ФОТО: GTS PRODUCTIONS/YURY LEDENTSOV/SHUTTERSTOCK

Многие русские люди удивляются: как же так, ведь украинские ВВС до начала СВО – это десятки единиц летательных аппаратов каждого типа. За время спецоперации наше Минобороны сообщило, что сбило их по два раза. А противник между тем никак не кончится: летает, даже и ракеты пускает. Объясняем на простом примере, как так получается и к чему это приведёт

Украина возвращает на фронт вертолёты, которые без малого сорок лет назад использовались для ликвидации Чернобыльской катастрофы. Американское издание Forbes сообщает, что как минимум одна такая машина отремонтирована и поднята в воздух.

Американские журналисты обратили внимание на публикацию в соцсетях фотоснимка летящего Ми-24, переоборудованного под вертолёт — радиационный разведчик (Hind-G1 в буржуйской классификации).

Двухмоторный Hind-G1 — это ударный вертолёт Hind-E 1976 года выпуска с дополнительным оборудованием для обнаружения радиации в воздухе и почве. Это вертолёт-разведчик для ядерной войны,

— пишут авторы материала.

Зомби-вертолёт в цветах украинского флага

В статье отмечается, что с таких машин было снято оборудование, необходимое для управления ракетным вооружением. Экипаж Hind-G1 составляют четыре человека: пилот, штурман и двое дозиметристов, работающих с измерительной аппаратурой. В ходе модернизации вертолёт получил противорадиационную защиту экипажа, а заодно и оборудование, позволяющее измерять уровень радиоактивного заражения воздуха и грунта. Из вооружения машина сохраняла курсовой пулемёт и подкрыльевые блоки неуправляемых реактивных снарядов.

По данным Forbes, несколько вертолётов — радиационных разведчиков хранились вместе с другими непригодными к полётам винтокрылыми машинами на 57-й авиационной базе на западе Украины.

При этом боеспособность восстановленной машины вызывает сомнения даже у американцев.

Маловероятно, что украинцы повторно активировали Hind-G1 для выполнения первоначальной радиологической роли. Кажется, более вероятно, что им нужен был Hind из-за его потенциальных ударных возможностей. Означает ли это, что техники восстановили способность вертолёта стрелять управляемыми ракетами?

— задаётся вопросом обозреватель Forbes.

НЕСКОЛЬКО ВЕРТОЛЁТОВ — РАДИАЦИОННЫХ РАЗВЕДЧИКОВ ХРАНИЛИСЬ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ НЕПРИГОДНЫМИ К ПОЛЁТАМ ВИНТОКРЫЛЫМИ МАШИНАМИ НА 57-Й АВИАЦИОННОЙ БАЗЕ НА ЗАПАДЕ УКРАИНЫ. СКРИНШОТ ИЗДАНИЯ FORBES

Вернули украинские специалисты на вертушку комплекс управления ракетным вооружением или нет, не так уж важно. Важно, что украинский режим дошёл до той степени отчаяния, когда потенциально полезная техника ищется буквально на свалках. Далеко не факт, что данный вертолёт в ходе ликвидации Чернобыльской катастрофы хапнул достаточное количество облучения, чтобы стать радиоактивным; но то, что после 37 лет пребывания в отстойнике он является хламом, не подлежит сомнению.

С другой стороны, украинское руководство многого от этого зомби-вертолёта и не ждёт: сделает пару-тройку вылетов, постреляет по русским — и то хорошо.

Техно-некромантия

Собственно, этот случай является наглядным ответом на вопрос, а почему, собственно, у Украины всё не кончается авиация, если их постоянно сбивают в воздухе и бомбят на аэродромах?

А вот поэтому. Украинские техники с помощью восточноевропейских специалистов безостановочно восстанавливают старые машины, которые тысячами гнили после распада СССР на свалках и базах хранения.

И это делается не только с вертолётами, но и истребителями МиГ-29 и Су-27, штурмовиками Су-25 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24.

9 ноября Telegram-канал «Военный Осведомитель» привёл пример такого воскрешения Су-25:

До 24 февраля 2022 года числишься «на сберегании». По факту был сильно разукомплектованный планер. Отремонтирован в заводских условиях. Минимум третий с начала войны. До этого были бортовые 50 и 51, которые Украина получила из Македонии,

— рассказали обозреватели канала, опубликовав попутно фотографию с церемонии возвращения вражеского штурмовика в строй.

ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО РЕМОНТОМ УКРАИНСКИХ ШТУРМОВИКОВ СУ-25 И ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СУ-27, ВЕРОЯТНО, ПРОДОЛЖАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ЗАПОРОЖСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД «МИГРЕМОНТ». ФОТО: EVRENKALINBACAK/SHUTTERSTOCK

Отмечается, что ремонтом украинских штурмовиков Су-25 и истребителей Су-27, вероятно, продолжает заниматься Запорожский авиационный ремонтный завод «МиГремонт», сохранивший работоспособность, несмотря на удары с нашей стороны.

Ремонтом и восстановлением Су-24 занимается Николаевский авиаремонтный завод. Там же проводится модернизация этих самолётов в носители англо-французских ракет Storm Shadow/SCALP-EG. Именно способность нести западные крылатые ракеты в сочетании с впечатляющими лётно-техническими характеристиками делают этот самолёт самым опасным для нас из всех, что есть в распоряжении ВСУ.

Кладбище панночке в приданое

В связи с этим рассмотрим ситуацию с Су-24 более подробно.

По данным справочника World Air Forces 2022, накануне спецоперации украинские ВВС имели в строю 12 самолётов этого типа. В свою очередь, The Military Balance 2022 (бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира. — Ред.) указывает, что ВСУ имели 18 Су-24М и 12 разведывательных Су-24МР.

Разброс данных в двух авторитетных источниках впечатляющий, однако общий порядок цифр понятен. Это несколько десятков самолётов.

Если ориентироваться на сообщения нашего Минобороны, то этот парк должен был кончиться осенью-зимой 2022 года. Но как мы знаем, год спустя эти машины продолжают летать и даже выполняют залповые пуски ракет по Крыму.

Советская техника в очередной раз показала феноменальную живучесть и ремонтопригодность.

Ключ к пониманию возвратного потенциала, которым обладает Украина, даёт число самолётов, которые были получены ею в результате распада СССР. Понятно, что корреляция тут не прямая: часть машин утилизировали, некоторые были уничтожены в ходе наших ударов, что-то украинцы развинтили и распродали сами. Но опять же порядок цифр будет понятен.

Итак, каков же размер приданого, полученного Украиной от советской империи?

На самом деле, он огромен:

  • три воздушные армии: 5-я, 14-я, 17-я;
  • 24-я воздушная армия Резерва Главного командования, состоявшая преимущественно из Су-24;
  • 48-й отдельный разведывательный авиаполк, вооружённый эскадрильей Су-24МР;
  • 511-й отдельный разведывательный авиаполк;
  • 29-й учебный авиационный полк, имевший двойное количество Су-24 ранних серий;
  • 118-й отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы.

Суммарно все эти части и соединения имели более 280 Су-24 всех типов. То есть если предположить, что украинские техники могут собрать один летающий самолёт из пяти поставленных на хранение, это даёт порядка 50 реанимированных бомбардировщиков.

«ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА» НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ И ВИД НА РАЗОБРАННЫЕ УКРАИНСКИЕ СВЕРХЗВУКОВЫЕ САМОЛЕТЫ SUKHOI SU-24. ФОТО: SLAVA296/SHUTTERSTOCK

Сложно, но можно

Генерал-майор в отставке Владимир Попов, в прошлом сам летавший на Су-24, а затем и командовавший полком этих машин, в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что из-за своих конструктивных особенностей «двадцать четвёртые» являются очень сложными для восстановления машинами. Тем не менее при большом желании и вложениях украинские специалисты могут возвращать их к жизни.

В принципе, хоть машина очень сложная, но частичные компетенции у них могли сохраниться. Так что они могут производить частичное восстановление. Может, не на сто процентов, чтобы всё работало, но в какой-то степени: чтобы самолёт летал и выполнял минимальные задачи по бомбометанию и пуску ракет, — это вполне возможно.

Наш собеседник подчеркнул, что основные центры, где эти самолёты производились и проходили капитальный ремонт, остались на территории России, поэтому серьёзное восстановление Су-24 на Украине невозможно, а те работы, что могут производить украинские специалисты, требуют много времени. В результате процесс оказывается очень сильно растянут.

Примечательно, что данные эксперта по числу самолётов, которые Украина могла задействовать для боевых действий, существенно расходятся со справочными данными англоязычных источников. По словам Попова, украинские ВВС имели к началу спецоперации до 70–80 бомбардировщиков, которые можно было вернуть в строй без больших проблем, а остальное находилось на хранении.

Также эксперт подчеркнул, что Украина имеет существенно большие возможности по восстановлению и ремонту истребителей МиГ-29 и Су-27, что связано как с относительной простотой этих машин, так и с большей распространённостью. В результате для их ремонта проще найти специалистов, оборудование и ЗИП.

ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ, ГДЕ ЭТИ САМОЛЁТЫ ПРОИЗВОДИЛИСЬ И ПРОХОДИЛИ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ОСТАЛИСЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ПОЭТОМУ СЕРЬЁЗНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУ-24 НА УКРАИНЕ НЕВОЗМОЖНО. ФОТО: ROMAN KALISHCHUK/SHUTTERSTOCK

В сухом остатке

В общем и целом поведение наших небратьев в точности соответствует фразе: жить захочешь — не так раскорячишься. Они выжимают последний ресурс из того наследия, которое получили от СССР, при этом на каждом витке противостояния опускаясь всё ниже и ниже, докопавшись уже до отстойников техники, прошедшей Чернобыль.

Наследие им, что и говорить, досталось громадное. И, наверное, можно назвать огромной победой Запада, что самолёты и вертолёты, созданные для борьбы с ним, используются сейчас одной частью русского народа для уничтожения другой. Что ж: запишем, и при случае должок вернём. С процентами.

Что делать России? Да, собственно, ничего нового. Продолжать начатое: бить по базам хранения (читай — самолётным свалкам), наносить удары по авиаремонтным заводам, сбивать вражеские машины в воздухе и ловить их на аэродромах.

Примечательно, что если Украина нашла решение своих проблем, опустившись на уровень технологического бомжа, добывающего нужные детали, копаясь на свалке, то Россия медленно, но верно развивается. Крупным достижением последнего времени стало применение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50У в связке с дальнобойными зенитными комплексами С-400; ранее было налажено производство дальнобойных ракет класса «воздух–воздух». Продолжается поставка в войска современных истребителей Су-35.

В принципе, какую бы изворотливость и находчивость ни продемонстрировали украинские специалисты, конец этого соревнования заранее понятен и предсказуем. Не может хлам, собранный из обломков предыдущей технологической эпохи, выиграть борьбу у современного оружия, производимого по нормальным технологическим процессам с соблюдением всех требований и условий. Не бывает такого. А значит, окончательное уничтожение украинской авиации — вопрос времени.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО