Прибытие Вильгельма Завоевателя в Англию.

От Вильгельма Завоевателя до Столетней войны

Сначала все было просто.

Вильгельм I Завоеватель в 1066 году издал билль, согласно которому пять основных портов королевства несли денежные и иные повинности на создание флота. Согласно Вильгельму Пять Портов (Дувр, Гастингс, Хайт, Нью-Ромни и Сэндвич) в обмен на привилегии и уменьшение налогов должны были в случае необходимости выставить в море 57 кораблей. Понятно, что полностью снаряженными и с командами, но на два месяца. Далее король, если он продолжал использовать флот, был вынужден платить «по хорошей торговой ставке».

Но вскоре быстро выяснилось, что само существование Пяти Портов и вышеописанной договоренности препятствует развитию флота. То есть, грубо говоря – его размер ограничен 57 судами. А если надо больше?

И тот же самый Вильгельм Завоеватель придумал и еще одну вещь – арест и принудительный наём на службу королю. Всех находящихся в английских портах кораблей, если вдруг в этом возникнет нужда. Понятное дело, что когда отдавался приказ о всеобщем аресте, иностранные корабли принуждались к службе на тех же основаниях, что и английские, и эта практика продолжалась вплоть до первых лет правления Елизаветы I.

Ну а первые королевские корабли возникли при знаменитом принце Джоне – тот самый Иоанн Безземельный, знакомый нашему читателю по роману сэра Вальтера Скотта «Айвенго». Именно принц Джон ввел должности «хранителя королевских кораблей» (Keeper of the king’s ships) и «хранителя и губернатора Пяти портов» (Keeper and Governor).

Джон пошел на это не от хорошей жизни – Ричард Львиное Сердце, укатив в Палестину, так и оставался королем, то есть вооружать и собирать налоги на флот Пяти Портов мог только он, а у Джона был конфликт с баронами. Поэтому он и озаботился созданием собственно королевского флота. Правда, это не прошло ему даром – когда Иоанн стал полноправным королем, бароны восстали, вскоре в Англии высадилась французская армия вторжения, а Иоанн был вынужден подписать Великую Хартию Вольностей.

До правления Генриха III флот в основном состоял из парусных судов, и к тому времени многие из них имели две мачты, каждая из которых несла один парус. Преобразование торгового судна в боевой корабль осуществлялось путем оснащения его временными носовым и кормовым замками (форкасл и ахтеркасл), которые позже стали постоянными баком и ютом, добавлением «верхнего замка» или боевого марса и обеспечением надлежащего вооружения.

Несомненно, собственные корабли короля были более прочными и лучше приспособлены к бою внутренними устройствами, чем наемные торговые суда.

2
Возвращение Генриха III и Элеоноры Аквитанской из Гаскони в 1243 году.

Именно со времен Иоанна Безземельного можно говорить хоть о каком-то королевском флоте. В XV и XVI веках «хранитель королевских кораблей» стал сначала клерком по морским вопросам (clerk of marine causes) потом клерком по флоту (clerk of the navy) и наконец в XVII веке – клерком актов (clerk of the acts). Это была первая военно-морская должность в Англии. Но вскоре возникли и другие.

Примерно в 1299–1300 гг. возникла еще одна должность – хранитель (или губернатор) моря (keepers or governors of the sea). Их было два – Хранитель Востока или Прибрежных вод (Narrow seas) и Хранитель Юга (этот дворянин или рыцарь отвечал за все боевые действия в Канале). Самое интересное, что снабжался и оплачивался флот из средств Гардеробных счетов (Wardrobe Accounts).

Примерно в это же время Эдуард I создал и Совет по флоту (Navy Board), в который входили все Хранители, коннетабль, казначей и сам король. И в начале Столетней войны английский флот заслужил много похвал.

Во времена Столетней войны

Однако уже в 1360–1370-е годы у англичан начались проблемы. Например, год смерти Эдуарда III характеризовался разграблением испано-французскими эскадрами Рая, Льюиса, Гастингса, Ярмута, Дартмута, Плимута, Фолкстона, Портсмута и острова Уайт. В 1378 году палата общин прямо вошла в конфликт с королевской властью, назвав причинами немощи английского флота потери и нищету, вызванные неуплатой или задержкой оплаты за использование кораблей, а также отсутствием компенсации за заготовку припасов и зипов. И в 1380 году король согласился, что все владельцы кораблей, нанятых на королевскую службу, будут получать компенсацию 3 шиллинга 4 пенса за тонну водоизмещения каждые три месяца, начиная со дня найма.

Поскольку такая сумма оказалась для королей неподъёмной, ее сначала пытались снизить до 2 шиллингов, потом до полутора, и проблемы с флотом все нарастали. Вместе с этим сокращался и флот торговый, что заставило короля Генриха IV принять указ, обязывающий английских подданных экспортировать и импортировать товары только на английских кораблях, причем большинство экипажей этих судов должны были являться подданными английской короны. Фактически, это была первая попытка Англии принять аналог Навигационных актов.

2
Битва при Слейсе, 1340 год.

Эта мера повлекла увеличение английского торгового судоходства и постепенное снижение зависимости от Ганзы и ее перевозок, которые на 1406 год составляли до 70% от всего числа поставляемых и вывозимых товаров. Во времена же Генриха V английские корабли уже курсировали до Лиссабона и Марокко, а английские рыбаки ловили рыбу во всем Северном море вплоть до Исландии.

При Генрихе же V воспрял из небытия и военный королевский флот. Так, на 1416 год флот Генриха V насчитывал 17 коггов (самый большой – это 1 000-тонный Jesus of the Tower), 7 каррак, 2 барка и 12 балинджеров (balinger – мелкое рыболовное судно, в основном для охоты на китов). Тогда же Генрих V начинает строительство гиганта – Grace Dieu, корабля длиной 218 футов (66,5 метра) и шириной 50 футов (15,24 метра).

Вооружение составляло всего лишь три пушки, но форкасл и ахтеркасл были подняты на высоту до 50 футов с целью обстрела неприятельских кораблей лучниками и пращниками сверху вниз. Общее водоизмещение оценивается в 2 850 тонн.

Корабль так ни разу не был в море и в 1439 году затонул от удара молнии в реке Хэмбл.
Строительство такого большого флота не могло не отразиться на финансах короля, Генрих влез в большие долги, и после его смерти в 1422 году его имущество, включая королевские корабли, было в основном распродано по остаточной стоимости. При этом кредиторы Генриха V получили лишь 1 000 марок, остальные деньги от продажи новый король Генрих VI просто положил себе в карман.

4
Grace Dieu, реконструкция.

Эта продажа флота спровоцировала слабость Англии на море, а английские берега стали грабить пираты. К тому же вскоре началась война Роз, и всю пиратскую вольницу очень часто возглавляли английские бароны.

Во время войны Роз

В 1432 году палата общин официально заявила, что датские корабли разграбили гавань Халла (Гуля) на сумму 5 000 фунтов стерлингов, а другие порты – на 20 000 фунтов стерлингов за один год, и потребовала выпустить каперские патенты для возмещения убытков.

В 1435 году Вильгельм Морфоут из Уинчелси подал прошение о помиловании, отсидев, как он саркастически выразился, «долгое время в Дуврском замке», он вышел в море со 100 людьми, чтобы атаковать врагов короля. Ему было трудно получить провизию, что, по-видимому, и привело его на путь пиратства, но вместо датских он начал грабить свои, английские же корабли.

«Вы используете свое судоходство, чтобы воевать с бедными купцами, грабить и отнимать у них их товары, и вы сами становитесь грабителями и пиратами»,
– так описал эту ситуацию современник.

Статутом Генриха V нарушение перемирия и охранной грамоты квалифицировалось как государственная измена, и чтобы как-то легализовать каперство, была введена должность Хранителя патента, которым должно было быть высокопоставленное лицо, имевшее доход не менее 40 фунтов стерлингов в год. Хранитель был одновременно и поручителем за капера, и если капитан становился на скользкий путь пиратства, Хранитель выплачивал за капера убытки.

При Генрихе VI нейтралам бесплатно предоставлялись охранные грамоты для погрузки товаров на корабли, и палата общин опротестовала это решение – ибо, по мысли парламентариев, за охрану надо платить. Правда, военный флот к тому времени был распродан за долги, и охранная грамота была только каким-то бумажным пожеланием к пиратам не грабить это судно. Понятно, что пираты гораздо больше боялись военных кораблей, а не каких-то бумажек.

Вместо строительства королевского флота Генрих VI прибегнул к найму кораблей на службу. Однако это оказалось гораздо дороже – так, в 1450 году наемный флот обошелся в 13 000 фунтов стерлингов, то есть в четверть от всего годового дохода короны, и казначейство заявило, что оно не в состоянии покрыть этот долг. В результате король деньгами выплатил только 2 844 фунта, а остальное отдал товарами, шерстью, какими-то активами и… правом сбора налогов на определенных землях.

5
Флот Генриха V.

Понимая, что такая ситуация была ненормальной, с 1455 года Генрих начинает сдавать свои немногочисленные суда в аренду купцам. Да, это приносило короне какую-то прибыль (например, уже упоминавшийся Jesus of the Tower принес короне 4 фунта 16 шиллингов и 4 пенса, но в том же плавании он погиб, так что прибыль не покрыла убытки).

В том же 1455 году началась война Роз, и флот был заброшен сильно и надолго.

В 1461 году Эдуард IV ввел измерение тоннажа кораблей в бочках с вином из Бордо. Одна бочка (tun) объемом 252 галлона и стала мерой грузовместимости, а позже – и водоизмещения, которое на тот момент определялось просто – сколько таких бочек мог взять на борт корабль. От названия этой бочки потом и произошло слово «тонна».

Эдуард IV решил восстановить военный флот и действовал весьма методично. В 1464 году вступил в силу закон о мореплавании, первый, одобренный короной со времен правления Ричарда II, и хотя срок его действия истек через три года, он стал залогом будущего и более эффективного законодательства. Говорят, что Эдуард сам занимался торговлей, и торговые договоры с Бургундией, Бретанью и Кастилией показывают, что он понимал, где находятся источники национального богатства.

Тем не менее королевские корабли стал покупать (а не строить) только Ричард III, в чье короткое правление было приобретено 8 судов, в основном во Франции и Испании. Однако в 1485 году в битве при Босворте Ричард был разбит, и на трон взошел Генрих VII Тюдор, он-то и заложил основы, которые позже позволили начать строительство прообраза регулярного флота.

Генрих VII и флот

Именно при Генрихе VII заработок матроса и солдата на кораблях был определен в шиллинг в неделю при нахождении в гавани, и шиллинг и три пенса в неделю в море. Дополнительно поставлялось и продовольствие, на которое выделялось шиллинг и полпенса в неделю. Матросы, рабочие верфей, лесорубы и все другие получали не только зарплату, но и паек. На сто человек на флагманских кораблях впервые были закуплены синие куртки – предтеча будущей униформы.

Капитан, высший офицер флота, получал три шиллинга и четыре пенса в неделю. Казначей и боцман – один шиллинг и восемь пенсов, квотермейстер – один шиллинг и шесть пенсов, стюард и кок – один шиллинг и три пенса. Это были портовые ставки, возможно, в море они были выше.

6
Джон Кабот на аудиенции у Генриха VII перед отплытием на поиск новых земель.

Например, когда корабль Sovereign совершил поход из устья Темзы в Портсмут, его поход занял 31 день. Капитан получил за это плавание 2 фунта 10 шиллингов, казначей – 14 шиллингов и 8 пенсов, квотермейстеры – по 10 шиллингов каждый, боцман – 16 шиллингов и 8 пенсов, стюард – 8 шиллингов, кок – 10 шиллингов.

Тем не менее англичане тогда еще не были морской нацией. Как писал испанский посол в Англии дон Фердинандо де Пуэбла – «английские моряки суть полные невежи и дикари».

Большое влияние на Генриха оказало открытие Нового Света, и английский король также решил присоединиться к поискам новых земель. Но это требовало строительства флота. И Генрих начал со строительства королевских верфей, именно при нем были построены верфи в Дептфорде, Портсмуте и Вулижде.

Король озаботился постройкой сухих доков и созданием логистики по доставке материалов на верфи, чем позже и воспользовался король Генрих VIII при строительстве первого Тюдоровского флота.

Главное, что сделал Генрих VII – он создал материальную базу. После себя он оставил семь королевских кораблей – две каракки «Sovereign» и «Regent», два мелких 80-тонных судна, которые проходили по реестру как галеры (galley), корабль «Michael», захваченный у шотландцев в 1488 году, каравеллы «Mary and John» и «Carvel Ewe».

Именно это и стало стартовой позицией Генриха VIII, который начал развернутую программу строительства большого флота.

Литература:
1. Monson, William «The naval tracts of Sir William Monson» – London, Printed for the Navy Records Society, 1902.
2. H. R. Fox «English Seamen under the Tudors» – London, 1868.
3. William Laird Clowes, Clements Robert, Sir Markham «The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present» – Chatham Publishing; Reissue edition, 1997.
4. Michael Oppenheim «A History of the Administration of the Royal Navy and of Merchant Shipping in Relation to the Navy» – London, J. Lane, 1896.

Автор:
Сергей Махов
Использованы фотографии:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons, https://www.history.com/topics/exploration