёрную пятницу» тоже встречаются. Средний размер дисконта — всего 30-40%. С более высокой скидкой может продаваться сезонный товар или брак. Кроме того, в случае с интернет-магазинами большая скидка может быть сделана за счёт дорогой доставки,

— говорит эксперт в области потребительского рынка Анастасия Назарова.

Эксперты предупреждают, что скидка не может быть выше торговой наценки, иначе магазин будет работать в убыток. Никто не станет продавать ликвидный товар дешевле себестоимости. Размер реальной скидки может быть в пределах 5-15%, остальное — маркетинговый ход.

Если вы видите дисконт выше 50%, это либо вещь из старой коллекции, либо фокус с предварительной накруткой «старой» цены.

СРЕДНИЙ РАЗМЕР ДИСКОНТА — ВСЕГО 30-40%. С БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СКИДКОЙ МОЖЕТ ПРОДАВАТЬСЯ СЕЗОННЫЙ ТОВАР ИЛИ БРАК. ФОТО: GOLOTSVAN/SHUTTERSTOCK/

Два по цене одного

Ещё одна любимая акция магазинов в ноябрьскую распродажу —- два товара по цене одного. В чём тут подвох, «Первый русский» подробно рассказывал здесь.

Популярна и уловка со скидкой на ограниченное количество товаров. Например, предлагается купить мультиварку за две тысячи вместо пяти. Но на поверку окажется, что в наличии их уже нет (обычно такой товар разбирают сотрудники магазина). Зато есть другие модели — дороже, естественно.

Фейковые сайты: ни товара, ни денег

В ход идут и всяческие психологические приёмы. Чтобы подстегнуть к покупке, интернет-магазины включают на сайтах обратный таймер распродажи. А на товары ставят пометку «последний» – с таким ценником всё быстро продаётся. Крючок упущенной выгоды срабатывает, даже если эта вещь не особо была нужна.

И, конечно, остерегайтесь фейковых сайтов, которые маскируются под популярные интернет-магазины. Мошенники заманивают гигантским скидками и бесплатной доставкой, но в итоге вы останетесь в дураках. Как минимум они заполучат ваши персональные данные, как максимум — ваши деньги, а товар вы не получите.

Наглых накажут

Игры с ценниками — опасная затея. Для продавца это может обернуться административным и даже уголовным делом. Если цена осталась старой, а на ценнике написано «со скидкой», такой фокус можно трактовать как предоставление недостоверной информации. С жалобой на магазин можно обратиться в ФАС.

Если же продавец повысил цену, а на ценнике указал «цена со скидкой», речь идёт уже о мошенничестве. Подмена ценника является преступлением, заявить об этом можно и в полицию.

Федеральная антимонопольная служба периодически отслеживает «чёрнопятничные» фокусы и наказывает провинившихся.

НИКТО НЕ СТАНЕТ ПРОДАВАТЬ ЛИКВИДНЫЙ ТОВАР ДЕШЕВЛЕ СЕБЕСТОИМОСТИ. РАЗМЕР РЕАЛЬНОЙ СКИДКИ МОЖЕТ БЫТЬ В ПРЕДЕЛАХ 5-15%, ОСТАЛЬНОЕ — МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД. ФОТО: DEMIAN STRINGER/ZUMAPRESS.COM/GLOBAL LOOK PRESS.

Так, в Татарстане антимонопольщики проверили магазин одежды, где транслировалась реклама 90-процентых скидок. Местный житель пожаловался в УФАС, что продавец смогла предложить ему с максимальной скидкой только блузки по 600 рублей. То есть первоначальная стоимость вещи должна была быть 6 тыс. руб. Но товары по такой цене в магазине никогда не продавались. Магазин признали нарушившим закон «О рекламе».

Что с того?

Из самой выгодной акции года «чёрная пятница» хоть и не везде, но давно превратилась в массовый обман. Благо большинство покупателей в России это понимают. А тем, кто всё ещё верит в чудеса, эксперты советуют заранее составить список покупок и проверить, как менялась цена. Роспотребнадзор даже публиковал подробные советы для покупателей в преддверии «чёрной пятницы».

По некоторым оценкам, три четверти магазинов в России искусственно завышают цены перед распродажами. При этом накрутка достигает 30-35%. Эффективных инструментов жёсткого контроля за подобными уловками в России пока не существует. Поэтому спасение «покупающих» — дело рук самих покупающих.

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ